Скоропечатня Левенсона в Трехпрудном

Sep 19, 2013 22:25

Пока я отдыхала на Корфу на сайте про Московские Новостройки вышла моя статья про скоропечатню.



современные фотографии сделаны huck_d, который любезно мне разрешил ими пользоваться один раз, а я уже обнаглела и три раза ими пользуюсь:))

В 1900 году архитектор Ф. Шехтель в Трехпрудном переулке построил производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, для которой была куплена одна типографская машина у Набилковского училища. Основал ее Александр Александрович Левенсон в доме своего отца московского доктора А.С. Левенсона. И первые три года это была небольшая мастерская, выполнявшая мелкие заказы.

В 1884 году типография получила крупный заказ на печать газеты «Новости дня», что дало ей возможность расширить производство. В 1887 году она преобразовалась в Товарищество. И к 1890 году работа ее была стабильна и заказов было столько, что стало ясно - старое помещение ей мало - надо строить новое. Специализировалась она на выпуске художественных изданий, альбомов художников, программ для всех Императорских театров. Они могли выпускать как простые билеты в театры, так и сложные репродукции с работ художников. Во время празднования Коронования императора Николая II в 1896 году типографией Левенсона была выпущена почти вся печатная продукция к ней. За что она удостоилась звания «Поставщика Императорского Двора».



Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Ф.О. Шехтелю. Сотрудничество «скоропечатни» и архитектора началось давно, еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньеристом. И конечно, много его работ и для увеселительного сада «Эрмитаж», и для Большого театра печатались у Левенсона. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, поэтому и проект, выполненный Шехтелем был необычен для производственного предприятия.



«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией построенной в новом тогда стиле модерн.
Комплекс состоит из ансамбля двух разных по функции частей: вдоль переулка построено административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а производственный корпус - уходит вглубь участка.



Производственный корпус предельно прост и лишен декоративного убранства. Зато он построен с применением самых новых технологий - применен металлокаркас, который позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами, через которые вливается внутрь масса света.



Каждый этаж это отдельный цех - сверху типографический и литографский.



Внизу мастерские типографской отделки - золотильное, тиснения, гравировальный и т.д.



Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.



Административный издательско-редакционный корпус имеет сложную объемно-пространственную композицию.
В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двухскатная крыша.
В революцию она лишилась надписи, украшавшей эту решетку «Т-во Скоропечатни Левенсонъ».
Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом «Товарищество скоропечатни АА. Левинсонъ».
Они хорошо видны на старых фотографиях и чертежах Шехтеля.
Две башенки с шатровым верхом фиксируют восточный угол фасада. Башни и щипцовая крыша навеяны были Шехтелю романо-готическими стилизациями присущими европейской эклектике конца 19 века. Основание углового эркера украшено лепным орнаментом чертополоха - растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии, в частности в городе Нанси.



Модерн привнес сюда очень интересный рисунок рам и расстекловку второго и третьего этажа.
Обращает на себя внимание интересный рисунок устоев ворот с коваными светильниками.
Огромным творческим успехом являются интерьеры издательского корпуса.



Особенно лестница первого этажа похожая одновременно на волну и растекшуюся лаву. Тот же мотив Шехтель потом использовал в доме Степана Рябушинского, но там лестница стала центром всей композиции. Но лестница издательства Левенсона безусловно, ее предшественница.
Центр оси фасада, выходящего на Мамоновский переулок, отмечен эркером, что создает очень красивую перспективу и видовую картинку от Тверской улицы. Таким образом, очень стильная постройка великого архитектора вписана в окружающую среду города одновременно выделяясь из неё.
В 1910 году в типографии на свои личные сбережения Марина Цветаева, которая жила в родительском доме почти напротив, выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Во время театрального сезона А.А. Левенсон под своей редакцией выпускал газету под названием «Ежедневное либретто». В ней печатались в основном новости культуры, и она содержала много рекламы. Тут выходили также чудесные детские книжки с иллюстрациями Билибина. Печатали книги А.Чехова, И. Бунина, А. Куприна. Альбомы репродукций В.Серова, К. Коровина и других художников.



Типография работала в этом доме до 1917 года. В 1917 году типография Левенсона была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году.
Сегодня комплекс «Скоропечатни» это большой офисный центр в самом центре города. Фабричные цеха реставрированы и приспособлены под офисы. Сейчас идет кропотливая реставрация редакционного корпуса. У нас есть надежда, что восстановят на его фасаде и крышном карнизе все старинные надписи.

Красивые картинки с юбилейного издания типографии можно посмотреть в моем альбоме на ФБ https://www.facebook.com/irina.levina.18/media_set?set=a.516295975107788.1073741830.100001821702209&type=3

Кстати типография эта является объектом моей экскурсии "Заповедник Шехтеля" у Патриков, которая будет по субботам в октябре и ноябре в МоскваХоде.

Патрики, Шехтель, Мои работы

Previous post Next post
Up