"Портрет неизвестной"; опознали как дочь императора Павла I - по рубиновому драгоценному убору

Jul 17, 2013 12:48

Оригинал взят у shakko_kitsune в "Портрет неизвестной" опознали как дочь императора Павла I - по рубиновому драгоценному убору
Оригинал взят у philologist в Презентация портрета дочери императора Павла I в Екатеринбургском музее

Презентация портрета дочери императора Павла I пройдет во время фестиваля «Царские дни в Екатеринбурге». Презентация для СМИ состоится 18 июля 2013 года (четверг) в 15:00 в экспозиции Русского искусства.



Настоящим подарком Екатеринбургу в год 400-летия Дома Романовых, а также в перекрестный год России в Нидерландах и Нидерландов в России стало открытие в Музее ИЗО. Установлено, что «Неизвестная» на полотне художника Тимофея Неффа является портретом Великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландов. До атрибуции было известно, что на картине имеется авторская подпись и год создания - Neff 1856, но кто изображен на ней - оставалось загадкой, поэтому произведение многие годы значилось в музее как «Женский портрет». Работа была написана Тимофеем Андреевичем Неффом (1804-1876), придворным художником Николая I и Александра II, автором многочисленных портретов представителей великосветского общества*.

В процессе изучения картины, внимание заведующей отделом отечественного и зарубежного искусства Ольги Горнунг привлекли атрибуты, изображенные на портрете. Это, прежде всего, знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины, считавшегося вторым по старшинству в иерархии русских наград с 1714 года. На картине изображена дама, на которую возложены знаки ордена св. Екатерины I степени - это красная с серебряной каймой лента, которую носили через правое плечо, и восьмиконечная звезда на левой стороне груди с помещенным на ней орденским девизом: "За любовь и отечество". Знаки ордена Большого креста, или высшей степени, имели право носить «принцессы царской (императорской) крови, «сколько есть», а также за особые заслуги, в том числе, просветительские, дамы дворянского происхождения». Всего за 200 лет существования ордена, высшей степенью было награждено 310 человек. Таким образом, круг возможных героев сузился.

Другой деталью, обратившей на себя внимание, являлась, наброшенная на плечи изображенной, горностаевая мантия, которая, как известно, входила в королевские регалии и была элементом геральдики, что могло указывать на особу Императорского дома.

Следующие атрибуты портрета - изображенные на женщине украшения, которые исключительны по своему богатству, художественным достоинствам, величине и количеству вправленных в них драгоценных камней. Эти аксессуары позволили предположить, что на картине представлена одна из Великих княжен Романовых, а период написания произведения позволил сконцентрироваться на дочерях Павла I. После сравнения многочисленных портретов княжен стало ясно, что на картине изображена Великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны*. В 1816 г. 20-летняя Анна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским (с 1840 г. королем Виллемом II). В 1840-1849 гг. Анна Павловна была королевой Нидерландов и великой герцогиней Люксембурга. В 1855-1856 гг. вдовствующая королева посетила Россию и, именно тогда был написан этот, неизвестный ранее, портрет.

В Российском государственном историческом архиве сохранился "Реестр приданным вещам, принадлежащим Ея Императорскому Высочеству Государыне Великой Княгине Анне Павловне" 1816 года. Из бриллиантовых «вещей» указан и «убор бриллиантовый с рубинами». Судьба драгоценностей Анны Павловны - это отдельная захватывающая история.

Портрет был написан Неффом в 1855-1856 годах во время приезда 60-летней вдовствующей королевы Нидерландов в Россию. Известно, что в 1855 году Анна поссорилась со своим старшим сыном, королем Виллемом III, и решила вернуться на Родину. Она приехала в Гатчину в ноябре 1855 года и снова увидела пейзажи любимого парка, мостики, озера… Но возвратить прошлое было уже невозможно. Анна была последней дочерью Павла I и Марии Федоровны, еще жившей на свете, и довольно скоро поняла, что здесь, в новой России, она никому не нужна со своими старомодными привычками и карамзинским слогом. Побывав в Москве и, помолившись в ее соборах, вдовсвующая королева уехала назад, в Голландию, давно ставшую ее домом

»» Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд: Ст. метро "Площадь 1905 года", автобусы №№ 25, 61, 27, 28, 21; трамваи №№ 13,15,26,2,18,6; троллейбусы №№ 7,17,3
Телефоны: спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
URL: www.emii.ru
EMail: director@emii.ru , pr@emii.ru

http://www.museum.ru/N50355
http://www.ekburg.ru/news/19/43113-portret-docheri-pavla-i-budet-prezentovan-v-muzee-izo/

Спасибо Софье за перепост такой интересной новости.
А теперь мое дополнение к этому посту:

В общем то и без рубинов видно, что это портрет Анны Павловны.
вот можно сравнить с известным ее нидерландским портретом


Обратите внимание на кокошник с пришитой диадемой. Она очень похожа на диадему великой княгини Ольги Константиновны королевы Греческой


что подтверждает то, что приданое по указам Марии Федоровны делали по обычаю прежних лет и часто не меняя особо рисунок, слегка осовременив.

Перепост, Вел. княгиня Анна Павловна, Романовские украшения, Украшения

Previous post Next post
Up