Остоженка и ее переулки ч.1

Sep 19, 2008 18:07

Сегодня я хочу опубликовать рассказ и фотографии с одной нашей летней экскурсии. Очень интересный район, золотая миля, как теперь ее называют. Экскурсия называлась "Модерн Остоженки и Пречистинки". Но я не удержалась и отфотографировала не только модерн.
Итак начнем.
Первый дом, который обращает на себя внимание на Остоженке, когда стоишь и памятника Энгельсу - "Дом с перевернутой рюмкой"




Построил его в 1908-1909 г.  арх. Дубовской для купца Я.М. Филатова.
Почему рюмка спросите вы -  и будете правы. По сплетням - это Дубовской так показал всем, что завязал с зеленым змием. Но дом вышел замечательный. В стиле так называемого французского модерна.
Очень интересно рассматривать его детали.



  О чудища какие!














Это дом №14/3 на углу Остоженки и 1-го Обыденского переулка.
Там несколько Обыденских переулков. Они названы так, потому что там есть Церковь Ильи Обыденного.

И хоты она не входила по стилистике в нашу экскурсию, я не могу вам не рассказать о ней.
       Недалеко от стены Белого города, подходившей к Москве-реке,
напротив его башни, украшенной семью шатрами, стояла маленькая
деревянная Ильинская "обыденская" церковка, построенная "обыдень" - в
один день, по обещанию, обету. Возможно, что впервые она появилась тут
в конце XV или в XVI в. - в ризнице храма находился синодик,
составленный между 1589 и 1607 г. В 1612 г., в год победы русского
ополчения над польско-литовскими интервентами, недалеко от этих мест, у
Арбатских ворот, находились главные силы русского ополчения под
командованием Дмитрия Пожарского и его соратников. Перед решающим
сражением 24 августа, разгоревшимся в Замоскворечье, ополчение было
передвинуто к берегу Москвы-реки, а сам "князь Дмитрей же Михайлович с
своей стороны ста у Москвы-реки, у Ильи пророка Обыденного". Здесь
находился его штаб, отсюда он в опасный момент переправился через реку
и принял непосредственное участие в сражении с войском гетмана
Хоткевича, стремившегося прорваться на помощь польскому гарнизону,
осажденному в Китай-городе и Кремле.

Здание церкви (2-й Обыденский, 6) - памятник русской архитектуры,
находящийся на государственной охране, - построено в 1702 - 1706 гг.
Гавриилом Деревниным, о чем свидетельствует надпись на доске,
заложенной в северную стену. Г. Ф. Деревнин, возглавлявший вместе с
боярином Тихоном Стрешневым несколько важных приказов, был думным
дьяком, т. е. имел один из высших чинов в бюрократическом аппарате
Древней Руси; думные дьяки были докладчиками в Боярской думе,
подготавливали ее решения.

Трапезная 1819 г. была перестроена в 1866 - 1868 гг. и тогда же
сооружена по проекту архитектора А. С. Каминского высокая (около 36 м)
колокольня.

На украшение и поддержание церкви крупные вклады делали и Третьяковы - братья Павел и Сергей и их мать, жившая в приходе церкви.

В Ильинской церкви находятся ценные иконы - Спасителя и Казанской
Богоматери работы Симона Ушакова, пророка Ильи XVI в., "Нечаянная
Радость" из кремлевской Благовещенской церкви.

 

Прямо у церкви по 2-му Обыденскому переулку строит дом. 11


Дом в 1904 г. арх. Ф.А. Когновицкий выстроил для владелицы частной гимназии Констан.
Дом конечно перестроен довольно варварски в 90-х годах. Но главная его достопримечательность сохранилась. Он всегда был известен своими балконами. Они действительно производят сильное впечатление. Их замысел автор подсмотрел у Гауди на Церкви Св. Георга в Барселоне.






  Обратите внимание, вот этот низ у балконов называется системой Манье.

Дальше стоит очень красивый дом венского модерну.


дом. 13. 1903 года постройки. Арх. Жерехов (правда Романюк почему-то считает Фалеев и 1910 г.)
Это целый комплекс построенный для Варваринского акционерного общества домовладельцев, владели им родственники Станиславского. Дом очень красив своими античными барельефами и деталями.










Очень уютные балконы.

Правое крыло. Тоже не менее красиво.
Общество приобрело этот участок у Мухановых в 1898 г. и сразу же начало строить жилой дом.

Мухановы владели участком еще в конце XVIII в. Из этой семьи
вышел Петр Муханов, жестоко поплатившийся за отдаленную причастность к
декабристским организациям. Он был отправлен на каторжную работу и,
несмотря на неоднократные слезные просьбы родных, оставался в Сибири до
смерти. В существующем доме жили артист А. Я. Закушняк, историк В. И.
Пичета, писатель И. Г. Эренбург, искусствовед Б. Н. Терновец, биолог Н.
К. Кольцов, инженер В. Г. Шухов, медик А. И. Абрикосов; там находался
Московский математический кружок и редакция журнала "Математическое
образование" во главе с профессором Б, К. Млодзеевским. До
строительства этого комплекса здесь в 1880-х гг. жил художник А. Е.
Архипов.
Напротив этой красоты в 1913 г. построен дом. Насчет архитектора. источники опять расходятся: Величко считает Когновицкий и Зелехсон, Романюк - Жерехов - и назначение у них расходятся: Величко -  гимназия Констан, Романюк - гимназия Московского общества преподавателей. В любом случае гимназия в стиле протофункциональный модерн.


Его сейчас ремонтируют. Вот дверь сделали аутентичную.




Выйдя на Остоженку из переулка наткнулись на дом с таким баннером


Сняла его для памяти, а то уже снесли небось.


Ничего путного про этот дом я не нашла. Только у Сорокина немного, но тоже ерунду.
В 1905-1907 годах помещалась редакция большевистских газет “Светоч”, “Вопросы дня”, “Истина”, являющихся продолжением газеты “Борьба”, задуманной В. И. Лениным. Идейным руководителем этих изданий был И. И. Скворцов-Степанов. В 1920-х годах здесь жил профессор Я. Я. Никитинский, один из организаторов советской пищевой промышленности.
По стилю это вторая половина 19 века.

Дальше мы остановились у дома №20 по Остоженке.


Дом Александра Байдо. Арх.Жерихов. Дом славился великолепной отделкой квартир. Дубовые резные двери, великолепные камины. Ничего не осталось только богатая внешняя отделка. Дом отреставрирован, снаружи без потерь.


  Барельефный фриз в виде чередующихся каких-то козлов или антилоп.

Подлинная ковка на балконах, окна хоть и пластиковые, но не белые и с модерновой расстекловкой.

Под карнизом очень эффектно смотрятся чугунные кронштейны очень изящной формы, характерной для модерна.

Пожалуй я на сегодня хватит. Закончим на полпути.
Продолжение следует ...

Золотая миля, Остожье, Прогулки по Москве, Старая Москва

Previous post Next post
Up