Особняк С.М. Варенцова на Новой Басманной

Mar 01, 2012 23:06

Что то давно мы по Новой Басманной не гуляли. А ведь сколько там еще интересных особнячков и жителей было.
Рядом с первым особняком Прове д.16, про который я писала как то, кстати казалось недавно, а оказалось уже 2,5 года прошло(!!!), слева от него есть еще очень интересный особняк.




Когда Иван Карлович Прове в 1869 году приобретал свою усадьбу его соседом слева был потомственный почетный гражданин Сергей Михайлович Варенцов (1833-1874). Он приходился двоюродным дядей более известному сейчас благодаря оставленным мемуарам Николаю Александровичу Варенцову. Многие из вас я думаю, если не читали, то сталкивались и слышали о его книге "Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое."



В то время в 1869 году он торговал москательным товаром, был гильдейским старостой Купеческой Управы и попечителем Мещанского училища.
Эту усадьбу он получил в наследство от отца московского купца Михаила Марковича Варенцова (1795-1853), который приобрел ее в 1835 году у наследников аптекаря Христиана Рихтера. (Зина что за аптекарь, и где была его аптека?:):)

Сергей Варенцов был личность тоже очень известная. Из-за весьма драматической истории своей любви, которую запечатлел его друг художник Пукирев В.В. в своей картине "Неравный брак".


Эту историю теперь в разных источниках по разному описывают. В основном основываясь на рассказе Гиляровского.(а он часто сказки рассказывал).
Думаю наиболее верно ее изложил все таки племянник Н.А. Варенцов.
"Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Карзинкина, не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека".


фото кстати собственность Дяди Коли, из Википедии взяла
Тут конечно не поспоришь, Карзинкин был богаче. Да и на 10 лет старше Варенцова то.

"Этой своей драмой Сергей поделился с приятелем своим Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием "Неравный брак" (я ее выше поместила), изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П.М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидел изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил."
Так же историю этой картины описывает Сырейщиков Н.П.
А брак Карзинкиных был счастливым. Софья Николаевна и Андрей Александрович прожили вместе 46 лет. Имели двух дочерей и сына. Дочка Елена вышла замуж за писателя Телешова и их потомки до сих пор живут во флигеле их бывшего собственного дома на Покровском бульваре.
Но это уже история другого дома.

Сергей Михайлович тоже страдал не долго и женился в середине 1860-х на купеческой дочери Ольге Никитичне Урусовой и прожили они в этом доме на Новой Басманной до 1871 года.




В этом году он продал особняк Жозефине Егоровне Штеккер, а сам переехал к Покровскому мосту в Лефортово и через два года умер. Ему было тогда всего 41 год. Похоронен он на кладбище Алексеевского монастыря.

Новая владелица дома Ж.Е. Штеккер (Штекер) была женой известного предпринимателя немецкого происхождения Германа Любимовича (Генриха Эммануила) Штеккера, близкого знакомого и партнера Прове. Не он ли сосватал дом своему партнеру рядом?:):)


Г.Л. Штекер был совладельцем ТД "Штеккер и Циммер", членом правления Московского страхового общества от огня, членом совета Московского Учетного банка (немецкого как его называли тогда в купеческой среде), членом правления, а с 1883 года директором правления товарищества "Эмиль Циндель" и еще там много чего...
Их сын Андрей Германович, кстати, был женат на сестре Станиславского Анне Сергеевне


Она выступала у брата во МТХ под псевдонимом Алеева.
Он вращался в кругу Станиславского, Чехова.. они называли его Андрюша... интересные иногда пути. Может даже тут в этом особняке эти люди бывали у них в гостях, на вечеринках и приемах:):)



В 1880-х годах вероятно, Штекеры заново отделывают свой дом снаружи и внутри.
Стены начала 19 века получили отделку в стиле "историзма".



рустованный цоколь от второго этажа отделает меандровый фриз.

Я бы определила этот стиль как эклектика, но не махровая.



приятные венки в отделке антаблемента окон.



девушка венчает мансардное окно (я всегда забываю, как эти круглые окна зовутся).
Дом был оснащен системами водопровода и канализации и другими удобствами того времени.

В 1896 году Московское дворцовое управление Министерства Императорского дворца отобрало его, в числе 25 особняков подходящих по условиям комфорта проживания и оснащения, для проживания во время коронационных торжеств представителей Испанского королевства.
В апреле 1896 года на казенный счет дом был заново меблирован и отделан.
С мая тут поселился посол короля Испании Дон Хуан герцог Нахера с супругой и свитой из 6 человек.


После кончины Г.Л. Штекера в 1903 году его наследники продали дом князю Сергею Михайловичу Голицыну(1843-1915). Он был управляющий Голицынской больницей, егермейстер, вице президент императорского Московского скакового общества.
Это тот который владел Кузьминками, домом на Волхонке...у которого было 4 жен и куча детей:)
Наследникам князя дом принадлежал вплоть до 1918 года.





После национализации здесь находился Музей отдела труда Моссовета, жилые квартиры и госучреждения:)

Источники: "Немецкий купеческий род Прове" Любатович и Юхименко
Н.А. Варенцов, переписка Станиславского и Чехова.
Про Кузьминки и немного про Голицина можно прочитать у М.Коробко тут.

Голицины, Басманная слобода, Прогулки по Москве, Варенцовы

Previous post Next post
Up