Вчера была интересная дата - 109 лет со дня одного из самых известных придворных балов в Зимнем дворце времен последнего русского царя - "Русского бала 1903 года".
В следующем году будет круглее дата - 110 лет.
А 9 лет назад в Эрмитаже даже выставка была посвященная этому балу.
Про него написано много, но я решила, что в моем журнале должен быть вот такой отдельный пост про него.
Мое глубокое убеждение, что бал этот был сделан по подобию знаменитого
Девонширского бала 1897 года, в дни когда отмечался бриллиантовый юбилей правления королевы Виктории. Хотя конечно в то время была мода на такие костюмированные балы, но все же очень уж похоже.
Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал называют последним балом Российской империи. Не было после ничего подобного.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные - в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином - в Малахитовом зале.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины - в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Посмотреть на Яндекс.Фотках По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала. Он вышел в 1904 году.
«
Костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году» на
Яндекс.Фотках Спустя некоторое время, отдельные экземпляры данного альбома, выставлялись на продажу на аукционах, на Западе и стоившие огромные суммы. Отдельную ценность, представляют в данном издании костюмы эпохи Алексея Михайловича. За всё советское время, данное событие, и альбом ни разу не упоминались и уж тем более не переиздавались. О существовании этого альбома, как и о самом Бале 1903 года, знали не многие
На картинке переиздание этого Альбома 2003 года.
А так как посты с картинками из этой книги есть в ЖЖ и лучше уже не сделаешь, я просто дам вам сслыки на них.
Один из самых красивых и полных я считаю
пост Алисы в сообществе "История красоты".
Несколько фотографий с описанием костюмов В Эрмитаже сохранилось несколько костюмов с этого бала.
Вы их можете рассмотреть. Фотоальбом из ЦГАКФД. 221 систематизированная и подписанная фотография с бала - труд уважаемой shakko_kitsune. А тут описание Николаевского бала, самого главного бала года., для тех кому интересно.
А еще почитайте как готовилась к балу Великая княгиня Ксения Александровна. Это ее письма к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года:
Милая Апрак,
Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!
Ксения
----
Милая Апрак,
Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.
Ксения
Милая Апрак,
Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.
Целую. Ксения.
Письма вот здесь. За ссылку спасибо большое ne_nai.
Очень полный пост Нумус