Дома Привалова на Садовнической ул.

Jun 07, 2011 23:11

Пока не снесли горевший дом надо про него написать.




Эти владения исторически связаны с замоскворецкими купцами Приваловыми.
Собственный, издавна принадлежавший Приваловым одноэтажный дом с мезонином, в котором они жили, ещё недавно стоял на Садовнической набережной под номером 3. Старожилы связывали хозяев особняка с героями знаменитого романа Д. М. Мамина-Сибиряка "Приваловские миллионы", и, показывая на этот дом, говорили: "вот здесь и жил этот Привалов, с которого написан роман". Конечно, это только легенда, возникшая из тождества фамилий.


Последний хозяин фамильного особняка Ефим Ермилович Привалов, родился в 1860 году. Купец второй гильдии, потомственный почётный гражданин, он возглавлял Торговый дом "Е. Е. Привалов и сын". Торговый дом занимался производством и продажей разнообразных верёвок, войлока, пакли, рогожи. Товар был предназначен, прежде всего, для строительных работ - в конце XIX - начале XX века войлок широко использовался как утеплитель и шумопоглащающий материал, также широко использовались и рогожи. Пакля служила для заделки щелей при конопачении деревянных срубов. Из-за такой направленности торговли Е. Е. Привалова часто называли торговцем стройматериалами, но, как видите, это не совсем точно.

Главная контора Е. Е. Привалова находилась поблизости от его дома - на Балчуге, дом № 3. Ещё один адрес, связанный с торговым домом - Москворецкая улица, 14. Возможно, что здесь был Приваловский магазин. Ныне на месте этого дома - эстакада Большого Москворецкого моста, начинающаяся близ собора Василия Блаженного. Адрес склада товара в старых справочниках обозначен как "близ Чугунного моста, свой дом". Следовательно, склад был на Садовнической набережной, 3, во владении Е. Е. Привалова, видимо во дворе, за особняком.

Как очень часто бывало, Е. Е. Привалов серьёзно занимался общественной деятельностью. В старой царской России в начале XX века активно развивалось гражданское общество, существовало множество общественных организаций. Ефим Ермилович был членом Московской купеческой управы, кандидатом в товарищи (т. е. заместители) гильдейского старосты. Ещё Ефим Ермилович состоял в Московском автомобильном обществе, председателем которого был князь Николай Сергеевич Щербатов.

В 1909 году Е. Е. Привалов баллотировался в гласные (т. е. депутаты) Московской городской Думы и был избран. Впоследствии он избирался несколько раз и оставался гласным (депутатом) до роспуска Думы большевиками в ноябре 1917 года.



Но, пожалуй, главной общественной работой, если не сказать, велением души для Е. Е. Привалова было избрание на пост церковного старосты. Он был старостой церкви Георгия, что в Ендове с 1903 года. На это время пришлось и знаменитое, самое большое в Москве наводнение весной 1908 года. Храм был затоплен, фундаменты пришли в негодность, появились трещины в стенах и сводах. Специалисты считали, что церковь спасти не удастся - надо разбирать и стоить заново. Но Е. Е. Привалов, как знаток строительного дела, решил, что не всё потеряно. Был приглашён опытный архитектор, подведены новые фундаменты и частично укреплены старые.



В результате принятых мер стены и своды стабилизировались, храм XVII века стоит и сейчас, в XXI веке. Средства на производство строительных работ собирали прихожане под руководством старосты. Сам Ефим Ермилович пожертвовал на восстановление храма несколько тысяч рублей, весь ремонт обошёлся по разным оценкам от 10 до 20 тысяч рублей.

В анкете, заполненной в 1909 году, мы находим некоторые подробности биографии Ефима Ермиловича. Он получил домашнее образование, его недвижимость оценена в 517.600 рублей.





Владение № 9 было куплено Ефимом Ермиловичем Приваловым с торгов в 1896 году. Владение занимало тогда всю ширину квартала, один его фасад выходил на Садовническую улицу, а другой - на Раушскую набережную Москвы-реки. Разделение участка на два, на северную и южную части, произошло только в 1904 году. Северную, выходящую на реку часть, купили соседи - Общество электрического освещения.



На южной, приваловской части, вдоль Садовнической улицы стоял длинный двухэтажный дом 1-й половины XIX века в 18 осей. Это был скромный по отделке, рядовой для классической Москвы дом.




Незадолго до разделения участка, в 1903 году, Е. Е. Привалов подаёт прошение о разрешении ему надстроить существующий дом на три этажа. При этом от старого дома оставались только капитальные стены. Старые окна закладывались, а новые, большие, пробивались в других местах.



Оформление фасада делалось заново. Полностью менялась и планировка. От старого здания не осталось ничего, кроме части капитальных стен первых двух этажей. В результате получился пятиэтажный доходный дом, протяжённый фасад которого разделён двумя эркерами высотой от второго этажа до пятого. В эркерах - лестницы. Чтобы сильнее выделить лестницы и дать на них больше света, применено вертикальное остекление, окна охватывают несколько этажей сразу.



До сих пор дом сохранял уникальную аутентичную расстекловку эркеров выпуклым стеклом сотами.

Первый этаж, как и в старом доме, предназначался под магазины, поэтому в нём - широкие витрины.




Автор проекта - Эрнст Рихард Нирнзее. В то время еще неизвестный, только начинающий строить архитектор.
В 1900 г. он получил свидетельство на право производства работ по гражданской, строительной и дорожной части.
Почему именно его Е.Е. Привалов пригласил отстроить своё доходное домовладение мы сейчас уже не узнаем.




Двор Приваловского владения в Садовниках оставался пустым, построить там ещё один корпус параллельно уличному Ефим Ермилович сумел только в 1909 году, а прошение о разрешении строительства шестиэтажного дома было подано годом ранее. Для составления проекта был приглашён тот же архитектор Эрнст Карлович Нирнзее.



Фасад дворового корпуса выполнен так, как будто он выходит на улицу: рустованная аркада объединяет два нижних этажа и служит основанием (цоколем) для трёх верхних этажей.



Шестой, завершающий этаж, решён как аттик, возвышающийся над карнизом. По краю крыши поставлен ряд тумб, соединённых лёгким ограждением. Центр каждой из четырёх частей, на которые делится по горизонтали фасад, акцентирован балконом в третьем этаже. Уравновешенная, нарядная обработка фасада неожиданна во дворе доходного дома. Случаи подобной, качественной архитектуры во дворах встречаются только если двор включён в общую композицию парадных пространств владения.



В нашем случае это не так. Обычно хозяин экономит на обработке дворовых фасадов. Во всяком случае, не архитектор решает, быть отделке или нет, ведь платит не он.



Следовательно, сложная разработка фасада заказана Е. Е. Приваловым сознательно. Видимо, он хотел сделать свои дома привлекательнее, и это желание возникло не ранее 1903 года, иначе дворовый фасад уличного корпуса тоже был бы украшен.




Планировка дворового корпуса (ныне это строение № 3) необычна. Во-первых, в доме нет чёрных ходов (чёрных лестниц), встречающихся во всяком приличном доходном доме. Во-вторых, кухни весьма невелики. Про них даже писали, что это не кухни, а слегка расширенный коридор. Надо заметить, что площадь этих расширенных коридоров (кухонь) всё равно значительно превышает площадь кухонь в хрущёвских пятиэтажках. В-третьих, сами квартиры невелики: три-четыре небольшие комнаты, прихожая, кухня, туалет. Ванны в квартирах не предусмотрены.



Таким образом, планировка в здании очень напоминает ту, что делалась в домах для рабочих 1920-1930-х годов и имеет что-то общее с планировкой пятиэтажек 1960-х годов. Правда, в пятиэтажках были ванны. Зато у Нирнзее 3-4 комнаты образуют в каждой квартире небольшие анфилады, при необходимости двери можно закрыть, и комнаты становятся изолированными. Судя по планировке, квартиры были предназначены для одной семьи каждая. До такой обычной в советское время вещи, как коммуналка, Привалов и Нирнзее не додумались. В подвале для каждой квартиры была предусмотрена своя кладовка.



Интересно, что Городская Управа не утвердила проект дома, потребовав сделать двери на лестницах перед спуском в подвал и наружные пожарные лестницы. Двери Нирнзее сделал, а о пожарных лестницах отозвался как о неуместных. Так дом и построили.




К 1913 году Е. Е. Привалов собрал деньги на строительство ещё одного шестиэтажного корпуса во дворе (строение № 2). Естественно, что проект был заказан Э. К. Нирнзее.


Этот дом, пожалуй, самый интересный по архитектуре во владении Привалова.
Его можно смело назвать образцом романтизма в доходном строительстве.



Опять во дворе тщательно отделывается фасад, но на этот раз вместо эклектичной классики появляется готика.



Асимметрия фасада, башенка на углу, стрельчатое окно, вертикальные тонкие украшения из кирпича, в верхней части фасада не только отсылают нас к средневековой Европе, но и напоминают о существовании модерна. Все эти готические детали, сосредоточенные в верхних частях здания, парадоксальным образом вырастают из двух первых этажей.



А эти первые этажи - подчёркнуто классические: горизонтальный руст, веерные замки над проёмами.



Начиная с третьего этажа вместе с нарастанием "готики" появляются подоконные доски с классическими кубиками-консолями под ними.







В доме предусмотрены парадная и чёрная лестницы, лифт, ванны. На каждом этаже по две пятикомнатные квартиры с просторными прихожими и каморками для прислуги около кухонь. В целом этот дом - один из стильных доходных домов, стоящих в ряду лучших, благоустроенных зданий города.

Во владении Е. Е. Привалова до нас дошли три постройки Эрнста Карловича Нирнзее, которые позволяют увидеть творческую эволюцию зодчего. Если построенный им в 1903 году уличный корпус стоит в ряду многочисленных доходных домов Москвы и Петербурга, ничем не выделяясь, в нём даже почти не используются формы модного тогда модерна, то дворовый корпус, спроектированный в 1908 году, совсем другой. На его фасаде - классическая аркада. Планировка отражает заказ - построить дом для людей не очень большого достатка, но способных снять квартиру из нескольких комнат.

Корпус 1913 года строит уже опытный и модный архитектор. Здесь нет робости в использовании декора - все детали к месту, их не больше и не меньше, чем необходимо для создания образа благоустроенного дома для достаточно состоятельных людей, разбирающихся в искусстве архитектуры. Наверное, это единственный в Москве двор-музей одного архитектора, знакомящий с этапами его творческого пути.




Привалов и Нирнзее подходили к застройке владения весьма современно, они использовали и подземное пространство - под двором был склад топлива для всех трёх строений.




Вот такая столярка сохранилась на боковой двери горевшего сегодня корпуса....

До 1917 года квартиры во владении Е. Е. Привалова снимали представители интеллигенции. В одном из корпусов была стоматологическая клиника Клавдии Андреевны Кузьминой. В связи с началом Первой мировой войны в квартире № 61 (нумерация старая) 19 ноября 1914 года был открыт Второй приходской лазарет на 15 воинов, устроенный приходом церкви Георгия в Ендове. Первый лазарет прихожане открыли ещё 6 сентября на 12 раненых. Он располагался в церковно-приходской школе около храма.

Врач обоих лазаретов - отоларинголог, житель дома № 9 Иосиф Ефимович Неймарк. В лазаретах он работал безвозмездно несколько лет, до их закрытия. Приход собирал на содержание лазаретов около 800 рублей в год. Среди других жителей владения инженеры-механики Зинаида Борисовна и Николай Самуилович Абельман, присяжный поверенный Виктор Алексеевич Абросимов...

Особый интерес представляет квартира № 56 (по современной нумерации № 45) в первом этаже строения № 3, во дворе. Здесь с 1914 года до 1916 размещалась редакция литературно-художественного журнала "Млечный путь". Журнал издавал Алексей Михайлович Чернышов, поэт, брат известного художника, специалиста по теории и технике монументальной живописи Николая Михайловича Чернышова.

Алексей Михайлович вкладывал в журнал все свои средства, его брат Николай делал рисунки к изданию. Задача журнала, как заявляла редакция - дать публике журнал искусства про художественные течения современности в литературе, живописи, графике. Сравнительно небольшая цена (10-15 копеек за номер) делала журнал доступным для широких кругов читателей. В нём печатались поэты из народа Ф. Шкулёв (автор текста знаменитой песни "Мы кузнецы"), С. Дрожжин, Н. Ливкин, Ив. Репин. Из более известных авторов - Сергей Есенин, Игорь Северянин, Борис Пильняк, А. С. Новиков-Прибой. В художественном отделе сотрудничали художники Виктор Барт, Николай Тырса, Степан Эрьзя, которого называли "Русский Роден".

По субботам редакция устраивала творческие вечера, на которых бывали многие писатели, художники, поэты. Читал свои стихи С. Есенин. В этой же квартире, где разместилась редакция "Млечного пути", числился и Суриковский литературно-музыкальный кружок, названный в честь поэта из народа Ивана Захаровича Сурикова.

После 1917 года во владении № 9 было образовано жилищное товарищество рабочих и служащих соседней электростанции, которую переименовали в 1-ю МГЭС им. товарища Смидовича.

Сейчас жителей почти не осталось. Кажется они есть только в корпусе с башенкой.
В дворовом корпусе какая то контора, охранники бдительно следили за нами, когда мы там гуляли.

Вот мы и посмотрели на подлинные дома начала XX века, сохраняющие память и о купце Е. Е. Привалове, и об архитекторе Э. К. Нирнзее ... которые сегодня в очередной раз пытались сжечь.

Александр Фролов
источник фото и чертежа сайт архи.ru

Остров, Садовники, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up