Ну и такой подобающий к началу Великого поста рассказ
Это наша церковь 25 октября 2008 года.
Инициаторами создания храма стали сами жители поселка, поддержанные местным священником Сергием Леонардовым, настоятелeм Свято-Троицкой церкви в Останкине. Отец Сергий, как повествуют мемуары графа . С. Д. Шереметьева, связался с графом Александром Дмитриевичем Шереметевым, который в мае 1901 г. отдал приказание Главной канторе, ведающей имениями и дачами в Московской губернии, выделить участок в 400 квадратных сажен под постройку храма. Владелец Останкина граф А. Д. Шереметев (1859-1931) был композитором, начальником Придворной певческой капеллы.
Он вполне сочувствовал желанию жителей Марьиной рощи построить свой храм, и для новой церкви выбрал возвышенное и сухое место, хотя и небольшое по размеру.
Следует сказать несколько слов об отце Сергии Леонардове, принявшем близкое участие в создании храма. Сын провинциального священника, отец Сергий Леонардов в 1862 г. закончил Вифанскую Духовную Семинарию по 2-му разряду и, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), был рукоположен в священника к Никольскому храму села, Никульского, Московского уезда. С 1866 г., в течение почти 30-ти лет, он служил в храме известного подмосковного села Федоскино и на средства владельцев Федоскинской лаковой фабрики, купцов Лукутиных, основал здесь приходскую церковную школу. За свою пастырскую и педагогическую деятельность отец Сергий неоднократно получал благодарности от Епархиального Начальства и благословения от Святейшего Синода. В 1894 году, по благословению митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), священник Сергий Леонардов получил место настоятеля Свято-Троицкого храма в Останкине, имении графов Шереметевых. В том же году его наградили орденом Святой Анны 3-й степени за долговременную службу по Духовному ведомству. Через год, в 1895 году, отца Сергия утвердили благочинным храмов 6-ro округа Московского уезда. Работая законоучителем Марьинских земских школ, отец Сергий добивался открытия храма и в приходской деревне Марьине. В 1906 году, в ознаменование более чем 40-летнего служения отца Сергия Леонардова в священном сане, митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) наградил его саном протоиерея, а в 1911 году ходатайствовал о награждении отца Сергия орденом Святой Анны 2-й степени. В конце 1913 г. протоиерей Сергий Иванович Леонардов скончался в возрасте 71 года, не дожив совсем немного до 50-летнего юбилея своего служения в сане священника.
В сентябре 1901 г. митрополит Владимир (Богоявленский) получил прошение от жителей Марьиной рощи о желании их устроить церковь-школу с престолом в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», где «под сенью Царицы Небесной найдут себе утешение жители означенной деревни и будут учиться их дети». Как писали просители - ремесленники и рабочие - средства на возведение храма «мы, надеясь на милость Царицы Небесной, не замедлим собрать». Прошение подписали наиболее влиятельные жители Марьиной рощи: П.А. Пономарев, С.В.Решетников, С.Н. Клягин, Т.Ф. Несчастнов и другие. Предполагаемая к строительству церковь-школа в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» должна была быть приписной к Свято-Троицкому храму села Останкина (то есть не иметь самостоятельного причта).По представленной в Консисторию ведомости всего в поселке Марьина роща числилось 100 домовладений с населением 656 человек, тогда как в прошении назывались другие цифры - 500 домов с населением более 50 000 человек. Эти цифры были вполне фантастическими, и впоследствии действительно выяснилось, что часть инициативной группы во главе с будущим церковным старостой Тимофеем Федоровичем Несчастновым в своих сведениях Епархиальному Начальству неоднократно искажали подлинное положение дел в Марьино-рощинском приходе. Благочинный 6-го церковного округа Московского уезда, настоятель Троицкого храма в Останкине отец Сергий Леонардов лично доложил Владыке митрополиту о планах марьино-рощинцев устроить церковь-школу и получил на это благое дело архипастырское благословение. К этому времени территория Марьиной рощи была поделена на две части: одна часть, близкая к Москве, отошла в приход Духосошественской церкви Ларазевского кладбища; другая, «жители которой имели дома во второй половине Марьиной рощи, от Смоленского переезда железной дороги до Николаевской железной дороги», осталась в приходе Свято-Троицкого храма в Останкине.
Проект деревянной церкви заказали архитектору С.П. Капралову. Но в 1901 году Строительное отделение губернского правления этот проект отклонило. Были замечания Московской земской управы. Участок не отвечал требованиям Строительного устава (расстояние до соседних участков было мало).
24 мая 1902 года был утвержден проект строительства церкви-школы арх. Н.В. Карнеева.
Можно было начинать строительство. Тогда же была создана комиссия Благочиния по постройке церкви под председательством отца Сергия Леонардова.
В комиссию от жителей Марьиной Рощи вошли: С.В. Решетников, А.Петров, А. Пчелин, Т. Несчастнов, Н.Бонарцев, М. Покровский, С. Клягин, И. Хрусталев.
Пока жители собирали деньги на строительство, комиссия в 1903 году объявила, так как большинство домов в Марьиной роще деревянные строить тут деревянную церковь нецелесообразно.
Карнеев сделал новый проект, но его не утвердили в Строительной отделении из-за явной неблаговидности внешнего вида.
Но тем не менее по "инициативная группа Т.Ф. Несчастнова", не соблюдая закон(ничего не меняется у нас), начала строительство храма. Но в Строительную управу донесли об этом, когда был сделан уже свод. Назревал скандал. И это грозило сносу уже начатому храму.
В срочном порядке, задним числом, в декабре 1903 года Консистория переправила в Строительную управу новый проект арх. Петра Федоровича Кротова и Дмитрия Дмитриевича Зверева. В январе 1904 года храм был готов, принят Строительной комиссией и прихожане начали интенсивные работы по внутреннему убранству храма.
20 июня 1904 года был отслужен торжественный молебен на освещение храма. Богослужение возглавил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в сослужении священника С. Леонардова - благочинного 6-го округа Московского уезда и отца Владимира Остроухова - настоятеля Храма Святого Духа что на Лазаревском кладбище.
Первым настоятелем Храма стал Священник Константин Озерецковский: 1904 -1910гг.
В январе 1909 года в Консисторию было подано прошение от прихожан на строительство двух приделов. И в течение года было получено разрешение не без трудов на "приделку" двух пределов: правого в честь Иоанна Архиепископа Новгородского, память которого 7 сентября, левого в честь покровителя Никоаля II Святителя Николая Чудотворца.
Торжество закладки было 18 мая 1909 года.
Проекты алтарей сделал архитектор Ипполит Михайлович Цвилинев, работавший архитектором в Москве с 1859 года.
строительство растянулось на год. Торжественное освещение приделов было 13 декабря 1910 года.
Одновременно с пристройкой приделов задумали сделать новую ограду с каменными столбами и железными решетками.
Рисунок и план ограды составил чертежник Дмитриев.
Пока согласовывалось строительствоновой ограды, строительная комиссия под руководством старосты Несчастнова "прирезала" небольшой кусочек с Долгоруковской дороги принадлежавший А.Д. Шереметеву. когда это вскрылось разгореся страшный скандал. Оказалось староста несчтастнов докладывал настоятелю отцу Константину что все согласовал и чуть ли не бумаги такие показывал.
Изготовление железной ограды по чертежам заказали в Москве в слесарно-кузнечном заведении мастера кузнечных дел Василия Андреевича Соколова. Подряд на каменные работы взял мастер Большаков. Архитекторский надзор взял на себя И.М. Цвилинев.
Управляющий Московскими имениями графов Шереметевых потомственный почетный гражданин А.Я. Зеленов подтвердил что главная контора Управления Шереметевых отказала прихожанам в прирезке земли. Но на счастье летом 1910 года храм посетила графиня Мария Федоровна Шереметева, которая согласилась, что земля для строительства новой ограды необходима и она была выделена конторой Шереметевых.
Однако вся эта история стоила места старосте Несчастнову.
Новым старостой в августе 1911 года стал Иван Филиппович Пчелин.
В 1911 году прихожане задумали приобрести новый большой колокол, посвятив его 50-летию освобождения из крепостной зависимости. Деньги опять собирали всем миром.
Колокол весом 310 пудов заказали на заводе Самгина.
До этого звон состоял из 6 колоколов общим весом 145 пудов.
По-этому возникла необходимость в перестройке колокольни.
Проект перестройки сделал московский архитектор Юлий Федорович Дидерихс.
Это его чуть ли не единственный церковный проект. Известен он как архитектор Виндавского вокзала.
В ноябре 1912 года колокольня уже была готова для принятия нового колокола.
2 декабря 1912 года было совершено торжественное богослужение по случаю освящения и поднятия колокола, которое возглавил Преосвяшенный Анастасий (Грибановский) будущий Патриарх РПЦ за границей.
В 1916 г. в приходе Богородицкой церкви в Марьиной роще числились 232 домовладения с населением 986 человек мужчин и 1244 женщин. Из них большинство дворов (189) считались крестьянскими, 40 дворов писались мещанскими и два двора дворянскими. Причт храма состоял из настоятеля Александра Величкина, второго священника Константина Озерецковского, диакона Александра Нечаева, псаломщика Федора Лаврова.
Да что еще иконостас у нас стоит с 1904 года кипарисово-кедровый. Темное дерево очень красивое.
Росписи внутренние настенные поновлены в 1950-м году.
Хор на службах поет потрясающе. В праздничные дни до 12 певчих, в будние дни 3-4 человека.
При храме размещается редакция газеты «Православная Москва».
Храм входит в Троицкое благочиние.
Сайт храма Подробная история Храма