Продолжение дневников А. Богданович

May 30, 2008 19:58

3 декабря 1889 г.
        Умерла скоропостижно Числова. В.кн. Николай Николаевич очень огорчен. Напечатано про нее, что «Николаева» умерла. Вчера наш священник говорил, что по распоряжению вел. кн. От открывал и в Николаевском дворце, и в церкви Благовещения царские врата, служил молебен о болящей Екатерине, на котором были Орлов и два сына Числовой от вел. князя. Рассказывают нам, что вел. кн. Алексей расстроен, что у него седеют волосы: сидит перед зеркалом и с остервенением выдергивает их из головы, то из бороды.

5 декабря.
          Мокринская (Верочка, камер-фрау при Александре Петровне, жене вел. кн. Ник. Ник.) рассказывала подробности смерти Числовой. Вел. кн. уже с ней был в холодных отношениях с лета, видел ее изредка. В день ее именин, 24 ноября, заходил к ней на 10 минут. Он хотел уже ехать по случаю своей болезни (костоеда в деснах) в Соренто. Решено было кто будет его сопровождать. Это путешествие ускорило смерть Числовой, которая страдала раком в пищеводе, - она умерла голодной смертью.
         В то же время жена вел. Князя, Александра Петровна, чудит в Киеве. Устроив свой монастырь, она решила туда переселиться. Монастырь находится далеко от ее дворца. Она решила, что ее перенесут в эту обитель, и не иначе желала, как чтобы ее несли женщины, так как она уже несколько лет притворялась, что у нее нет ног. Это своеобразное шествие совершилось в 4 часа ночи. По глухим улицам Киева ее понесли бабы, сопровождал ее Томара (киевской губернатор). Подходя к монастырю, она вскрикнула: «Кажется свершилось чудо, я чувствую, что могу ходить!» -встала с кресла и вошла в монастырь. Тут же она телеграфировала государю: «Господь совершил чудо. Я получила ноги». Это она проделала комедию. Этой вел. Княгине государь дает ежемесячно 14 тыс,, своих она имеет 4 тыс. в месяц, но она вся в долгу и третий месяц никому не платит во дворце. В Киеве ее поставщики отказались ей поставлять, всем она должна, и теперь над ней назначена администрация.
        Числова же оставила большое состояние, больше миллиона. Вел. князь ей много давал и денег и подарков. Когда ее выслал покойный государь (Александр II) в Венден, он ей дал 500 тыс., а каждому из ее детей по 100 тыс., что составило 400 тыс., т.к. их четверо. Вел. князь Михаил был весьма нежен во время ее смерти с братом; при нем эта смерть была объявлена Николаю Николаевичу, который это известие принял относительно спокойно.

1890 г.

24 января
         Мокринская принесла массу новостей из Николевского дворца. Говорила, что Александра Петровна разошлась с попом своим, который теперь привлечен к ответственности: он распоряжался ее деньгами, которых она имела в месяц 18 тыс. руб., никому их не платил, а в Киеве купил себе несколько домов. Александра Петровна предлагала попу постричься в монахи или пойти священников в ее обитель. Он отказался перейти в Киевскую епархию - отсюда разлад.
        Вел. князь Николай Николаевич уехал с дочерью в Ниццу. Когда он еще был здесь, то в своей дворцовой церкви становился с 4 детьми Числовой и их бабушкой (кухаркой некогда) на почетное место, и вместе все подходили к кресту. Старше дочери священник целовал руку, как особе царской фамилии. Все это крайне бестактно.

7 апреля
       Про вел. князя Николая Николаевича, который теперь живет в Ницце, графиня Орлова писала Мокринской, что он там знается с самым дурным обществом, обедает у них и приглашает их на завтраки, что он увлекся одной 18-летней девушкой, с ней одной гуляет и разговаривает с ней на Английском променаде, но что у нее много папенек, маменек, тетушек и т.д., которые ее не оставляют, что еще больше воспламеняет старого вел. князя. Другие пишут той же Мокринской, что эту девушку вел. князь высматривает для своего сына от Числовой, т.к. у нее миллион.

В. кн. Николай Николаевич-старший, Дневники Богданович, Романовы

Previous post Next post
Up