Посмотреть на Яндекс.Фотках В начале XVIII в. на этом месте была большая усадьба принадлежащая генерал-аншефу М. И. Леонтьеву, по фамилии которого долгое время назывался переулок. Сын его в 1760 г. строит здесь деревянные хоромы, фасад которых, как одного из замечательных московских зданий, был включен в "Альбомы партикулярных зданий", составленные М. Ф. Казаковым. Хоромы сгорели в 1812 г., и участок разделился на две части.
Однако согласно этому плану дом принадлежал сыну стольника В.П. Шереметева Александру Владимировичу
Ведь в 18 веке переулок носил имя Шереметевского именно по этому владению.
Значит вот такой здесь была усадьба Владимира Петровича Шереметева (брата первого фельдмаршала Бориса Петровича) перестроил, которую его сын.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНо в любом случае после пожара 1812 года усадьба была разделена на несколько участков.
Участок, где теперь дом №8 в XIX в. перешел к Сорокоумовским; у одного из них останавливался во время приезда в Москву в 1882 г. знаменитый путешественник, исследователь Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахСовременное здание (№ 10) было построено в 1884 г. архитектором А. С. Каминским для некоей Г.А. Каратаевой.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахКак сейчас с презрением говорят - типичный махрово-эклектичный особняк, с элементами барокко. Он чем то напоминает, членение и декор,
основной особняк Викуловичей в Москве в Подсосенском, арх. Чичагова.
В начале 1890-х годов дом купил Викула Елисеевич Морозов для своих сыновей Ивана(1865-1933) и Елисея. Иван - Окончил юридический факультет Московского университета. После окончания университета до 1900 г. он работал под началом брата Алексея в семейном бизнесе.
В 1895 г. Иван Викулович Морозов женится на артистке балета Императорского Большого театра Варваре Вороновой (1875-1937).
Посмотреть на Яндекс.Фотках Варвара Александровна была внучкой Григория Воронова - сына, хотя и внебрачного, того самого Рюмина, от которого Морозовы откупились на волю. Таким образом, соединились потомки бывших крепостных и бывших помещиков.
И для молодых Ф.И. Шехтель, только что начавший свою самостоятельную деятельность, заново декорирует интерьеры. Так как проектные чертежи Шехтеля по этому дому не сохранились, сейчас с точностью утверждать что тут сделано им, а что Каменским и Эрихсоном, который тоже сюда руку приложил в 1905 году, сложно. Только по стилю.
(все фотографии интерьеров взяты из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля", фотограф
М. Федина.)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахБелоколонный зал
Камин белоколонного зала.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахОн напоминает камин библиотеки в Подсосенском. Вообще декор сделанный здесь очень напоминает тот. Мы не забываем, что делал их Шехтель почти одновременно. Я так понимаю, именно с Морозовых(Викуловичей) началось его благополучие. После этих заказов, он строит особняк на Спипридоновке для бывшей невестки Викулы Елисеевича Зинаиды Морозовой(Зиминой) и тогда уж строит особняк себе и обзаводится семьей.
Да, кстати в том же 1895 году Шехтель строит для Ивана Викловича в Петровском парке загородную дачу в Готическом стиле. но мы отклонились. Продолжаем осмотр:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.ФоткахРокайльный зал. Более пышно он сделан в особняке старшего брата Алексея. Там рокайльный кабинет в углу.
Да и мебель наверняка в особняке была Шмидтовская, семейной фирмы. Сестра Вера была замужем же за известным в Москве "мебельщиком" Павлом Шмидтом.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В 1900 году старший брат Ивана Алексей решил отойти от дел по управлению торгового дома и передал ему дела по управлению семейной фирмой. И с 1900 по 1908 год Иван управлял двумя предприятиями «Товариществом мануфактуры Викула Морозова с сыновьям в местечке Никольском» и «Саввинской мануфактурой Викула Морозова сыновей, Ивана Полякова и К» в селе Саввино.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В ноябре 1908 г. пайщики предприятия обратились с заявлением о целесообразности объединения "Товарищества Саввинской мануфактуры" с Товариществом мануфактуры "Викула Морозова с сыновьями" в местечке Никольском.
Данное предложение объяснялось тем, что Саввинская фабрика производила пряжу и товары для Никольской мануфактуры и являлась как бы отделением последней. При Иване Викуловиче Морозове Никольская мануфактура В.Морозова приобрела особую славу. Число рабочих на ней возросло до 13 тысяч, а основной капитал увеличился в 1914 году до 10 миллионов рублей. Фирма закупала хлопок в Америке, Египте, Персии и Средней Азии. Оптовые склады ее находились в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе, Ташкенте, Омске, на Нижегородской ярмарке,на Харьковской и Полтавской ярмарках,в Ирбите. За высокое качество выпускаемой продукции Товарищество трижды было награждено правом пользоваться изображением Государственного герба. Для рабочих И. В. Морозов построил в Никольском новые казармы, больницу, училище, два стадиона. На свои средства он содержал в Орехово-Зуево знаменитую футбольную команду "Клуб-Спорт "Морозовцы"", слава которой гремела на всю Россию.
Все Морозовские мануфактуры производили товар высокого качества. П.П. Рябушинский писал : "Морозовский товар можно брать с закрытыми глазами: самые подозрительные и недоверчивые восточные люди к этому привыкли". Морозовы открыли магазины розничной и оптовой торговли в Иране, Монголии и Китае. Торговали бархатом, вельветом, ситцами.
Это такое отступление, чтобы понять кто тут жил. Это дом делового, очень предприимчивого купца. По сути он стоял в 20 веке во главе всего семейного дела Викуловичей.
И несмотря на то, что об эклектике как о стиле всегда говорили с презрением дом этот очень интересно разглядывать.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахИ этих амурчиков или дергающих чудище за усы или держащихся за них.
Посмотреть на Яндекс.Фоткахони держат гирлянду цветов барочную такую с лентами, над ними полная чаша для дома - вазон с цветами. Все элементы декора как бы разговаривают с прохожим и с посетителем.
Классические маскароны
Посмотреть на Яндекс.Фоткахв виде масок сатиров с усами листьями. Типичный декор для Москвы конца 19 века.
Посмотреть на Яндекс.Фоткахв декоре окон второго этажа вовсю использован меандр. Он как бы перекликается с меандром алексеевского особняка что напротив раньше построен Чичаговым.
Посмотреть на Яндекс.Фоткахи их девочки глядят на сатиров с высоты
Посмотреть на Яндекс.Фотках монументально оформленный вход - тут явно эрихсоновский декор.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахВ портик опирается на барельеф из грифонов
Посмотреть на Яндекс.Фоткахкоторые держат лавровую ветвь символ успеха.
Все имело значение в то время, каждую деталь умели читать. Вся эта культура утрачивается теперь. Все становится обезличенным.
Посмотреть на Яндекс.Фоткахкак уютно сделан садик-палисад рядом с домом. Напоминает чем то палисадник Остромовского особняка в Трубниковском.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахПо этому крыльцу дети спускались в сад играть(Иван Викулович был отцом двух сыновей: Федора, Кирилла и двух дочерей: Ольги и Веры), а взрослые могли за ними наблюдать сидя уютно в креслах. "Запах" прошлого купеческого быта старой Москвы. Еще остаются уголки, где он чувствуется сильнее.
Посмотреть на Яндекс.Фоткахособняк сохранил еще свой старый кружевной убор решеток и на ограде и на бровке крыши
Посмотреть на Яндекс.Фоткахи на балконе.
...
Ну а потом тут в 1920-х - начале 1940-х гг. помещалось германское посольство. Впоследствии здесь было Совинформбюро. С 1949 г. в доме работало посольство Германской Демократической Республики, а потом он был занят посольскими учреждениями Кубы и банком. ...
Сейчас тут Интрист.
Пост подготовлен с помощью книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве" 2009.
Романюка, доклада М.С. Дроздова о Морозовых, остальное моё творчество и знания.