Концерт Соколова 22.04. 2019

May 04, 2019 23:27



копирую сюда из фб:

наверное нужно что-то написать о концерте Григория Соколова.
Внешне все как всегда. Толпа поклонников, переполненный зал, ажитация, триумф, стоячая овация, 6 бисов.
Внутри все очень непросто, во внутренней жизни Пианиста и в его игре идут большие перемены. В репертуаре - Бетховен, Брамс. Полный отказ от виртуозной музыки. Отказ от Большой Драмы. Много пиано. Много грусти. Апология меланхолии, так бы я определила основное впечатление. Очень симптоматичны бисы, особенно два последних - "Шаги на снегу" Дебюсси и Хоральная прелюдия f moll Баха-Бузони. Вот как-то очень невесело. Знаки прощания и медленного ухода.

Контакт Соколова с публикой на концерте всегда был довольно сложен и характеризовался огромной дистанцией. Всенародную к нему любовь ничем кроме эксцессов ЧПХ объяснить не могу. И все же, раньше была и борьба, и боль, и свет. Остался лишь меланхолический спектр: от ярости до тоски. Ему не важно, как мы это расценим. Он словно приоткрывает нам дверь: Ну постойте, послушайте, посмотрите, если вам интересно. Но влияет ли как-то на него, что мы стоим и смотрим, - вот непонятно. Как алхимик, добавляет немного того, немного сего, смешивает, растворяет, ждет, смотрит на свет. При экспрессивности каждого действия не покидает ощущение, что его позиция нейтральна.

Есть музыканты, которые пленяют, влюбляют, берут за горло, жгут, развлекают, услаждают. Есть Микеланджели, сидящий словно за стеклянной стеной, оставляет всех изнывать от вида уязвляющей красоты и совершенства. Есть Плетнев, находящий прямой путь к сердцу каждого слушателя в зале, разговаривающий с каждым отдельно. Есть Кисин, наполняющий радостью и сиянием. Есть яркие притягательные саморазрушительные образы: Самсон Франсуа, Дьердь Циффра, Борис Березовский. Соколов все больше похож на Эмили Дикинсон, которая не выходила из комнаты, общалась через полуоткрытую дверь. Система самодостаточна, замкнута в себе. Неправдоподобна но реальна в своем devotion. Соколов в одиночестве вступает в поздний этап своей жизни. Через год ему исполнится 70.

UPD

К предыдущему - я была кем-то неправильно понята в части "знаки прощания и ухода", и хоть не всегда меня это волнует, в данном случае, из-за того, что писала я о Григории Соколове, а о не о погоде, хотела бы, чтобы ни у кого не было по этому поводу недопонимания.

Знаки прощания и ухода в искусстве это не то же самое что завернуться в простыню и ползти на кладбище. Знаки прощания и ухода это Der Rosenkavalier, трио, Маршаллин, грусть о том, чего никогда уже не будет, и уход от соревнования, которое не выиграть. Это Адажиетто Малера, это Vier Letzte Lieder Штрауса. Это экзистенциальный процесс, который мало кто может выразить, не скатываясь в старческое брюзжание, не молодясь, не философствуя.

Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. Вот это мы и видим у Гриши; от 16-летнего, непостижимого в своем совершенстве и чистоте юности, до бури и натиска средних лет, и вот теперь - Он снова своей жизнью нас чему-то учит, учит тому, как принимать неизбежное. Не стыдясь, не играя, не обвиняя себя и других. Спасибо Ему еще много раз

Григорий Соколов

Previous post Next post
Up