Парадокс Лозаковича

Jun 25, 2018 12:29



в продолжение горячей (возможно, слишком горячей) дискуссии в ФБ, где прозвучало:  "никакой такой особой культуры [в  исполнении Лозаковича Концерта Чайковского]  не слышно, вот если бы он играл Брамса и Бетховена, тут можно было бы говорить о культуре, а так-то что"

фраза сама по себе симптоматичная, ведь ее произносит профессиональный музыкант, получивший профессиональную подготовку, возможно, в школе при Консерватории, а потом и в  старейшей российской  Консерватории, - конечно, нельзя ручаться, что и все  рассуждают так же, но какая-то часть - точно.

Хочется спросить: чего стоит сегодняшнее наше музыкальное образование? нет, чего-то оно стоит, возразите вы мне, и будете правы, Консерватории по-прежнему выпускают инструменталистов, способных что-то сыграть, которые идут преподавать и играть в оркестре, все так. Машина работает, выпускает "средний технический персонал для производства". Но радует своими результатами все меньше. Здесь, справедливости ради, следует отделить Московскую Консерваторию с ее высочайшим уровнем и талантов, и их подготовки, но все нижеизложенное имеет и к ней прямое отношение.

В этой связи и хочется поговорить о парадоксе 17-летнего скрипача Даниэля Лозаковича , выступившего вчера с Концертом Чайковского в сопровождении оркестра Мариинского театра и его Шефв. Жизнь и карьера этого молодого музыканта складывается вне рамок привычной  системы и складывается имхо именно так, как должна складываться, когда речь идет о даровании высочайшего сорта. С первых уроков был оценен его потенциал, и далее на пути ему встретились нужные люди и обстоятельства, которые позволили  к 17 годам получить все, что необходимо для старта мировой карьеры: им занимается педагог Эдуард Вульфсон, Даниэль играет на скрипке Страдивари,  недавно заключен контракт с Дойче Граммофон и уже выпущен первый  диск, плюс выступления с крупнейшими дирижерами, на лучших сценах  и тд и тп. Наверное, все это сложилось не само собой, а потребовало, особенно на ранних этапах, серьезных вложений  со стороны  родителей Даниэля, которым  большой респект. Но все получилось.

Потому что в основе этого неординарного успеха  не школярство и не спортивный азарт, что сразу бросается в глаза и и серьезно отличает Даниэля от множества его сверстников, прекрасно владеющих инструментом и побеждающих на конкурсах.  Не хочу никого обидеть, но нужно понимать - игра на конкурсах сегодня это девальвация таланта. Потому что музыкант - исполнитель, выходящий на сцену,  декларирует себя как  явление штучное, которое невозможно органичить ни рамками  определенной "школы", ни конкурсных правил, ни рамками конкуренции, неизбежно скатывающейся к "быстрее, выше, сильнее". Эта зараза, проникая в исполнительсво, отравляет его, превращая таких высокоодаренных людей как Денис Мацуев, во Франкенштейнов.

Что слышно в игре Лозаковича? Прежде всего, его искренняя, не замутненная любовь к музыке, юношеская взволнованность, доверчивость, эмоциональность. Это свойства его таланта, его музыкальной конституции, то, что находит мгновенный отклик у слушателей. Но и кроме этого слышны его личностные свойства, подхваченные и развитые наставниками - высокий интеллект, тонкость, рафинированность, богатая культура. Предположу, исходя из биографии, знание  нескольких языков, опыт жизни в разных странах, впитанные черты европейской культуры.  И все это слышно в его игре, и сказывается в отсутствии малейших пережимов, в безупречном, воспитанном вкусе, в концентрации на произведении, а не на себе и своих достоинствах, в негромких, но таких настоящих художественных принципах.

Это очень хорошо видно, если сравнивать Даниэля с   Броновскими вундеркиндами с их родовыми чертами: художественной  примитивностью (эх, жаль убрали с сайта канала Культура, Открытие конкурса Щелкунчик, Броновское "Вальс-Скерцо". Ведь дело там не только и столько в фальши, сколько в дурновкусии и пошлости, пронизывающей весь облик Брона, дурновкусии, от которой содрогнулась даже, в общем-то, его  аудитория)  прессованностью, шаблонностью, агрессией, намагниченностью. И если сегодня мы можем говорить  о Максиме Венгерове как о крупном музыканте, то лишь только он знает, чего ему стоило сбросить  с себя этот броновский панцирь (в прямом, физическом смысле тоже, из-за проблем с аппаратом Венгеров вынужден был сделать большой перерыв в карьере) и возродиться в новом качестве, создав себя заново самому.

И возвращаясь к реакциям некоторых наших музыкантов, полученных мною в личных сообщениях, приводящих "убийственный" аргумент  "Лозаковичу не хватает индивидуальности", так давайте вспомним: отсутствием индивидуальности попрекали и молодых Гилельса, и Соколова, а некоторые умельцы и сегодня отказывают в "индивидуальности" Евгению Кисину. Не хочу давать ссылок, но поток этого треша в Женин адрес снова прокатился в последний год. Совершенно не ясно, что под этим подразумевается, а куда она, индивидуальность, сбежала-то, как нос коллежского асессора Ковалева, - и вовсе загадка.

не говоря уже о том, что профессиональный разговор требует профессиональных аргументов, а не общих фраз и слепого повторения за кем-то. И вчерашний успех Даниэля Лозаковича, кроме всего прочего, мощный аргумент за его прекрасное профессиональное будущее, в котором лично я нисколько не сомневаюсь. 

Лозакович

Previous post Next post
Up