"Катхакали - традиционное танцевально-драматическое искусство штата Керала, Его корни прослеживаются в стиле, называемом Кришна Аттам. На одного из правителей Каликута в 17-м веке произвело большое впечатление произведения поэта Джаядева на санскрите «Гита Говинда» - поэма о любви Радхи и Кришны. Он приказал, чтобы каждый день Гита Говинда была представлена в храме Гурувайур (эта традиция сохранилась до сих пор). Кроме того, он и сам написал поэму о жизни Господа Кришны, называемую Кришнагити, и заставил ставить в храме и ее. Другой правитель Коттаракара увидел спектакль, который произвел на него такое впечатление, что он попросил правителя Каликута прислать труппу в его королевство. Тот отказался, чем разозлил правителя Коттаракара. Он решил создать свою собственную пьесу о жизни бога Рамы, называемую Раманаттам. Раманаттам была на языке Малайалам, в то время как Кришнааттам на Санскрите. Вскоре представления Раманаттам стала популярна и широко распространена, и постепенно превратилась в известный сейчас Катхакали.
....
Правитель Коттаяма внес значительный вклад в создание стиля - были улучшены костюмы, грим стал больше подчеркивать выражение лица. Также был разработан интересный драматический план представления - выбирались эпизоды из Махабхараты, которые были более привлекательны для зрителя. Он же и переименовал стиль, назвав его Катха - история + Кали - представление.
По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины, выступления обычно групповые, на сюжеты индуистских эпических произведений. Движения танцоров включают множество движений глазами и бровями, пантомиму и язык жестов. На сцене всегда светят массивные металлические лампы , наполненные кокосовым маслом, одеты танцоры в громоздкие расшитые костюмы костюмы и множество украшений. Особенностью стиля являются высокие и широкие головные уборы. Подготовка к представлению часами, особое внимание уделяется гриму, который в катхакали - тоже произведение искусства. Его наносят около двух часов, в процессе чего актеру рекомендуется спать. Используя только натуральные компоненты: кокосовое масло, измельченные минералы, сок тропических деревьев - актеру сильно удлиняют глаза и брови. Под веко кладут крохотное измельченное семя, от чего белки глаз актера наливаются кровавым цветом. Делается это не только для экзотики и выразительности- но и для обеззараживания и профилактики раздражения глаза от копоти ламп и частиц грима во время длительного представления.
Раскраска лица персонажа имеет ключевое значение. Зеленый цвет лица в сочетании с белой бородой носят боги, цари и благородные герои, красная борода - атрибут отъявленных злодеев. Черные лица с красными и белыми пятнами - самые гадкие женские персонажи. Знатные дамы имеет желто-красный цвет лица.
Очень важное значение в Катхакали имеют положения рук («Хаста» или «Мудра»), для того, чтобы их подчеркнуть, артист надевает на пальцы руки (обычно правой) металлические колпачки.
Главным инструментом для создания аккомпанемента к танцу катхакали является ченда - полый цилиндрический музыкальный инструмент, изготовленный из мягкого дерева и обтянутый с боков воловьей кожей."
00.
Но о Катхакали чуть позже.
Поедем по порядку.
После небольшого пляжного отдыха в Гоа мы отправились на юг, в Кералу. Я давно хотела побывать в этом штате! Мне он представлялся очень ярким, разнообразным и непременно с большим количеством слонов! :)
01. 02.
В Индийских поездах предлагают еду и чай. Каждые 5 минут кто-нибудь пройдет и непременно предложит что-нибудь отведать. Этот молдой человек, например, шел и непрерывно голосил "Чай-чай-чай-чай!". Да, в Индии это так и звучит - [chai]. Но подразумевается не привычный нам черный чай, а сладкий чай со специями и молоком - масала чай :) Многим моим друзьям этот напиток давно известен. ;)
По различным версиям, кроме самого черного чая, сахара и молока, туда добавляют 7-9 различных специй, среди которых обязательными являются: имбирь, гвоздика, мускатный орех, кардамон, черный перец, корица... Рецептов приготовления этого чая множество. Но каждый сам себе выбирает нужный ему (имеющийся под рукой) набор специй.
И Татьяна, довольная наличием открытого тамбура жизнью! :)
03. 04.
Далее следует описать сам поезд. Существет различное количество классов, мы стараемся путешествовать в слиппинг классе с кондиционером. Вообще конечно поезда в Индии - фантастика. Я, кажется, писала когда-то давно о том, что задержка в 5-8 часов - вполне нормальное явление. (Причиной может служить отсутствие противотуманных ламп:))) А так же о том, что на станциях могут висеть списки пассажиров, в которых будут значится имена и возраст ваших соседей по вагону. Да и вообще - поезд это всегда приключение. Сесть в Индии на поезд и не найти свободного места - более чем реально. Или, как было со мной, после долгого сидения/лежания на верхней полке я вышла в тамбур подышать воздухом. Когда вернулась на моей полке уже кто-то лежал, а рядом с Таней на нижней сидело еще около 4х женщин. Пришлось постоять :)
Обращаю ваше внимание на то, что полок в индийских вагонах не 2, а 3. Верхняя чуть выше, а вторая находится на уровне головы сидящего. Таким образом, если вторая полка поднята (она же является мягкой спинкой нижней полки), то на нижнюю никто особо не сможет сесть.
Двери в тамбуре чаще всего открыты и можно ехать в прямом смысле с ветерком.
05.
Поезд сделал остановку и я привлекла внимание одного из местных мужчин.
06.
Когда-то я уже рассказывала о том, что грузовики - это отдельный вид искусства в Индии. Они все очень яркие, цветные. Разрисованы немыслимыми узорами и цветами. Чаще на религиозную тематику. И непременно носят чье-нибудь имя :)
Мы прибыли в Кочин и отправились на вечернюю прогулку.
Кочин или Коччи - крупный порт на Малабарском побережье Аравийского моря. Хотя сам по себе город, по меркам Индии, не такой уж и большой.
Кочин был одним из первых европейских поселений. Португальцы, датчане, голландцы, англичане - кто только тут не побывал. Одни построили форт, другие (Васко да Гама) обустроили первую в Индии торговую факторию.
07.
Несколько картинок насыщенного цветом вечернего города.
08.
09.
10.
11.
12. 13.
14.
15.
16.
17.
Смело? ;)
18.
Сказано ничего не клеить и не писать на заборах - пожалуйста! :)
19.
20.
В магазин завозят специи...
21. 22.
Сувенир со слониками.
23.
Специи и дал.
24.
Остренького?
25. 26.
Подарочный вариант!
И местный житель, который наотез отказывался поднимать голову. Ну не интересно ему/ей :)
27. 28.
Морская тематика...
29.
30.
31.
32.
Китайские рыболовные сети, являющиеся чуть ли не символом Кочина. Получается, что и китайцы тут побывали...
33. 34.
"И я тут был, мед, пиво пил" :)
И вновь о Катхакали.
В настоящий момент это одно из самых "туристических" мероприятий. За 200 рупий вам предложат бутылочку воды и двухчасовое представление, из которого вы поймете, что добро всегда победит зло! :)
35.
36. 37.
38. 39.
40.
41. 42.
43.
44. 45.
Танец и перевоплощение.
46. 47.
Смерть и ужин при свечах.
А дальше путь наш лежал в горы. В небольшой горный городок Муннар, известный своими чайными плантациями.
48.
49.
Ехали вновь как белые люди. На общественном транспорте!
Наш автобус.
50. 51.
Таня изображает голод и остановка или "где-то тут был туалет".
52.
Проезжающие мимо автобусы и их пассажиры.
53.
Продолжение следует. Как всегда. :)