Мосты округи Ивакино

Dec 13, 2014 19:58

Небольшое село Ивакино, расположенное в излучине реки Клязьмы, оказалось весьма необычным по количеству мостов, которые там были. Конечно же люди, окружённые с трёх сторон рекой, искали и находили удобные и необходимые пути передвижения.
Первым из мостов надо считать пешеходный мостик, связывавший два села на противоположенных берегах Клязьмы - Ивакино и Павельцево. Надо полагать, что этот мостик мог существовать несколько сотен лет. Мостик был жиденький, но позволял легко переправиться через реку не замочив ног. Естественно, что с каждым ледоходом мостик сносило и каждый год его приходилось восстанавливать. Удалось найти фотографию этого мостика версии 1915 года. Скорее всего конструкция мостика и в прежние, более отдалённые времена, была сильно схожей.




Однако чуть позже мог существовать и второй мост, к тому же более крупный. Не только мог, но и должен! Его «следы» находятся на карте 1927 года, составленной по материалам топографических съёмок 1922-1925 годов:




Это именно «следы», поскольку на самой карте мост не указан. Но показана просёлочная дорога от Ивакино, «пересекающая» Клязьму и входящая в Павельцево. И что очень примечательно - в Павельцево успел образоваться застроенный по обе стороны домами проулок. Что означает, что дорога, со стороны Павельцево упирающаяся в реку, на самом деле имела продолжение и достаточно активно использовалась. Как использовалась? К примеру для выезда на Рогачёвский тракт через Ивакино и «Рахмановскую аллею», далее в Москву по сегодняшнему Коровинскому шоссе. Жители Ивакино могли её использовать для короткого подъезда к станции Хлебниково Савёловской железной дороги, построенной к 1902 году. Однако однозначно сказать, что это был мост невозможно. Можно предположить, что в те времена это была просто переправа.

Но на карте 1931 года сомнения развеиваются. К этому моменту на просёлочной дороге от Павельцево к Ивакино уже действительно построен мост:




Его наличие подтверждается на весьма детальном плане железнодорожного кольца «3-го участка Глубокой выемки» составленного в 1934 году, рядом с тупиком №12. Там же отлично виден переулок в Павельцево, образовавшийся вдоль дороги, пересекающей реку:



А если внимательно присмотреться к этому плану, то можно заметить, что Ивакино обогатилось сразу двумя мостами - железнодорожными.
Но что это за кольцевая железная дорога? И что такое Глубокая выемка? Во время строительства канала Москва-Волга трасса его проходила через водораздел бассейнов рек Клязьма и Химка, представляющий из себя весьма значительные холмы, которые предстояло прорезать руслом и вынуть огромное количество грунта. Но вынутый грунт требовалось чем-то и куда-то вывозить. Поэтому вдоль участка канала, символично названного «Глубокая выемка», были проложены временные ширококолейные железнодорожные пути, которые упирались в «южную» и «северную» свалку. В качестве «северной» свалки были отведены сильно и слабо заболоченные земли вокруг Ивакино. Как минимум на «северной» свалке (а именно она приведена на плане 1934 года) было организовано кольцевое движение - для того, чтобы при прохождении и разгрузке поездов не образовывались пробки (привет МКАД, ТТК и будущий ЦКАД!).
По воспоминаниям моего отца, который застал один из них, это была весьма прочная однопутная конструкция. Чуть выше по течению стояли мощные ледоломы, защищающие опоры моста от весеннего ледохода. Всё было сделано на совесть, из толстых брёвен (шпальных клетей).
Те же три моста видны и на плане от 1935 года:



А к 18 августа 1942 года из трёх остаётся только один, что хорошо видно на немецкой разведывательной аэрофотосъёмке:



Понятно, почему исчез старый мост. После заполнения канала водой уровень в реке Клязьме поднялся на два метра. Река залила свою пойму и ширина Клязьмы на месте старого моста стала такой большой, что пришлось бы строить гигантское сооружение около 150 метров длиной, что по денежным затратам совершенно не соотносилось с важностью просёлочной дороги.
Непонятно, почему сломали второй железнодорожный мост, что западней Ивакино. Возможно, что разобрали его в самом начале войны, чтобы не пропустить фашистов на правый берег Клязьмы. После начала войны правый берег Клязьмы превратили в серьёзную оборонительную систему, состоящую из разветвлённой системой окопов, огневых точек и колючей проволоки, растянутой вдоль кромки воды.
Возможно, что «западный» мост разобрали сразу по окончании строительства канала, году в 1936-1938, для вторичного использования строительных материалов. С народно-хозяйственноё точки зрения мост был бесполезен - он шёл из ниоткуда в никуда, соединяя поля позади Ивакино с только что насыпанной свалкой грунта на болотине со стороны деревни Яковлево.
Однако следы этого моста, подъездные насыпи, прекрасно видны и сейчас:



Тем не менее, в Ивакино после строительства канала появилось ещё два моста. Совсем небольших. Один из них для деревни был жизненно необходим.
Дело в том, что при строительстве канала вдоль его берегов были вырыты так называемые «нагорные канавы». Во время строительства в них направлялась вода, откачиваемая со дна строящегося ложа канала и попадающая туда с дождём, со снегом и из водоносных слоёв только что вскрытых берегов. После строительства нагорные канавы «отрезали» вешние и ливневые воды от канала, не позволяя размыть высокие, крутые и весьма нестабильные берега Глубокой выемки.



Нагорная канава, направленная на север вдоль правого берега канала (на схеме слева), перерезала Ивакино на две части и примкнула к пойме Клязьмы. Северная часть деревни оказалась отрезанной от «материка». (Кстати говоря, при строительстве этой канавы было снесено три деревенских дома). А через канаву был переброшен деревянный мостик шириной метров 10, перекрывающий выемку глубиной метров 5. Я смутно помню этот мостик - с деревянным настилом и деревянными поручнями. Он казался мне очень хлипким - сквозь щели настила была видна «бездна». Поэтому жутко боялся по нему ходить. Однако в конце 1960-х годов внизу канавы положили бетонную трубу диаметром около метра и засыпали землёй вровень с дорогой. От моста не осталось и следа.
Второй мостик, через ту же канаву, но в другой части деревни, дожил до сегодняшних дней, превратившись в пешеходный после того, как в середине 1990-х с него свалились пожарная машина и сильно его повредила.



Нагорная канава в действии - весеннее половодье не размывает берега канала, а по канаве направлятся в Клязьму (фото 1960-х годов).
Сильно забежав по времени вперёд, вернёмся к прошлому.

Второй канальский железнодорожный мост, тот, что севернее Ивакино, оказался запечатлён и на другом снимке немецкой разведки, сделанном 2 июня 1943 года. И успешно просуществовал до конца войны.



Однако после войны он прожил недолго. Началось строительство Павельцевской нефтебазы, запланированное ещё в довоенное время. Для этого был расширен и углублён участок русла Клязьмы севернее Ивакино, названный позже Павельцевским заливом, а узкий полуостров, образованный Клязьмой и каналом со стороны Павельцево, превратился в остров, названный позже Островом Любви, чтобы следующим с Волги нефтеналивным судам было удобней заходить к причалам Павельцевской нефтебазы. Деревянный железнодорожный мост пришлось разобрать, чтобы суда могли беспрепятственно пройти по Клязьме от канала до Павельцевского залива. Это событие весьма порадовало ивакинских мужиков, которые продали брёвна, оставшиеся от разборки моста, и на вырученные деньги весело погуляли. То есть пропили.
Однако связь между берегами Клязьмы требовалась. Хотя бы пешеходная. К тому времени часть жителей Ивакино работали в Москве и самый удобный путь к месту работы лежал по Савеловской дороге, через станцию Хлебниково. И школьники, традиционно посещавшие школу в Котово, теперь были отрезаны от школы только что построенным каналом. Другие школы находились за меньшей водной преградой, Клязьмой - в Павельцево, в Шереметьевской, позже на Нефтебазе. Да мало ли было других потребностей перебраться на другой берег?
По воспоминаниям моего отца, примерно в 1951-1952 году года в районе старого моста был какой-то мост, по которому он ходил в школу. В те же времена начали работать бульдозеры, подготавливая выемку в канальских отвалах для подъезда транспорта к берегу Клязьмы.



Выемка в насыпи.
Вид с ивакинского берега на Павельцево.
За рекой Клязьмой видно продолжение дороги в Павельцево (фото конца 1960-х годов).
В интернете был найден список пристаней канала Москва-Волга. Несмотря на непонятность его происхождения, информация весьма точная. Вот что там написано:
- пристань Ивакино (12 км) - расположена на правом берегу канала, в районе устья реки Клязьмы, вблизи деревни того же наименования, у бывшего автомобильного парома.
- пристань Павельцево (13 км) - расположена на северном берегу Клязьминского водохранилища, на некотором удалении от деревни того же наименования.
Пристань Ивакино действительно существовала в районе устья Клязьмы, и о ней рассказ будет дальше, а под пристанью Павельцево по-видимому подразумевали причал для нефтеналивных судов. А вот что очень интересно для темы нашего рассказа - «у бывшего автомобильного парома». Вот оно как! Получается, что на месте старого моста была отрыта паромная переправа, способная перевозить автомобили! Вот почему сделали бульдозерами выемку - для удобства подъезда к берегу автомобилей!
Но паромная переправа просуществовала очень недолго. Хотя следы подъезда к ней и даже небольшая отсыпка грунта в Клязьму заметна до сих пор:



Более поздние времена более отчётливы в воспоминаниях моего отца. После 1953 года был сооружён пешеходный понтонный мост. В качестве понтонов были использованы обычные бочки из-под солярки. Импровизированные понтоны были глубоко притоплены и деревянный настил находился всего сантиметрах в двадцати от поверхности воды. Но, несмотря на явно временное решение, мост был оборудован перилами. Этот мост пересекал Клязьму в одном из самых узких мест и мой отец тоже бегал по нему в школу. В этом месте мост простоял года два, примерно до 1955 года. После чего, по настоянию сельсовета, Павельцевская нефтебаза построила на месте железнодорожного моста более солидный пешеходный понтонный мост из мощных бонов.



Понтонный мост. На заднем плане - церковь в Павельцево.
Ракурс примерно тот же, что и на самой первой фотографии поста (фото середины 1960-х годов)
Мост был разводной и когда в Павельцевский залив заходили или выходили речные танкеры, специальный водомётный катер под названием «Нефтяник» разводил мост, отцепляя его от павельцевского берега. Не было ничего более интересней, чем покататься на краю моста во время его разведения! Не был ничего более обидней, когда мост разводили у тебя под носом, а ты торопился на электричку в Хлебниково. Процедура длилась не менее получаса.

Для того, чтобы получше разобраться в ситуации, подготовил схему на основе спутникового снимка лета 1966 года:



Долго и славно служил этот понтонный мост. Мост рвался, его чинили. Он опять рвался, его опять чинили.



Понтонный мост (фото 1973 года)
Боны проржавели, мост стал подтапливаться. Деревянный настил поменяли на металлический.



Понтонный мост (фото 1993 года)
Но не выдержал мост в эпоху бурного строительства капитализма. Павельцевская нефтебаза перестала его обслуживать, мост разорвался и вытянулся вдоль ивакинского берега. Случилось это примерно в 2005 году.



Понтонный мост (фото начала 2000-х годов)
Восстанавливать его уже не стали. Потому что берега были скуплены под увеселительные заведения и мост мешал беспрепятственно кататься по водной глади Клязьмы от Павельцевского залива до канала на всяческих маломерных и не совсем судёнышках и судах.
Боны некоторое время болтались около берега, потом потихоньку исчезли. Говорят, что одна или две штуки лежат на дне у ивакинского берега.

Небольшое отступление от темы, но без него не связываются узелки повествования.
Как было написано выше, существовали исторические связи Ивакино и деревнями и сёлами, расположенными восточнее - Мысово, Котово. Дети ходили в школу, постарше женились и т.п. После строительства канала Ивакино оказалось отрезано от этих населённых пунктов. Для компенсации неудобств была устроена переправа через канал на упоминавшемся катере «Нефтяник». Стартовала переправа от той самой пристани Ивакино, что находилась в устье Клязьмы. Финишировал катер тоже в русле Клязьмы, но уже с другой стороны канала, для чего была построена небольшая пристань между каналом и насосной станцией Гранитного завода.
Фотографию «Нефтяника удалось» разыскать, вот только он на втором плане и рассмотреть его непросто. На переднем же плане драга, углубляющая фарватер от канала к Павельцевскому заливу, к нефтебазе:



Фото 1962 года.
Сам «Нефтяник»:



С фотографией старой пристани Ивакино оказалось проще. Не очень показательные фотографии, но нашлись:



Фото 1968 года.
Перевоз на катере прекратился наверно в конце 60-х годов, после чего пристань со стороны Ивакино развалилась и остались от неё только торчащие из воды опоры. Сегодня осталось только название бухточки - «Старая пристань». Да и то мало кто помнит.
Эстафету перевозки через канал подхватили частники и за небольшую денежку, копеек 10 с человека, перевозили жаждущих на самодельных деревянных вёсельных лодках. Один из перевозов был у заградворот и заведовал им грек Ставрик, другой - как раз вдоль бывшего маршрута «Нефтяника». Капитаном выступал наш сосед, Тарарин.

Ну и в самом конце эпопеи о мостах немного повторюсь и расскажу о мосте, который планировался быть также невдалеке от Ивакино.

Это мост Рогачёвского тракта через канал в районе Глубокой выемки. В проектной документации мост имел №407 и официальное название «Мост Старо-Рогачёвского шоссе». На схеме обозначен около отметки 120:



Для начала надо вспомнить, что же из себя представлял Рогачёвский тракт во времена строительства канала. Это была достаточно важная магистраль, соединявшая село Рогачёво и Москву. Рогачёво «богатое торговое село» - так называли его в 16-18 веках благодаря расположенной недалеко от села пристани на реке Сестре. Это была ближайшая к Москве точка, куда суда могли доставлять товары с Верхней Волги. По Рогачёвскому тракту грузы и товары переправлялись в Москву.

К моменту строительства канала актуальность пристани на р.Сестре уже исчезла. Построенная в начале XX века Савёловская железная дорога, соединившая Москву и Большую Волгу, решила вопрос массовой и дешёвой транспортировки грузов с Волги в столицу. Рогачёвский тракт перешёл в разряд второстепенных дорог местного значения. Современное Рогачёвское шоссе только часть Рогачёвского тракта. Оно совпадает с трактом от Рогачёва до Лобни (Краснополянское лесничество). Далее современная дорога поворачивает восточнее и соединяется с Дмитровским шоссе в районе Красной Горки. В былые же времена Рогачёвский тракт шел по трассе д.Пучки - д.Катюшки - д.Клязьма - д.Свистуха - д.Терехово - д.Гнилуши (сейчас г.Долгопрудный) - д.Киреево (снесённая без следа), а далее совпадал с Коровинским шоссе до соединения его с Дмитровским.

Канал Москва-Волга разрезал Рогачёвский тракт между деревнями Терехово и Гнилуши. Но мост так и не был построен. Почему? Точного ответа нет, есть только предположения. Напомню, что к 1930-м годам сильная необходимость в Рогачёвке исчезла из-за развития других путей сообщения. Это первое. Второе - строить мост в районе Глубокой выемки очень дорого, сложно и опасно. Ширина выемки по верхнему краю достигает 140 метров, высота от дна канала более 23-х метров. Мост должен быть очень большим. Склоны Глубокой сложены из очень неустойчивых и коварных грунтов - опираться мосту практически не на что. Стоит ли овчинка выделки? Не стоит - посчитали строители.

Долго ещё вспоминали ивакинцы непостроенный мост, до 70-х годов. И жалели правобережные деревенские жители, что до цивилизации левого берега, города Долгопрудного, им практически не добраться.

Сейчас невдалеке от запланированного моста Рогачёвского тракта мост таки построили. Это мост новой трассы Москва-Санкт-Петербург:





ивакино, фото, малая родина, история, мост

Previous post Next post
Up