Александр Харьковский: Сергей Михайлович, хочу попросить Вас рассказать и о некоторых пьесах, предназначенных для взрослых концертирующих пианистов. Например, у Вас есть сочинения, чьей программой стали не только не сказочные или фантастические истории, но и не литературные сюжеты, а произведения изобразительного искусства…
СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ: Речь о сюите "Три грации" - сюите в форме вариаций… Она издана издательством «Композитор • Санкт-Петербург» несколько лет назад. Кое-кто ее играет, и довольно успешно (я слышал это сочинение и в Москве). Да, оно было написано как хореографическая миниатюра еще в 1963 году, для балетмейстера Леонида Якобсона. Написано первоначально для оркестра. По мысли Якобсона (ему принадлежит замысел) это стилистические вариации на изобразительную тему - тему запечатленной в произведениях разных художников женской красоты и молодости. Первая картина - «Вечная весна» Боттичелли, оттуда фигуры граций. Вторая - скульптуры Родена, романтические женские фигуры. И третья - в кубистической манере Пикассо женские портреты. Соответственно, первая часть шла или в органе, или для деревянных духовых, вторая - для струнных и арф, третья - для медных и ударных, а последняя часть объединяла все три группы граций в полифоническом соединении. Этим символизируется примерно следующее: средства искусства бесконечно эволюционируют и развиваются, но гуманистическое содержание - и даже некое преобладание красоты над уродством - остается неизменным.