Первым изданием, в котором я увидел Ришелье - оказался очередной выпуск линкорной серии М-К 1973 года. И то, не сразу - а несколько лет спустя, в кабинете школьного трудовика, где имелась соответствующая подшивка журналов. Довольно условный набросок, в котором опознать корабль удастся не сразу. Никаких симпатий и интереса он не пробудил.
Через ещё несколько лет кормовая часть странного линкора с мачтотрубой и созвездием из трёх башен СК кокетливо засветилась в 'трубном' выпуске Т-М. Отличный материал был, надо сказать, а рисунки и вовсе отменные, да ещё и с юмором.
В начале восьмидесятых, наладив контакт с Б.Л. - так мэтр подписывал свои послания, получил письмом первые относительно качественные снимки Ришелье и его собрата. Радость была неописуемая - закатанные в глянец фотооткрытки обеспечивали избавленную от зерни плотность изображения недостижимую для книжно-журнальной полиграфии. К тому времени успел выписать из доступных справочников характеристики и краткое описание линкоров в специально отведённую толстую тетрадку. Зарубежная литература по флоту оставалась недостижимой (поляки не в счёт). Однако пришли девяностые годы, появился Интернет, в новом тысячелетии развилась онлайн-торговля а сканер позволил свести добываемые из множества источников снимки воедино.
Как-то уже сравнивал коллекционирование фотографий кораблей с выкладыванием бескрайнего мозаичного панно. Некоторые участки которого покрыты кусочками смальты лишь условно, тогда как другие, наиболее излюбленные - толстым слоем из сотен и сотен фрагментов. Ради эстетики отображения цельным, хронологически последовательным массивом ещё на заре цифровизации пришлось пожертвовать аннотациями, поскольку каждый новый снимок должен был встраиваться в уже готовую структуру. Тем самым формируется эээ... давайте, назовём её мультипликационной фотолетопись корабля. В таком формате наглядно видно, какие эпизоды карьеры хорошо бы подтянуть, какие именно ракурсы и виды наиболее желательны в поисках, а каких уже куева хуча и больше не надо.
Принципиально не сохранял мелкие или низкокачественные фото. Чем кое-как - лучше вообще никак. А что происходит сейчас (точнее уже давно) на форумах вызывает неприятие: когда изначально небольшие снимки увеличивают кратно в фотошопе или новомодных интеллектуальных программах, а на выходе получают пластилин, искажающий или подменяющий собой действительность. Спрашивается, зачем?
По прошествии сорока лет с лишком конечный смысл данного занятия всё так же далёк от меня, как и в самом начале пути. Удовольствие, как говорится, в процессе.