Броненосец родом из позапрошлого века и торговый центр из стекла и бетона - даже представить трудно, что у них могло быть общего, не говоря уже о том, чтобы они совместились в одной точке времени и пространства.
Но так было. И заслуженный корабль, и многообещающую постройку объединил незавидный финал. Вдвойне обидный для Ю-Эс-Эс Орегона, участника испано-американской войны 1898 года, успевшего повоевать сразу на двух океанах. К тому же незадолго до боя у Сантьяго-де Куба броненосец совершил беспримерный для своего класса 16-тысячемильный бросок из Тихого в Атлантику вокруг мыса Горн (Панамского канала ещё не существовало в природе), где его потрепало в шторм.
В год старта долгого президентства ФДР в Портленде распахнул свои двери крытый рынок, настоящий рай торговли внутри раскинувшегося на несколько кварталов трёхэтажного, переливающегося яркими огнями дворца, который полностью изменил правила игры для местных домохозяек. Поход за продуктами перестал быть обычной рутиной. По свидетельству современника базарный день в Портленде превратился в общественный праздник.
Портлендский рынок объединял в себе двенадцать пекарен, десять маслозаводов, семь мясных рынков, шесть гастрономов, восемь киосков с морепродуктами, еще дюжину киосков с молочными продуктами, четыре магазина с соленьями и семь кондитерских с всевозможными видами десерта, от конфет и мармелада - до орехов с попкорном. Вместо марафона по раскиданным по районам торговым точкам теперь всё можно было приобрести в одном месте. А ещё в продуктовом молле имелся кинозал на 500 мест, парковки на сотни машин вокруг и на крыше, АЗС и прочие точки бытового сервиса. В общем, обеспеченное трудом архитекторов и поставщиков продуктов изобилие жратвы иначе как антиголодомором назвать было трудно.
Click to view
К тому времени Орегон давно покинул действующий флот и обретался в том же Портленде в роли музейного корабля. Был любим горожанами, привлекал туристов, ну и пионеры скауты туда же, куда без них.
Гладко бывает только на бумаге. Вскоре выяснилось, что многоярусный крытый рынок не то что не приносит прибыли, но с трудом отбивает эксплуатационные затраты. Затянувшие пояса горожане не могли позволить себе лишних трат на фоне Великой Депрессии - вот если бы подобный центр открылся лет через двадцать... Другой причиной убыточности стало неудачное размещение рынка: жилые кварталы возводились на противоположном берегу, всё дальше и дальше отдаляясь от мега-рынка.
Дела Орегона также складывались не особо удачно. С началом войны на Тихом океане кто-то в администрации посчитал, что большую пользу стране он принесёт в качестве источника дефицитного металла. С броненосца срезали все надстройки, выкорчевали увесистые башни, а корпус отбуксировали на Гуам в качестве плавучего склада боеприпасов. То, что осталось от героя войны пошло на иголки в далёкой Японии в 1956 году.
Срок службы ветерана во всех ипостасях суммарно составил изрядные шестьдесят лет, вроде немало, но с учётом того, что он мог бы и поныне радовать граждан как свидетель былых побед и образчик эпохи брони и пара - судьба его печальна. До сих пор многие считают, что третий по счёту линейный корабль США в качестве памятника был бы предпочтительнее Олимпии. Нерадивые потомки от всего 10-тысячетонного корабля смогли сохранить одну лишь фок-мачту.
Портлендский рынок ненадолго пережил старый корабль. Растерявшее арендаторов коммерчески провальное предприятие сдали в аренду ВМС США (sic!) в 1943 году, а после войны там располагалась редакция газеты с типографией - что было явно избыточно для масштабов здания. И в 1968 году мэрия Портленда выкупила его чтобы снести до основания. Теперь там парк.