Будди́зм - религиозно-философское (точнее, производит такое впечатление на западных религиоведов) учение (дхарма) о духовном пробуждении (просветлении), возникшее около VI века до н. э. в Индии. Основателем учения считается наследный принц племени шакьев - Сиддхартха Гаутама (Готама), известный также под именем будда Шакьямуни, бодхисатва и т.д. Будда - не имя собственное, а труднодостижимое состояние, не связанное со святостью (как генеральское звание ;-). Когда в западных книжках пишут Будда с большой буквы, имеют ввиду обычно будду Шакьямуни, но это некорректно, как и отождествление какой-либо ныне существующей буддийской традиции с теоретическими наработками лично Готамы. Время не сохранило для нас никаких достоверных сведений о раннем буддизме, более-менее документированные описания учения относятся уже к нашей эре, но споры о изначальном - одно из любимых занятий высокообразованных лам, и европейцы часто принимают их за чистую монету. Биография Сидхардхи сохранилась в виде очень красивого благочестивого мифа, для ознакомления с которым, при наличии интереса, рекомендуется посмотреть х/ф «Маленький будда» Бертолуччи (или прочитать у Торчинова).
Буддизм является мировой религией, распространившейся далеко за пределы своей родины - Индии: в Китай, Тибет, Японию, Шри Ланку, Бирму, Лаос, Вьетнам, Таиланд, при этом в самой Индии практически исчез. В России буддизм (тибетскую разновидность) традиционно исповедуют буряты, тувинцы и калмыки (непринужденно сочетая с шаманизмом). Буддизм структурно существует в виде огромного количества сект, исповедующих весьма разнообразные философские и мистические концепции. Высшей целью буддизма является освобождение всех живых существ от ужаса бесконечных перерождений (коллективная задача). Для этого каждый буддист должен добиться персонального освобождения от дукхи (см.далее) посредством обретения полного и окончательного просветления (достижения состояния будды) здесь и сейчас и обретение через это возможности проповедовать истинную дхарму другим.
Буддистов всего мира объединяют Четыре благородные истины, сформулированные Гаутамой при обретении просветления и вышеуказанная общая цель (про всех существ). Главная добродетель буддизма - сострадание, смысловой стержень многих буддийских практик - освобождение от привязанностей.
Четыре истины коротко:
1. Существует дукха.
2. Существует причина дукхи.
3. Существует «состояние», свободное от дукхи.
4. Существует способ туда перебраться.
Слово «дукха» не означает страдание (это типичная и грубейшая смысловая ошибка популярной литературы о буддизме), хотя в некотором контексте возможен и такой перевод. Слово (из мертвого языка пали) очень многозначное, например, понимание того, что сегодня жизнь задалась, но такое счастье не может длиться бесконечно, тоже дукха. Каждый человек, прочитавший п.п.1-4, примерно понявший смысл тезисов и мысленно согласившийся, может смело называть себя буддистом, никакого дополнительного посвящения не требуется и никакие обязательства в связи с этим не накладываются.
С тех пор, как появились 4 истины, буддисты начали изощряться в расшифровке базовых понятий, изобретая сложные философские системы и разнообразные практические методики достижения просветления. И вот тут нужно отчетливо понимать, что все эти конструкции созданы не из любви к умственным изыскам, а служат высшей цели (спасению живых существ через личное просветление), и поэтому для индийских брахманов будды создали подходящие именно для них, высокоинтеллектуальные системы разъяснения дхармы, для воинов и торговцев несколько иные варианты учения, а китайским крестьянам было проповедовано тоже самое совсем другими словами и еще добавлено бамбуковой палкой по голове для лучшего усвоения. Огромное количество вариантов учения и связанных с ними философских систем уже не работает, но почтительно сохраняется буддизмом как часть культурного наследия. Никакой самоценности варианты учений и авторитеты в буддизме не имеют, поскольку для буддиста любая форма по своей сути пустотна. Пятый патриарх Китая как-то сказал: «Если на пути к просветлению стоит лама, убей ламу, если будда - убей будду.»
Что такое полное и окончательное просветление, оно же - состояние будды, сатори (яп.), словами передать невозможно. Понявший это человек - собственно будда и есть. Тем не мение, намекнуть на это в катафатическом ключе можно, хотя и непросто. Частичные просветления посещает практически каждого человека, когда какой-либо значимый эмоционально вопрос неожиданно становится кристально ясен и в картине мира как-бы появляется новый яркий и красивый узор. А вот классическая притча на тему сатори в вольном переложении: «Давным-давно, в пустынной местности на горе жил великий аскет-отшельник, целыми днями и ночами медитировал он, сидя на любимом камне и был такой святой, что птицы сами приносили ему еду. Как-то раз зашел к нему в гости странник - монах, поговорить о духовных проблемах. И когда углубились они в благочестивую дискуссию, в кустах неподалеку зарычал тигр. Странник испуганно вздрогнул, а отшельник с сожалением сказал ему: «я думал, ты уже свободен от этого». Они возобновили разговор, и через некоторое время отшельник привстал с камня и на мгновение отвернуля от собеседника. Странник выхватил кисточку и нарисовал на камне иероглиф «будда» . Отшельник хотел было присесть обратно, но увидел надпись, смутился и замешкался. «Я думал, ты уже свободен от этого», - сказал странник. Услышав это, отшельник достиг полного и окончательного просветления, и птицы перестали приносить ему еду.»
Совершенно ошибочными являются попытки провести параллели между буддизмом и индуизмом, от которого буддизм если и отталкивается, то исключительно ногами. Мы не знаем подробностей изначального учения Бодхисаттвы. Но легко проверить, что современные представления буддизма о таких важнейших для индуизма понятиях, как сансара, карма, инкарнация не совпадают с индуистскими и могут сильно разниться от одной буддийской секты к другой. Например, в рамках самой массовой в Японии секты Риндзай инкарнация понимается как происходящая каждое текущее мгновение трансформация (перерерождение) личности, карма в чаньской (китайской) традиции - «просто» закон совпадения причины и следствия. Представление о нирване как состоянии блаженства, как и обожествление будд - не более чем простонародная профанация истинной дхармы.
Псевдомногобожие буддизма, жутковатые существа на стенах храмов - это культурное наследие, которое буддизм получил в процессе обращения различных народов. На Тибете буддизм «смешался» с древней религией Бон, в Китае c даосизмом. В современной Японии буддизм бесконфликтно соседствует с языческой религией синто. Японцы традиционно празднуют свадьбы в синтоистских храмах, а хоронят умерших по буддийскому ритуалу. Буддийская традиция не возбраняет членам общины верить в каких-либо богов, часто содержит развитую ритуальную систему, но это внешние и побочные для учения феномены. Буддизм по сути - нерелигиозная (не обращенная ни к каким богам в принципе) «религия», еще точнее - не укладывающееся ни в какие классификации учение, передаваемое в форме религии. По мере распространения по миру буддизм претерпел большое количество формальных изменений. Например, в Индии монах в принципе не может работать, поскольку его задача - молиться за всех остальных людей, и по-другому быть не может. В Китае же не работать - недостойно порядочного человека, поэтому в уставе буддийских монастырей быстро появилось правило: «день без работы - день без еды».
Интересна подборка из Википедии на тему «в буддизме нет»: всемогущего Бога-творца или Бога-личности, вечной души, искупления грехов, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (тут, правда, ряд нюансов от конкретной секты зависит), абсолютной преданности, религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией), ересей, по той причине, что в буддизме также нет: единого канона текстов, общего для всех школ, общих и непререкаемых для всех школ догматов, единственного мироздания (число миров считается бесконечным), провидения.
Хотя в буддизме игнорируется всё Божественное, буддизм не является атеистическим учением. Игнорировать - не значит отрицать. Допустим термин «не-теизм».
Привлекательность учения на западе в наши дни в интеллектуальной среде достаточно заметна и вызвана различными причинами, например удивительными корреляциями старинных идей с классическим психоанализом и современной физикой, невероятным сочетанием аскетической простоты и рафинированного интеллектуализма учения и т.д. И как лекарство от дукхи буддизм был и будет привлекателен для всех, кто осознает эту проблему.
Исходя из своей изначальной не-теичности, буддизм не может всерьез обсуждать мировые религии, и христианство в частности. Тем не менее, автору этих строк попадался комментарий дзенского мастера (имя не помню) к заповедям блаженства. Сэнсэй считал, что такое мог сказать только полностью просветленный человек, а выше похвалы в рамках буддизма просто не бывает.
В заключение стоит сказать, чем отличается подлинный буддизм от подделки. Настоящий буддизм проповедуется только буддами и существует как живая (даже если в письменном виде) передача сути учения от ранее просветленного будды к ученикам. Каждый полностью просветленный ученик - новый будда создает и проповедует свой вариант дхармы из своего понимания и для своей конкретной аудитории. Если среди учеников появляются новые будды, значит проповедована истинная дхарма. Именно за счет этого учение остается живым и актуальным последние 2500 лет (и из-за этого непрерывно дробится на секты, не теряя смыслового единства). Там, где этот принцип нарушается, ветвь буддизма чахнет и исчезает.
Использована литература следующих авторов: Н.В. Абаев, Е.А. Торчинов, Д.Т. Судзуки, А.У. Уотс, Намкай Норбу Ринпоче и личные воспоминания о встрече с последним.