Знакомство с Рамаданом

Jul 01, 2015 16:15




Первое мое знакомство с месяцем Рамадан произошло в детстве - наверное, я тогда учился в классе втором. Кажется, это было лето. Помню, что было жарко. Мы с дворовыми ребятами купили жвачек и начали жевать, и один из мальчиков сразу же вытащил свою жвачку изо рта и вложил обратно в обертку, сказав, что забыл о том, что постится и вечером пожует. Я, вообще не поняв о чем идет речь, громко назвав его дураком, продолжил радостно выдувать из жвачки шарики.

***


В следующий раз я услышал о месяце Рамадан и посте несколько лет спустя. Наша учительница по русскому языку однажды заболела и наш класс передали другой учительнице, которая сама была русской. На уроке ее никто не слушал, все баловались, шумели и в один момент она обратилась к классу со словами, которые я запомнил на всю жизнь. Эта русская женщина стала говорить нам о том, что мы должны вести себя спокойно, потому что сейчас идет месяц Рамадан, а мы (дети) - мусульмане, и что в этот наш месяц нельзя ни драться, ни шуметь, ни баловаться, ни совершать каких-либо резких движений - нужно быть максимально спокойным. Она говорила это с такой искренностью, отчаянием, как будто отрывая слова от души, что последующие перемены я передвигался по коридорам из класса в класс медленными шагами, отказываясь играть с одноклассниками в «петушиные бои», «осла-мента» и в другие игры с не менее поэтичными названиями.

***

Вообще первыми в нашей семье начали поститься мама и мой старший брат. Делали они это так, как могли, основываясь на разнообразной, откуда-то услышанной информации, потому что в те недалекие времена знаний об Исламе в обществе было категорично мало. Они просто знали, что во время поста нельзя ничего кушать и пить. И все. Все остальное было им неведомо. Помню пластиковую кружку возле дивана, на котором спал брат - в нее он сплевывал слюни, потому что считал, что их глотание портит пост. Им даже не было ведомо о времени, когда отпускают пост. Делали они это, когда в небе появлялась первая звезда, опираясь на слова Суворова из известной тогда рекламы банка «Империал»: «Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждем-с».

***

Позже, когда я достиг подросткового периода, произошло знакомство и с праздником Ураза-байрам. Мы сидели во дворе, делать было нечего и вдруг один из нас сообщил, что сегодня праздник Ураза, можно ходить по домам и собирать конфеты. Мы, по крайней мере я, удивились такой халяве и пошли исполнять радость и поздравления. Но это был еще и тот самый день, когда я впервые познакомился с неотъемлемым атрибутом праздника Ураза-байрам, как разногласие в наступлении дня праздника. В первой же квартире, жителей которой мы поздравили с Уразой, нам сухо ответили, что праздник завтра и закрыли дверь. Но конфет мы в тот день поели, потому что другие отмечали праздник.

***

Через несколько лет я познакомился и с духом месяца Рамадан. Случилось это благодаря турецкому каналу, который показывали по местному кабельному телевидению. Я смотрел этот канал, полный передачами, рекламами, заставками, посвященными Рамадану, абсолютно ничего не понимал, но на душе становилось так сладко, как никогда ранее. Помню эту заставку, в которой показывали как вся семья собиралась за столом, чтобы открыть пост: кто-то возвращался с работы, женщины готовили на кухне, дети спешили со школы и учебных заведений. И эта их поспешность не была связана с нереальным голодом и желанием поскорее пожрать. Они как будто спешили к любимому гостю, который ждет их дома, и с улыбками и радостью садились за общий стол, угощая друг друга едой.

***

Потом начались мои осознанные Рамаданы. Помню, что это был зимний период. И помню, что два Рамадана подряд в самом конце месяце я сильно болел и проводил праздник с температурой. Почему-то запомнился перстень из мельхиора с арабской надписью «Аллах», который я тогда носил, хотя он был большого размера и просто болтался на пальце.

***

Затем я поступил в университет, где я познакомился с некоторыми братьями, через которых познакомился с другими братьями и тд. Были героические, как нам казалось, таравихи, в которых мы читали джуз. Были расклейки по городу самодельных напоминаний о Рамадане на бумагах формата А-3 и А-4, на которых были аяты, хадисы о посте и информация о том, что поститься нужно всего лишь до 16.30, чтобы побудить нерешительных к решительности. Были походы в детский дом, где были попытки поговорить с детьми на взрослые темы о серьезности, правильности и тд, хотя они больше всего нуждались в том, чтобы их просто погладили по голове, обняли, подняли на руки. Были сборы помощи больному человеку, после чего я окончательно понял, что мусульмане не нуждаются, например, в 100 тысячах рублей, они нуждаются в тысяче человек, готовых дать по 100 рублей. Помню детей, которые отдавали свои карманные деньги на помощь больному. Это было очень трогательно.

***

Потом были и другие Рамаданы, которые просто проходили один за другим похожие друг на друга, как «день сурка», не заполняемые ничем, кроме воздержания днем и объедания ночью, и пугающие совершаемыми грехами, в то время как шайтаны связаны.

И вот еще один Рамадан, который наполовину прошел. Если провести аналогию с известным стаканом, который наполовину наполнен водой, то я предлагаю смотреть на этот месяц взглядом оптимиста и увидеть, что осталась еще целая половина месяца, которую можно провести по-другому, наполнить ее делами и смыслами, а себя энергией на весь оставшийся год, сделать себя другим.

Осталась еще целая половина месяца Рамадан!

Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

Май селф, Мысли вслух, Рамадан

Previous post Next post
Up