Имам, великий учёный, факих уммы, муджтахид Абу Ханифа Нуман бин Сабит родился в 80-м году по Хиджре в иракском городе Куфа, во времена младшего поколения сподвижников. Абу Ханифа является основоположником одного из четырёх самых распространённых суннитских мазхабов и одним из первых, чей мазхаб стали записывать и распространять.
С детства Абу Ханифа начал изучать фикх, собирать предания салафов (это первые три поколение мусульман: сподвижники, табиины и следующее поколение за табиитнами. - Прим. авт.), совершая путешествия в разные места в целях учёбы. Как говорит имам аз-Захаби, «что касается науки фикх, скрупулёзности и точности в выведении решений и изучения его скрытых смыслов и тайн, то не было ему равных, и все люди до сих пор ссылаются на него».
Его ученик Зуфар передаёт, что слышал от Абу Ханифы, как он говорил: «Я изучал науку о вероубеждении, пока не постиг его и стал из числа тех, на кого указывали пальцем в этой науке. Обычно мы сидели недалеко от круга Хаммада бин Абу Сулеймана, и однажды пришла женщина и задала мне вопрос: «У человека есть рабыня, с которой он хочет развестись по сунне. Как это сделать?» Я ответил, что не знаю, указал ей на Хаммада и попросил потом рассказать мне о его ответе. Хаммад ей ответил, что мужчина разводится с ней в период её очищения и без приближения к ней и оставит её на время идды, два цикла, после чего она может выходить за другого. Женщина вернулась и рассказала мне ответ, после чего я сказал, что нет мне необходимости изучать «калям», взял свою обувь и сел в кругу Хаммада. Я запоминал все его вопросы и то, что он отвечал, и, когда он на следующий день повторял сказанное, я всё мог пересказать по памяти, тогда как другие ошибались. (Потом Хаммад уже говорил: «Не сядет никто напротив меня в моём кругу, кроме Абу Ханифы».) И я учился у него, сопровождал его в течение 10 лет. Через несколько лет учёбы мне показалось, что я сам смогу обучать других и уже мне нет нужды учиться у него, однако я не осмелился ему об этом сказать. И вот однажды Хаммаду пришло известие, что умер его родственник из другого города. Он поехал туда, оставив меня вместо себя вести уроки и выносить фетвы (исходя из Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ). Ко мне приходило множество вопросов, на которые я отвечал и записывал свои ответы. После возвращения Хаммада я показал ему свои ответы, которых собралось 60. В сорока из них он согласился с моим решением, а в 20 - нет. Тогда я сказал про себя, что не перестану учиться у него, пока он не умрёт».
Известно, что Абу Ханифа встретился в Куфе с Анасом бин Маликом, а во время хаджа, когда ему было 16 лет, он встретился с Абдуллахом бин Харис бин Джуз Забиди, что подтверждает его принадлежность к числу табиинов. Среди шейхов Абу Ханифы, количество которых из числа табиинов более 90, от которых он передал и у которых получал знания, есть и такие, как Ата бин Аби Рабах, Шаби, Адий бин Сабит, Амру бин Динар, Нафи мавла Ибн Умар, Хаммад бин Аби Сулейман, Абу Джафар Бакир, Мухаммад бин Мункадир, Хишам бин Урва, а также многие другие учёные того времени. Некоторые биографы говорят, что число его шейхов достигало четырёх тысяч. О его встрече со сподвижниками свидетельствует и предание от Абу Бакра бин Халляла, что Абу Ханифа застал Абдуллаха бин Абу Авфа и Абу Туфейля Амира бин Васла, и они оба сподвижники.
Про него рассказывают, что он был красив лицом, приятной внешности, среднего роста. Обладал мягким приятным голосом, умел говорить красноречиво. Он всегда надевал чистую опрятную одежду, умащался благовониями. Когда он выходил к людям, они по запаху могли определить, что это Абу Ханифа, до того как увидят его. Он отличался кротостью, терпением, добротой, набожностью. Один из его учеников рассказывал, что слышал, как Абдуллах бин Мубарак говорил Суфьяну Саври: «О Абдуллах, как же Ханифа далёк от хулы! Я никогда не слышал, чтобы он отозвался плохо даже о своём враге!», на что Суфьян сказал: «Абу Ханифа, поистине, не настолько глуп, чтобы свои благие деяния обменять на грехи».
Мазхаб
(Читать дальше)