"House, M.D." телеканал FOX, 8 сезонов 2004-2012 гг.
По материалам интервью Set Decor художника по декорациям сериала "Хаус" Дэниэль Берман, апрель 2007 г.
Сериал Хаус представляет собой оригинальное сочетание жанров медицинского и детективного сериала. В каждом эпизоде жизнь подбрасывает команде врачей-диагностов какой-то особый случай - редкое заболевание, которое они должны отгадать по запутанным симптомам в течении серии. Диагностическое отделение Доктора Хауса (блистательно сыгранного Хью Лори), занимается только особыми нестандартными случаями, и всё, что происходит с главным героем на протяжении всего шоу является своеобразным гимном небанальности и разрывом всех шаблонов - не только в профессиональных вопросах, подходах к диагностике, лечению больных, но и в в общем стиле жизни, отношениях с людьми, дружбе и любви. Можно с уверенностью сказать, что персонаж Доктора Хауса займёт достойное место среди галереи гениальных чудаковатых одиночек, которые разрабатывались в кино и литературе разных эпох.
Грегори Хаус - интеллектуал-одиночка, который обладает глубокими знаниями в области медицины и дедуктивными способностями в духе великих сыщиков - Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро. Он - яркий индивидуалист-одиночка, вспыльчивый и показным образом невнимательный к людям. И в то же время, он очень точно подмечает все детали поведения и оттенки чувств, это помогает ему разгадывать врачебные загадки. Экстравантное поведение Хауса - игра с границами принятого, взлом всех существующих рамок и приличий, циничные шуточки (Everybody lies и прочие хаусизмы) делают его персонажа настоящим социопатом, подчас опасным для других людей.
Эмоциональное напряжение, которое создаётся в каждом эпизоде и не даёт возможности зрителю оторваться от экрана, разворачивается на всех трёх сюжетных слоях - во-первых, тайна самого заболевания, которую команде предстоит отгадать, и весь набор человеческих проблем в отношениях, которые привносит с собой каждый новый пациент. Как это и бывает в жизни, всё тайное в жизни пациента становится явным и во всей красе предстаёт взорам врачей. Маленькие личные секреты пациентов попадают под обстрел циничных шуток Хауса, но именно они чаще всего становятся ключом к разгадке заболевания.
На втором слое - эксцентричные выходки самого Хауса, которые вынуждены постоянно разгадывать его друзья и коллеги. И конечно, полные конфликтов линии других членов команды - по мере того как они погружаются в реальность своего босса, они так или иначе попадают под обаяние его личности. Кто-то старается занять позицию и быть максимально "не-как-Хаус", кто-то неосознанно перенимает его модели поведения - общение с Хаусом на всех оказывает сильное влияние, меняет профессиональные подходы, отношения с людьми, судьбы в целом.
Примерно в таком ключе (естественно, за исключением социопатии) дизайнеры в форсированном еженедельном режиме должны были разрабатывать оформление каждой сцены нового эпизода, искать художественные решения, которые бы помогли реализовать замысел авторов. Художник по декорациям Дэниэль Берман (SDSA) и художник-постановщик Дерек Р. Хилл бились над решением бессчётного множества дизайнерских головоломок, объединяя усилия в поиске идей, подготовке эскизов - вплоть до контроля за строительством декораций к новым эпизодам.
В начале проекта на шоу работала другая пара специалистов - художник по декорацияим Cindy Carr, SDSA и художник-постановщик Mark Hutman. Они запускали проект, разрабатывали общий стиль на старте и работали на первых 23 эпизодах. В следующих сезонах, по мере развития основных сюжетных линий происходило "развитие" пространства - у больницы появилось новое крыло, в соответствии с содержанием эпизодов постоянно обновляется мед. оборудование, происходит "развитие" кабинетов и домашних интерьеров - чтобы пространство развивалось вместе с историей и её персонажами. В некоторых случаях на первоначальное оформление накладывались новые слои, добавлялись какие-то детали. В каких-то точках истории была необходима полная переработка интерьера (кабинет Кадди, рабочее пространство для дифф.диагнозов и др).
"Меньше, чем за неделю! За это время мы должны определить стиль и решение для нового эпизода - рассказывает Берман. На основе определённой общей палитры, опираясь на предыдущие наработки, мы начинаем искать подходящие решения оформления съемочной площадки - которые бы подошли в архитектурном плане, с точки зрения озеленения, и потом его заполняем необходимым образом". Как папки с историями болезней пациентов Хауса, дизайнерское досье сериала имеет внушительный объём, в нем собраны все разработки с самого начала сериала.
Большая часть действия в сериале происходит в учебной больнице Princeton-Plainsboro. История по сюжету происходит в Meteor County (New Jersy), где когда-то ходил в школу исполнительный продюсер сериала Bryan Singer. Это вымышленное медицинское учреждение - в реальном Принстоне нет медицинской школы. В качестве модели было использовано главное здание кампуса Принстонского университета - мы можем видеть его на установочных планах, когда показывается фасад больницы.
Все съёмки сериала проходят в Лос-Анджелесе - натурные и павильонные. В нескольких павильонах студии 20th Century Fox дизайнеры подготовили всё необходимое, чтобы создать элегантный экранный образ современного медицинского учреждения.
"Лос-Анджелес очень отличается от New Jersey - рассказывает Berman. Мы дважды ездили на Восток, чтобы изучить территорию Принстонского университета, тип застройки и прилегающие территории; задокументировать все подробности - архитектурные стили, ландшафты и окружающую среду. И теперь постоянно с этим сверяемся.
Наша больница получилась стилизованной. Она выглядит очень современно - чистые линии, много стекла - благодаря этому создаётся впечатление открытого пространства"
Интерьеры настоящих больниц выглядят как правило скучно - светлые ровные стены и светлые же двери, коридоры со множеством однотонных однотипных дверей в ряд. Мы редко можем наблюдать какую-то интересную мебель в холлах или какие-то "цепляющие" художественные детали, которые могут удержать наш взгляд. В "Хаусе" внутренние холлы больницы наполнены цветом и решены в оригинальной рыже-салатовой гамме. При этом цветовые решения имеют сложное нелинейное заполнение - где-то это сочетания в одном пространстве различно окрашенных поверхностей, где-то - цветные панели, которые имеют вертикальный или горизонтальный ритм. Всё это позволяет усложнить картинку, сделать её более наполненной и интересной.
Вообще, для жанра медицинских шоу характерно, что именно в больничном холле происходит большая часть диалогов между врачами, когда они торопятся к пациенту или за результатами анализов. Здесь происходят драматические сцены общения с родственниками пациентов. В "Хаусе" больничный холл спроектирован в форме внутреннего квадрата, который очень подробно и разнообразно оформлен на каждом своём участке. Благодаря этому, огромное количество диалогов, которые здесь происходят, выглядят не скучно и всегда имеют интересный задний план. Разница будет понятна, если мысленно представить этот же диалог снятым на фоне ровной, однотонно окрашенной стены коридора.
С помощью декораций в "Хаусе" картинка приобретает многослойность - кроме основного диалога мы видим на заднем плане регулярную жизнь больницы - обычную суету медперсонала, сквозь прозрачные стены - другие палаты с пациентами. В сцене как бы добавляется участников, мы видим дополнительное движение в кадре, которое оттеняет статичный диалог.
Конструкции в минималистичном стиле добавляют холлу вертикальных акцентов к тем горизонтальным, которые присутствуют в оформлении стеновых панелей. Особенно сложным пространство получается в сценах около интерьерных фонтанов, выполненных также в стиле минимализм. Здесь мы можем рассмотреть в картинке до 4-5 слоев, особенно когда происходит движение по обоим сторонам коридора, и кто-то из героев (или статисты) находится на центральной площадке за стеклянной выгородкой.
Важной составляющей того образа современности больницы, который мы видим на экране, является современная мебель в холле - банкетки и отдельные уголки ожидания. Эти зоны оформлены по-разному, что создаёт впечатление неформальности и обжитости пространства, это предоставляет много возможностей. Мебель и гарнитуры в холле различаются по цвету, по конструкции, но в целом, все предметы относятся к актуальному минималистичному стилю. Где-то они решены в тёплой гамме, где-то - создают более холодное и строгое впечатление.
В дополнение к тщательно проработанной мебельной части декораций, подобраны предметы искусства. "Художникам было дано задание подготовить полотна в абстрактном стиле, которые бы основывались на палитре, выбранной для интерьера больницы. Поэтому эти художественные работы очень точно вписались в общую архитектуру".
Чтобы больница выглядела ультра-современной, она была наполнена новейшим медицинским оборудованием. Пространства больницы должны были не только прекрасно выглядеть, но и подходить для съёмок тех врачебных процедур, которые показывались в каждом эпизоде. В этом Берман помогали консультации с медицинскими экспертами. "К счастью, обе мои сестры связаны с медициной, одна из них - пульмонолог". Помогли и налаженные контакты с компаниями, поставляющими современное медицинское оборудование. "Обычно они с большим удовольствием предоставляют нам самые новейшие свои разработки - говорит Берман. Например Somotom Definition - новейшая разработка среди КТ-сканеров, где используются одновременно два источника рентгеновского излучения и два детектора. Мы приобрели эту машину и показали в нашем сериале ещё до того, как она даже появилась на рынке".
Для сцен, которые разворачиваются вне операционных и смотровых Princeton-Plainsboro, художники разрабатывали интерьеры, которые должны были помочь прорисовать характеры персонажей, выразить свойства их личностей в предметной среде.
"Доктор Грегори Хаус эклектичен, его интересы и вкусы очень разнообразны. Его квартира и кабинет должны были стать отражением его личности и его вкусов. В них представлена смесь арт-деко и предметов более позднего периода середины XX века, американский антиквариат и старинные медицинские инструменты".
Начиная с аппаратуры High End, коллекции виниловых пластинок, антикварных ковров ручной работы и рояля в доме Хауса до легендарного Eames Lounge Chair (знаменитая модель кресла для релаксации с подставкой для ног) и красного теннисного мячика на столе в офисе, Berman во всех деталях описывает сложный многослойный мир Грегори Хауса.
Также подробно и персонифицированно выстроены в сериале личные пространства других главных героев - в том числе, доктора Лизы Кадди, главного администратора больницы. "Её характер очень удачно получилось отразить в решении пространства, - рассказывает Berman. Пространство Лизы Кадди сильно отличается от остального пространства больницы - оно подчёркнуто теплее (в оформлении много дерева) и женственней.
В нём получилось также создать своеобразную стилизацию темы миссионерства и сверхответственного поведения, которые характерны для её персонажа".
Тот же детальный подход мы видим в декорациях домов и квартир пациентов, которые появляются в каждой серии эпизода, потому что члены команды Хауса непременно вторгаются в частные дома больных с проверкой на токсины и для выяснения деталей, которые помогут в постановке диагноза.
И хотя эти декорации используются только внутри одного эпизода, мы можем видеть, наскольно подробно они разработаны и передают свойства личности персонажей - и неважно, что герои являются второстепенными и появляются в истории всего один раз.
Большое число удачных концептуальных решений, интересные ходы, найденные художниками-постановщиками и вдохновенный труд по детальной проработке каждого пространства в шоу поставили проект вне всякой конкуренции. В итоге команда получила очень высокие профессиональные оценки, в том числе, номинация на Эмми в 2006 за достижения в художественном оформлении фильма. Лицо Berman освещает ослепительная улыбка, когда она говорит о работе на проекте. "Это огромное удовольствие работать в такой замечательной команде! Derek Hill - очень творческий человек, и он делает нашу работу настоящим вызовом каждую неделю. Так что очень приятно, что наши творческие усилия и тяжкий труд получили признание".