по материалам интервью со сценаристом Памелой Дуглас, преподавателем сценарного искусства в Университете Южной Каролины
Каковы сейчас основные тенденции в развитии телесериалов?
Мы живём в эпоху перемен - это касается непосредственно сферы ТВ-драм или франчайзинга. Стоит посмотреть на эволюцию вестернов - какими они были сто лет назад, тогда казалось, что эти каноны останутся навсегда. И сравните это с Deadwood, чтобы понять, насколько всё далеко ушло, как сильно изменилась традиционная форма вестерна. И подобное мы можем видеть практически во всех телевизионных жанрах сегодня. Они по прежнему существуют - детективы, медицинские сериалы, семейные, сериалы для старшеклассников, в несколько меньшей степени - о журналистике и политике. Они продолжают выходить, но мы видим, насколько сильно они переосмыслены в наши дни.
Каковы последние тенденции?
Самые серьёзные тренды сейчас напрямую связаны с развитием технологий. Зрители получили намного больше возможностей выбора - что они могут смотреть, в какое время. Появилось намного больше каналов и гегемония трёх основных федеральных сетей остаётся в прошлом. Мы имеем тенденцию, когда довольно немногочисленные группы аудитории начинают существенно влиять на успех того или другого шоу. Это меняет идею вещания на более узконаправленное, более адресное для той или иной группы по интересам. На смену Broadcasting приходит Narrowcasting (to aim programming at a specific, limited audience or sales market).
Другой важной тенденцией наших дней является Интернет и стремительнтое увеличение объёма развлекательного контента в сети. Телевидение теперь не единственное место, где зритель может посмотреть драматический или комедийный сериал. 38% американцев сегодня смотрят праймтаймовые сериалы по сети. Причём особенно это затронуло нишу комедийных сериалов - именно интернет стал основной причиной, почему провалились многие телевизионные комедии последних лет.
Все эти изменения дали возможность сделать наш просмотр сериалов более индивидуальным. Но в то же время, сейчас гораздо труднее найти массовые хиты, которые были бы интересны широкой аудитории - то, что традиционно показывали на телеканалах.
Почему всё больше сценаристов работает для ТВ?
Когда то, было время, сценаристы, которые писали сценарии для фильмов, и те, которые писали для телевидения были как бы отдельно. И киносценаристы думали, что они занимаются искусством в большей степени, нежели телевизионщики. Теперь это не не является правдой. Сегодня уровень сценариев для телевидения объективно выше, чем для кино. На телевидении сюжет должен сложным образом развиваться, персонажи расти и разворачиваться, и конечно, это даёт больше возможностей автору. Поэтому хорошие сценаристы очень хотят работать на ТВ, где они смогут действительно развернуть свой талант. Они просто мечтают там работать. И даже существует новая тенденция - когда телевизионных авторов нанимают делать художественные фильмы, используя свой опыт и понимание, что бывает успешным для телевидения. В качестве примера можно привести John Wells, который делал такие картины как The Peacemaker / Миротворец, Far from Heaven / Вдали от рая, White Oleander / Белый Олеандр, Camp / Лагерь. И у него много насегдня других предложений. Точно также J.J.Abrahms, соавтор Lost, и есть много имён ещё.
На что похожи сейчас женские характеры в телесериалах?
Было время, когда женщина на экране могла быть только мамой или шлюхой, или ребёнком. Это тоже больше не так. В период 1995 - 2006 в 37 телесериалах всё действие было сосредоточено именно вокруг главной героини-женщины. Но тем не менее опеределённые сомнения на этот счёт остаются. Вопрос не в том, показывают ли в сериалах сильных персонажей, потому что да, их показывают. Безусловно, это Баффи, которая сражалась с вампирами, и Дженифер с Allies, которой тоже по сюжету приходилось пройти сильные физические испытания и другие примеры, когда героине необходимо было быть физически сильной.
Оказывают ли влияние реалити-шоу на сериалы?
Жизнь показывает, что реалити-шоу стали своего рода проклятьем для писателей. И в творческом плане, в бизнес-плане и в смысле эфирного программирования. В бизнес-плоскости, это было настоящая борьба - долгая и трудная. Чтобы получить для реалити-шоу авторов, которые бы являлись членами Гильдии и получали нормальные выплаты (не низкие). Все, кто работает в бизнесе, знают, что эти шоу не являются чем-то спонтанным - у них есть написанные сценарии, вы их можете увидеть. Садятся специальные люди и их пишут. Гости на этих шоу не являются просто анонимными гостями, это актёры, и они говорят реплики по сценарию. Поэтому речь идёт о сценариях для шоу-материала. И конечно для продюсеров сериалов это является серьёзной проблемой, потому что производители таких реалити-шоу стараются продать их каналам по очень низкой цене. Стоимость такого реалити-шоу может быть едва ли не $500 000 (в 4 раза ниже производственной себестоимости одного эпизода сериала). Это означает, что каналы, которые хотят сэкономить деньги, могут выкинуть из эфира хороший сериал, где вы рассказываете интересную историю, потратили деньги на хороших авторов и актёров. Его могут выкинуть ради дешёвого реалити-шоу. Таким образом, они занимают время. И это означает, что остаётся меньше времени, чтобы поставить шоу другого типа (сериал).
Что привнесли в телевизионную драму кабельные каналы?
Кабельные каналы привнесли новые возможности, потому что они свободны от некоторых ограничений, которые накладывает FCC. Федеральная комиссия по связи регулирует, что может быть использовано в эфире для общественной трансляции. И это касается таких вещей, как использование лексики - какая может быть в эфире, какая нет, демонстрации обнажёных частей тела и пр. Она также должна была бы регулировать темы, связанные с насилием, но она этим не занимается. В определённой мере FCC регулирует некоторые содержательные моменты. Кабельные каналы занимают в этой системе специфическую нишу - они освобождены от всех этих правил. По этой причине они предложили всем производителям быть свободными в своей фантазии - что люди хотят сказать друг другу, как они будут взаимодействовать, что является их настоящими проблемами, которые их действительно волнуют. Таким образом это даёт новые возможности создателям. Это новые возможности по охвату аудитории и большие возможности с точки зрения самого контента. И это "больше" означает одновременно много разных вещей - что-то из этого действительно хорого, но есть моменты и не очень, конечно.
Как обстоят дела с сериалами на канале Lifetime?
(канал Lifetime - американский кабельный канал, специализирующийся на фильмах, комедиях и драмах, где главные роли играют исключительно женщины). Lifetime имеет свою аудиторию, как и многие другие каналы. Они выпускают сериалы. Они не делают их много, потому что у них нет таких бюджетов, как у некоторых дорогих кабельных каналов и у них нет сетевых бюджетов ( Бюджет Lifetime в 2007 свыше $ 400 million), но тем не менее, они вещают, как и все остальные. Одно время считалось, что Lifetime сосредоточится на выпуске историй для женщин. Потом это как-то не очень получилось, а сейчас, я так поняла, они снова возвращаются к этому. И это конечно внушительного размера женская аудитория.
Как справляются с сериалами каналы HBO и Showtime?
Они являются сейчас своего рода первопроходцами, особенно HBO. Они говорят: "Это не телевидение, это HBO", но конечно это телевидение, правда не на базе денег от рекламы. Из-за того, что они существуют на абонентскую плату (в 2007 г. HBO имело более 40 миллионов подписчиков), а не на деньги от рекламы, они в состоянии двигаться вперёд и делать то, что нравится их зрительской аудитории. Нет необходимости всё упрощать, поэтому зрительская аудитория довольна.
В какие временные слоты обычно выходят в эфир сериалы?
При традиционном планировании телевизионного времени считалось, что в 8 часов вечера дети ещё смотрят телевизор. Поэтому, если на это время ставится в сетку сериал, он должен быть веселым, или фэнтэзи, или экшн. В это время могут выходить также комедии или теле-игры. Чуть позднее, когда часть детей всё ещё остаются у экранов, в эфир могут ставится романтические комедии или тележурналы, но сейчас на 21:00 всё чаще ставят сериалы. С 22:00 начиналось время для искушенного зрителя - более сложный материал, который интресен взрослым. Например, Клан Сопрано выходил в эфир в 22:00. какие-то также выходят. Но теперь, с появлением DVR, прайм-тайм просто не имеет больше значения.
Источник