Методы ускорения съёмочного процесса для сериальной продукции. ч.2

Feb 20, 2013 21:57


(2) Многокамерная съемка и другие основные методы ускорения

Основные методы интенсивной съемки сериалов:

1. Одновременная съемка различных сцен (распараллеливание)

2. Несколько режиссёров, сменяющих друг друга последовательно (режиссёрский пул)

3. Увеличение длительности кадров и сцен, упрощенная раскадровка (минимизация планов внутри сцены)

4. Многокамерная съемка

5. Разделение труда - режиссёр-постановщик, телевизионные режиссёры, репетиторы, монтажеры

6. Современные технические средства - компьютерный монтаж, запись звука на площадке, съемка на видео, запись на диск, черновой монтаж на площадке и др.

7. Увеличение продолжительности рабочего дня.

8. Более интенсивное использование павильонов.

9. Съемка серий блоками, сокращение количества съемочных объектов.

Многокамерная съемка выделяется среди этих методов тем, что наряду с значительным ускорением производства она позволяет также значительно снизить расходы в расчете на серию. Основное поле приложения метода многокамерной съемки - это мыльные оперы, теленовеллы и ситкомы. История развития жанра началась задолго до появления компьютерного монтажа и изобретения видеомагнитофонов. Поэтому широкое применение получил метод монтажа в реальном времени, непосредственно на площадке, когда с помощью видеомикшера (switcher) при съемке выбирается сигнал нужной видеокамеры и записывается на мастер-кассету. Если записывать сигналы со всех камер, то потом при монтаже можно внести изменения, но за основу принимается именно монтаж на площадке, так как это значительно ускоряет не только съемку, но и последующий монтаж и позволяет обойтись меньшим числом монтажеров. Это специфически телевизионный метод, отличающийся от многокамерной съемки спецэффектов (на пленку или видео), когда основная часть монтажа происходит позднее.

Скорость съемки резко возрастает, так как многие сцены можно снимать целиком, но изобразительные возможности при этом уменьшаются, большинство сериалов этих жанров имеют специфическую "мыльную" картинку. Плохая композиция кадра, мало кадров, снятых в движении, низкое качество света - часто площадка просто равномерно залита светом, очень большая глубина резкости - поэтому картинка плоская, плохой монтажный ритм. Картинка похожа на новости и телевизионные шоу.


Снижение качества происходит не из-за в многокамерной съемки как таковой - в конце концов многокамерная съемка используется и в сериалах, и в фильмах. Например рязановские Ирония судьбы и Гараж сняты на три камеры. В последнее время съемка двумя камерами часто используется в США и Англии на съемках кино не только при спецэффектах, но и при съемках диалоговых сцен. Качество снижается из-за недостаточной подготовки, из-за съемки сцен целиком или из-за недостаточно качественного монтажа, когда черновой монтаж сцены происходит в основном (или даже полностью) с использованием видеомикшера на площадке.

До начала 90-х сцены в теленовеллах и мыльных операх, как правило, снимались целиком (одним многокамерным планом), с использованием 3-4 камер. Тогда не было эффективного компьютерного монтажа и поэтому на монтаж тратилось очень много времени. На мексиканской студии Телевиса компьютерный монтаж был внедрен вообще только в 1995 году! С появлением компьютерного монтажа стало возможно, не увеличивая число монтажеров, снимать сцены короткими кусочками - многокамерными "планами" по 20-30 секунд, а также в ряде случаев вообще не использовать видеомикшер (как и при съемке на кинопленку). Все равно можно достичь скорости съемки вдвое-втрое больше, чем при съемке одной камерой, этого во многих случаях достаточно (с учетом того, что съемка происходит в несколько потоков), а качество получается лучше, чем при съемке сцен одним многокамерным планом - например, в промежутках можно немного поправить свет, переставить камеры, поточнее настроить композицию кадра.

Основным фактором, ограничивающим скорость многокамерной съемки, является число сцен, снимаемых в день, а это зависит от средней длительности сцены. Также важно, чтобы в течение дня было минимум перемещений из одного места в другое. Снять 10 длинных сцен значительно проще, чем 20 коротких, при одинаковом суммарном времени. Раньше снимать было значительно проще - сцены длились 3-4 мин и более. Сейчас же считается, что сцены в среднем должны длиться не более 1,5 мин, а лучше - еще меньше. Для более менее хорошего качества съемки при многокамерной съемке желательно иметь не менее 1 часа на сцену (например - 0,5 на репетиции и 0,5 на съемку), а при съемке одной камерой для сцен длиной 1-2 мин требуется не менее 2 часов - 0,5 часа на репетиции, 1,5 часа на съемки. Часто этого достичь не удается - на съемку сцены получается только 30-40 (иногда даже 20) мин. Например, при 12-час. дне и 1 часе на сцену, включая перемещения из одного объекта в другой, получаем 12 сцен в день = 12 мин при сценах в 1 мин, 18 мин - при 1,5 мин и 24 мин при сценах в 2 мин. Если сцены короткие и нужно снять больше, то качество заметно падает, так как приходится сокращать репетиции. Например, при 30 мин на сцену - 10 мин на установку света и разметку, 10 мин на репетиции с актерами и камерами, 10 мин на съемки нескольких дублей. В ряде случаев правда можно схитрить, например, написать сценарий так, чтобы можно было снимать более длинными сценами, напр., по 2 мин и потом при монтаже разрезать сцены на маленькие кусочки по минуте. Другой вариант - когда одна сцена является естественным продолжением другой - в этом случае репетиции и установка света упрощаются.

Как пример рассмотрим съемки российской теленовеллы "Бедная Настя". Судя по репортажам Амедиа применяла классическую американскую систему, используемую в soaps. Сцены в павильонах снимались длинными кусками, часто целиком. При этом в павильонах снималось около 80% экранного времени, около 32-34 мин в день. Но что такое 32 минуты в день? При длительности сцены в 1 мин это 32 сцены, при длительности 1,5 мин - около 21 сцены. При 12-часовой смене это всего 20-30 минут на сцену! Для того, чтобы упростить работу съемочных бригад, сценарий писался так, чтобы можно было снимать длинными сценами. То есть, вместо 30 сцен (как в тексте сценария) в серии фактически было 10-15 более длинных сцен, разрезанных потом на маленькие кусочки и перетасованных между собой. Часто продолжение сцены шло после рекламной паузы и других сцен. Все это часто портило впечатление от сериала. Этот прием - стандартный для американских daytime soaps, его часто используют и в теленовеллах Латинской Америки, но все же не так интенсивно, как было в Бедной Насте.

На съемках Бедной Насти работали 6 режиссёров, сменяющих друг друга (павильонными съемками занималось 3 режиссёра, каждый имел в среднем 2 недели на подготовку и неделю на съемку своего блока). Это было сделано по образцу американских мыльных опер - там без режиссёрского пула нельзя (в отличии от теленовелл, съемки идут в течение многих лет). Сравнивая павильонные съемки Бедной Насти с бразильской Terra nostra (Земля любви), сравнение получается не в пользу последней и по свету, и по композиции. Видно, что раскадровка в БН была заранее тщательно подготовлена, хотя и несколько шаблонно. А в Terra nostra всё ужасно - либо хаос, либо сверхшаблонное решение - поясной план - крупный план - сверхкрупный план - суперкрупный план...вне зависимости от того, действительно ли нужен этот суперкрупный план или нет. Но у бразильцев значительно лучше декорации и натура. Кроме того, в бразильских сериалах актеры ведут себя совершенно свободно, а в сериалах Амедиа заметна театральность, и актеры не делают резких движений, так же как и в американских мыльных операх.

На бразильской студии Глобо теленовеллы, которые идут в 18 и 19 часов (т.н. 6-часовые и 7-часовые теленовеллы), транслируются 6 раз в неделю обычно по 35-40 минут чистого времени. До 2003 г. на съемках таких новелл работало обычно 3 режиссёра и 2 потока съемки - павильон и натура, которые делились между режиссерами 1 и 2 , а режиссер 3 работал "на подхвате", на сценах меньшей важности, когда режиссеры 1 или 2 отдыхали. Теленовеллы, которые идут на Глобо в 21 час ("8-часовые"), имеют серии по 50 минут, и там применяется распараллеливание на 3 потока (напр., павильон + два потока на натуре), но, как правило, работает не больше 4 режиссёров.

Время самой съемки в каждом потоке в Бразилии - около 8 часов в день (например, с 13 до 21 в павильоне + утро и вечер на натуре, т.к. днем очень жарко). Некоторые режиссеры заставляют работать по 10÷12 часов и больше, но тогда группе приходится платить сверхурочные. При этом в павильоне снимается около 25 мин и на натуре 10 мин в день, в павильоне используется обычно 4 камеры (у разных режиссёров от 2 до 6 ) и на натуре в каждом потоке - 2 камеры без видеомикшера (хотя многие сцены на натуре снимаются с помощью одной камеры). Монтаж происходит без участия большинства режиссёров, работу монтажеров контролирует и направляет продюсер - diretor de nucleo, хотя во многих теленовеллах он является также одним из "снимающих" режиссёров - снимает наиболее важные сцены.

Начиная с 2003 г. практически все "6-7-часовые" теленовеллы стали сниматься параллельно 3 потоками, а одна "8-часовая" - "Америка" снималась в 4 потока (2 павильона и 2 натурные мобильные группы). Увеличилось и число режиссёров - на съемках Belissima при 3 потоках съемки режиссеров уже 6, но Denise Saraceni является и креативным продюсером и художественным руководителем (diretor de nucleo), поэтому снимает меньше.

Глобо снимает также и "минисериалы" объемом менее 60 серий (напр., 30 серий, 53 серии и т.п.), коррекция сценария по ходу съемок не производится. Казалось бы, такие короткие сериалы можно было бы снимать целиком одной камерой, с использованием распараллеливания и периодической смены режиссеров, как описано выше. Однако на Глобо используют ту же схему, что и при съемках теленовелл - типичным является 3 режиссёра и в павильонах - многокамерная съемка с видеомикшером. Только для очень коротких сериалов (4-16 серий) или для сериалов с независимыми сериями типа Mulher используется однокамерная съемка или двухкамерная съемка без видеомикшера. Таким образом, в подавляющем большинстве сериалов Глобо режиссёры практически не меняются и время на подготовку и репетиции очень мало. Это означает, что более менее тщательная подготовка возможна только для начальных серий, и это хорошо видно по картинке. Очевидно, простое увеличение числа режиссёров до 6 на 35-мин теленовеллах (и тем более на 7- и 8- часовых, а также в минисериалах) позволило бы заметно увеличить качество за счет более тщательной подготовки съемки (при этом увеличение стоимости производства совсем незначительно).

Почему же этого не делают на Глобо? Ведь Глобо - компания с чистым годовым доходом более милллиарда долларов (в 1998 году было около 1.4 миллиарда, в 2004 г. - около 1.75 миллиарда долларов). Для сравнения - суммарный доход ТРЕХ итальянских каналов Mediaset в 2003 г. - около двух миллиардов евро, а доход NBC - около 7 миллиардов в год, и там снимают сериалы по 10 миллионов за серию и больше. В 2003 г. даже бедный российский канал СТС (доход не более 100 миллионов в год в 2003 г.) снимает сериалы по 80 тысяч за серию (сериалы по романам Д.Донцовой), а ведущие каналы снимают по 150 тысяч за серию и более, (в 2005 г. "Мастер и Маргарита" обошелся в 6.5 миллионов за 10 серий), часто на пленку. Глобо очень сильно экономит на съемках теленовелл, как и на съемках других сериалов. Стоимость производства одной серии в большинстве случаев сейчас всего около 70-80 тысяч долларов. На пленку снимались некоторые короткие сериалы (Auto de compadecida - одновременно был снят и фильм) и некоторые сериалы сезонного типа (первый сезон Mulher), но их было ничтожно мало.

Продюсеры на Глобо в пределах бюджета могут тратить деньги самостоятельно, но традиции производства таковы, что при увеличении сметы канал скорее потратится на грандиозные декорации, массовку, на съемку в джунглях, спецэффекты и т.п. чем на дополнительных режиссёров. Еще бы - всё перечисленное сразу заметно на экране, а вот качество съемки многие вообще не замечают.

Разумеется, сказываются и финансовые трудности Globopar - компаний Глобо, занимающихся в основном платным ТВ. Они понесли большие убытки и сильно задолжали (более 2-х миллиардлов долларов). Деньги перекачиваются на выплату долгов. Но самое главное - отсутствие конкурентов. Повышение бюджета и качества съемки теленовелл Глобо в начале 90-х было связано с конкуренцией со стороны Manchete (теленовелла Pantanal (1990)). Сейчас же основной конкурент (компания SBT) давно перешла на съемку римейков мексиканских сериалов. Рейтинги теленовелл Глобо обычно в 2-3 раза выше, чем у теленовелл конкурентов. Правда, начиная с 2004 г. в Бразилии появился новый игрок в производстве теленовелл - Record. Они снимают все на High Definition. Но вначале они использовали видеомикшер и на натуре, что для солидных компаний сейчас считается дурным тоном.

В Латинской Америке принято обходиться минимумом режиссёров. Однако в ряде случаев теленовеллы идут по 22 мин в день, 5 дней в неделю, это значительно облегчает работу режиссёров при распараллеливании на 2 потока (павильон и натура), при этом на павильон приходится около 15 мин в день, и часть сцен в павильоне можно снять с использованием одной камеры.

Огромное значение имеет квалификация режиссёров и операторов. Это особенно важно для многокамерной съемки, потому что во многих киношных учебных заведениях этот метод преподается плохо. Большинство операторов и режиссёров, снимающих теленовеллы и мыльные оперы - с телевидения. В перерывах между съемками теленовелл они снимают различные ТВ-шоу, у них плохо получается мыслить кинематографически. Даже когда есть время снимать с одной камерой, они предпочитают снимать с видеомикшером, а свет ставят так, чтобы максимально осветить объект съемки, особо не думая об эстетических тонкостях. Сериалы Mirada de mujer (TV AZteca, Мексика, 1997), и O rei do gado aka Роковое наследство (Глобо, Бразилия, 1996) имеют качество съемки, заметно выше среднего в Бразилии, так как главными режиссёрами были киношники.

Но даже высокая квалификация режиссёра на спасает, когда недостаточно времени на подготовку. Это было видно на примере теленовеллы Esperança (Земля любви, земля надежды), снятой под руководством того же режиссёра и продюсера, что и O rei do gado . У нас O rei do gado была показана в международной (сокращенной примерно раза в 1,5 и больше) версии (с 209 серий до 130 по 50 мин), при этом наверняка большинство огрехов было вырезано. А Esperança была показана полностью, даже в удлинённой с 209 до 220 серий версии. Больше половины серий снималось с использованием одной камеры, и свет был поставлен замечательно. Но было видно, что в некоторых сценах использовалась упрощенная раскадровка - напр., в диалогах планы снимались только с 2 точек в одинаковых ракурсах. Во многом это было связано с дефицитом времени на подготовку. К тому же съемки осложняло постоянное запаздывание сценария, из-за чего в конце концов пришлось после 150 серий заменить сценариста.

При съемках Бедной Насти использовалось 2 павильона, но съемки проводились последовательно - в одном павильоне снимали, в другом монтировались декорации для съемок следующего дня. Использование ночного монтажа декораций (как в США, Бразилии и др. странах Латинской Америки) позволило бы распараллелить павильонные съемки, то есть снимать в 3 потока (2 павильона + натура) и значительно увеличить качество павильонных съемок. Но тогда возникла бы проблема с чрезмерной занятостью актеров - многие из них одновременно играли в театре и снимались в других проектах. Продолжительность смены на съемках Насти часто была больше 12 часов (16 и больше), поэтому использовалось 2 бригады операторов. Это было связано с тем, что больше сцен снималось в павильоне, причем число дублей достигало 5-6 и более. А на Глобо съемочный день в павильонах продолжается обычно около 8 часов, снимать по 12 часов там можно только, перейдя на систему со сменой режиссёров. Разницу в 4 часа на Глобо фактически используют для ежедневной режиссёрской подготовки съемки.

Еще на съемках Бедной Насти использовалось дополнительное разделение режиссёрского труда. Один из режиссёров - Петр Штейн, работал только с актерами и ставил мизансцены. Он вообще не работал с камерами, этим занимались другие - телевизионные - режиссёры. Впрочем, одного Штейна на всё не хватало, и телевизионные режиссёры тоже работали с актерами, Штейн ставил наиболее важные сцены. Затем на других проектах Амедиа перешли к полному разделению труда на павильонных съемках - их стало обслуживать 4 бригады, в каждой один театральный режиссер и один телевизионный. 4 недели - 4 бригады. При этом театральные режиссеры могли готовиться к съемкам и параллельно работать в театре.

Подобное разделение режиссёрского труда сейчас часто применяется в мексиканских сериалах, раньше широко применялось и в Америке. В том случае, когда телевизионные режиссёры умеют хорошо работать с актерами и имеют время для репетиций вне площадки, смысла в таком разделении труда, это может только ухудшить качество, так как приводит к разнобою в работе. Но в случае Бедной Настей было не так, многие из телевизионных режиссёров не имели опыта работы с актерами, до этого они снимали шоу и документальные программы. А актерские режиссеры не умели работать с камерами. Поэтому присутствие Штейна было положительным фактором. Впоследствии такое разделение труда стало применяться на других проектах.

Еще один вариант разделения режиссёрского труда - репетиции вне площадки (dry rehearsals). При съемках теленовелл и мыльных опер иногда специально выделяется день-полтора в неделю только на репетиции, съемки в эти дни не проводятся. И в съемочные дни определённое время выделяется для репетиций вне площадки. Бывает, что репетициями занимаются отдельные актерские режиссеры или специальные репетиторы, отвечающие за подготовку актеров. Бывает, что актеры разбиваются на пары или группы и репетируют самостоятельно. Но для "часовых" теленовелл (с сериями по 45 мин) на репетиции вне площадки остается гораздо меньше времени. Решение проблемы репетиций и в этом случае весьма актуально.

Использование павильонов.

Для американских фильмов и особенно для сериалов характерно довольно интенсивное использование павильонов. Даже сцены, которые в сценарии обозначены как натурные, могут сниматься частично или полностью в павильонах. Когда, например, внутри павильонов строятся наружные декорации зданий, используется нарисованный фон, рир-проекция или съемка на синем экране. Там сериалы снимаются в течение многих лет и эти затраты многократно окупают себя, а выигрыш в скорости значителен.

В сериалах Латинской Америки начиная с 90-х, с развитием компьютерного монтажа и увеличением доли single-camera production, в павильонах стали снимать меньше. Съемка на натуре там достаточно дешева, и натура очень живописная. Часто строят большие натурные декорации, а павильонные съемки могут составлять всего 30%.

Увеличение длительности кадров и сцен. Упрощенная раскадровка.

Надо начать с того, что сам формат серии - более короткий, чем у полнометражного кинофильма, требует более коротких сцен, а маленький экран ТВ, в отличие от кино, - более крупных и значит как правило более коротких планов. Метод длинных сцен и длинных планов часто применялся в 70-х - 80-х, когда не было компьютерного монтажа, а снимать сериалы надо было вдвое-втрое быстрее, чем кино. Сцены в сериалах были длинные, до 5 мин. Вспомните такие сериалы, как Семнадцать мгновений весны или Династия. Без использования длинных планов раньше было трудно обойтись в сериалах, снимаемых на одну камеру - получается меньше планов на серию, ускоряется и съемка и монтаж (последнее было особенно актуально в эпоху, когда не было компьютерного монтажа). Но длинные планы требовали более длительной подготовки, чтобы план получился интересным и динамичным, особенно на маленьком экране, и более высокой квалификации режиссёров и операторов.

Длинные планы и сцены часто используют при съемках натуры. Так были сняты многие натурные сцены в бразильской теленовелле Pantanal. При этом монотонность планов и большая длительность сцен скрашивалась красотой природы.

В некоторых российских сериалах (Небо и земля, Бандитский Петербург-3, Московская сага) тоже много длинных планов, но они часто плохо подготовлены и смотрятся невыразительно. Например, в Бандитском Петербурге-3 есть монотонные планы типа "Антибиотик плавает в бассейне", "Антибиотик выходит из машины и входит в ресторан" длительностью 20-30 секунд. Также в сериалах Петербургские тайны, Королева Марго, Графиня де Монсоро - отличная игра актеров, но слабая съемка, вялый ритм, очень много длинных невыразительных планов.

Разновидностью этого способа интенсификации съемок является упрощенная раскадровка, когда, например, диалог снимается только с 3 или даже только с 2 точек в одних и тех же ракурсах, так что при съемке используется, например, 2 длинных крупных плана и один короткий средний или общий, а затем при монтаже крупные планы нарезаются и перемешиваются, так что получается "восьмерка" с говорящими головами. В этом случае для оживления лучше использовать движение камеры, иначе картинка выглядит совсем уж "мыльно".

Съемка серий блоками, сокращение количества съемочных объектов.

Съемка блоками применяется практически во всех теленовеллах и мыльных операх. Это фактически дальнейшее развитие широко распространённой методики съемки, когда фильм снимается не последовательно, а по объектам съемки. Для теленовелл в качестве блока обычно используется одна неделя показа (5 серий). Съемки на неделю планируются так, чтобы перемещения с одного объекта на другой были минимальны. Так, в один съемочный день, могут снимать сцены из разных серий, происходящие на одном объекте (в одних декорациях или на одной натуре). Возможны вариации, когда длина блока составляет 2 недели или даже больше. Бывает, что практически все натурные съемки сериала происходят в самом начале съёмочного периода. Именно так, например, работает ТТО Юрия Беленького. "Кармелиту" на натуре начали снимать летом 2004 г. , затем перешли в павильон, а в эфир сериал вышел в январе 2005 г. В дальнейшем количество серий было увеличено и часть натурных съемок производилась параллельно съемкам в павильоне. Такой подход удешевляет производство, но требует больше времени для возврата кредитов.

О стоимости различных способов интенсификации съемки

При съемках длинных сериалов по сравнению с короткими имеется значительная экономия в средней цене одной серии, связанная с многократным использованием одних и тех же декораций и костюмов. Использование большего режиссёрского пула увеличивает цену незначительно, так как расходы на актеров обычно значительно больше.

Распараллеливание само по себе слабо влияет на стоимость одной серии, если платить актерам и персоналу за съемочные дни, это делается главным образом для ускорения производства. То есть если снимаем 2N серий за год в 1 поток или столько же за полгода в 2 потока - разница в стоимости будет невелика. Но кредиты, взятые на съемку возвращаются быстрее, особенно если показ начинается, не дожидаясь окончания съемки всех серий.

Удлинение сцен, упрощенная раскадровка, съемка сцен целиком при многокамерной съемке прямым образом сокращают расходы, так как одни и те же сцены снимаются быстрее. Многокамерная съемка с видеомикшером сильно ускоряет процесс съемки и сильно сокращает расходы. Но чаще всего стоит ожидать падения качества, особенно при недостаточной подготовке и большом числе коротких сцен. То же, но без видеомикшера выходит немного дороже, чем с ним, так как затрудняется монтаж.

Съемка серий блоками - ускоряет и сокращает расходы.

Современные технические средства при их интенсивном применении ведут к ускорению съемки и монтажа и удешевлению стоимости в расчете на серию.

Увеличение продолжительности рабочего дня, разумеется, ведет к удорожанию, особенно, если приходится платить сверхурочные.

Разделение труда немного удешевляет, так как экономится квалифицированный труд режиссёров-универсалов. Но это тоже часто приводит к снижению качества.

Более интенсивное использование павильонов при коротких сериалах чаще невыгодно, но в длинных полностью себя оправдывает, даже увеличение стоимости за счет аренды и строительства декораций с лихвой компенсируется экономией за счет сокращения сроков съемки.

Таким образом, большинство способов интенсивного производства либо удешевляют процесс и часто - очень заметно, либо незначительно удорожают его, но при удешевлении надо проявлять осторожность и соблюдать компромисс между качеством и ценой. Замечу, что незначительное удорожание, позволяющее значительно ускорить производство (например, создание режиссёрского пула) бывает оправдано, так как быстрее возвращаются кредиты, взятые для съемки сериала. Но это при нормальных экономических отношениях. В России нормальные экономические отношения в области производства сериалов только-только начинают складываться.

Наиболее дешевы в производстве теленовеллы с минимумом персонажей, минимумом "звезд", минимумом съемок на натуре и минимум декораций. Яркий пример - "Yo soy Betty, la fea" и её ремейки. Съемки при этом, как правило, можно распараллелить на 2 потока, не больше. При съемках 45 мин в день нагрузка на основных актеров слишком высока, и качество получается ниже. В колумбийском оригинале снималось по 22 мин в день, и получалось все равно дешево, так как в Колумбии зарплата низкая.

Как будет развиваться производство теленовелл - и на Глобо, и у нас в России - покажет время. Если Глобо поймет, что надо поднимать престиж, завоевывать международные премии и больше экспортировать сериалы в развитые страны - не только в Италию, но и во Францию, Англию, Германию и т.п. , то качество должно повыситься, особенно для минисериалов. Резервы для этого есть. Только надо иметь в виду, что для теленовелл при 6 сериях по 35 (и тем более по 50) мин в неделю всё снимать одной камерой не получится, даже в 3 потока, так что всё равно качества, приближающегося к американским сериалам, достичь не удастся. А снимать серии по 22 мин - это означает понизить рейтинг. Более того, когда 6- и 7-часовые новеллы стали сниматься в 3 потока, увеличилась средняя продолжительность серий. В 2006 г. серий по 35 мин уже почти не было. Отказаться от коррекции сценария на ходу Глобо также не может. Но все же за счет создания режиссерского пула, увеличения съемочного дня до 12 часов и большего распараллеливания качество можно было бы поднять, а стоило бы это не так уж много. Что касается так называемых miniseries, которые на Глобо идут 4 раза в неделю, которые имеют фиксированный сценарий и длину до 40-60 серий, распараллеливание на 3 потока и смена режиссеров могла бы помочь повысить качество до близкого к американским сериалам старого поколения. Но конечно современного качества достичь будет трудно, а увеличить число съемочных бригад до 4 вряд ли реально, и это может привести к потере управляемости.

В российском производстве присутствуют две основные проблемы. Во-первых, отсутствие подготовленных сценаристов. Во-вторых, российские актеры все еще привыкли одновременно работать на нескольких проектах. Что касается политики каналов, то в последнее время длинные сериалы, в частности, теленовеллы, значительно укрепили свои позиции. Хотя каналы все ещё надеются на многократные показы минисериалов, но это приносит всё меньший и меньший рейтинг. Большинство киношников продолжают относиться к жанру теленовеллы с презрением. РТР пока еще не запускает свои теленовеллы в 21 час и выделяет мало средств на съемки. СТС пополнил кассу за счет размещения акций на NASDAQ - есть надежда на лучшее, но ЛЕАН-М в качестве второго основного производителя (кроме Амедиа) пока слишком слаб. Не всегда можно найти хороший и одновременно дешевый в производстве сценарий, как у "Не родись красивой". Первый канал пока что потерпел неудачу с исторической теленовеллой "Адъютанты любви" производства той же Амедиа. "Любовь как любовь" идет немногим лучше. О нормальной конкуренции в этой сфере говорить рано.

moviemaking, series

Previous post Next post
Up