Все мы прекрасно понимаем, что кинематограф является одним из мощнейших средств пропаганды наших дней. Если не копать слишком глубоко, то на самом верхнем слое сюжетов и образов западного кино мы часто можем видеть элементы анти-российской пропаганды, как минимум - трансляцию определённых неблагоприятных образов и представлений о нашей стране. Мы привыкли к этому в разнообразных боевиках (бесконечная неубиваемая русская мафия с лицами, неискушёнными интеллектом), в фильмах на околополитические темы, и конечно весьма фактурно это отражается в шпионских фильмах и сериалах.
В конце нулевых американцы начинают тихо понимать, что крепко увязли на Ближнем Востоке. Военные операции избыточно затратны, жестоки и малорезультативны по отношению к заявленным целям. На волне этих настроений в американском кинематографе проявляется своего рода диссидентство американской творческой элиты по отношению к политической доктрине США и особенно к её внешнеполитической составляющей - достаточно вспомнить хотя бы
Green Zone. Тут и там в сериалах про спецслужбы начинают промелькивать достаточно стильные интеллектуальные персонажи, изображающие сотрудников российской разведки - вполне себе сложноорганизованные и более чем достойные противники.
И вот на фоне этих трендов в 2007 году выходит вполне знаковый минисерал "The Сompany" (в нашем переводе - "Контора"). Universal и Sony Pictures, Ридли Скотт - достаточно сильные фигуры в американском кинематографе, да и малобюджетным фильм тоже не назовешь. Вполне вероятно, это был пилотник, которому не суждено было развернуться в долгоиграющее многосезонное шоу или просто вариант многосерийной истории, которую по каким-то причинам авторы решили донести до общественности в 2007 году. История холодной войны в отдельных её эпизодах и одновременно - история о том, как происходило становление CIA (ЦРУ) в её нынешних функциях и подходах.
Click to view
в русском переводе можно найти например
на seasonvar (если вы спокойно относитесь ко всякой мусорной рекламе по бокам)
Фильм этот мрачен и по общему цветовому и световому решению, и по отдельным кровавым эпизодам - бойня в Будапеште 1956, на Кубе в 1961. По сюжету он попадает как бы между двух стульев - где-то рядом с жанром модного нынче интеллектуального шоу о рафинированных секретных агентах, но с достаточно сильной военной составляющей. Наверняка слишком тяжёл для массового лёгкого просмотра.
На поверхности - сюжетная линия о советском кроте, действовавшем в самом ядре ЦРУ с 50х и которого удалось разоблачить только к концу третьей серии, где речь идёт уже о Горбачёве и Ельцине, 1991 год. Сложность и увлекательность сюжетной линии конечно вызывает вопросы, да и не она вызвала мой текущий интерес. Намного интереснее, на мой взгляд, изображаемый событийный фон - эпизоды холодной войны в интерпретации западных киношников и размышления, которые авторы вложили в уста основных своих героев.
Не стоит также сильно стопориться на том, какими кандовыми и жёсткими выглядят картины советской стороны - это один из тех фильмов, где создатели демонстрируют весьма отдалённые представления о российских реалиях. Одна больница КГБ рубежа 90х с железными койками в коридоре дорогого стоит. Словно бы срисовали с какого-то старого фильма-агитки того самого периода холодной войны. Если благополучно миновать все эти отвлекающие и дискомфортные аспекты, в фильме можно разглядеть достаточно интересные месседжи.
Во второй серии речь идёт об известных событиях 1956г. в Венгрии, когда оппозиционные силы и революционно настроенное студенчество организовали
вооруженное восстание. Дело не в жестокости и не в анти-советском характере. По сюжету - агент ЦРУ прибывает на встречу с лидером оппозиции по заданию конторы с просьбой перенести восстание на год-полтора. Прямым текстом в фильме речь идёт о том, что подготовка венгерской оппозиции к восстанию шла под активным патронажем американских спецслужб. Это уже не то, чтобы кто-то из наших возводил "грязный поклёп" или пытался прокачивать общественность конспирологическими теориями, это американское кино, которое всегда очень точно использовалось по назначению. И вот достаточно заметные деятели американского кинематографа прямым текстом заявляют - Было оно, было! наше активное участие в подготовке разного рода оппозиций с самого начала холодной войны. В фильме прямо в штабе "Конторы" обсуждается вменение этих функций ЦРУ, а герой-агент-красавец переживает в кадре прямой речью: "Мы сами их настраивали через всю систему европейского радиовещания на восстание, а поддержать вовремя не смогли, мы их предали". Собственно речь о том, что Америка конечно побоялась тогда открыто ввести свои войска на территорию Венгрии, чтобы противостоять советским танкам. Восстание было подавлено, а люди, которым помогало ЦРУ оказались преданными ими.
Следующий эпизод - Куба 1961. И тут мы видим очень точно воспроизведённую историю операции Плутон Эйзенхауэра, достоверно показанную историю
бригады 2506, подготовленной США. В этом же эпизоде сотрудники обсуждают, что "Конторе" переданы полномочия на свержение неугодных режимов и физическое устранение лидеров, представляющих угрозу США. Да, конечно, по фильму отдельные сотрудники задаются вопросами об адекватности таких действий, Кеннеди не рискует направить прикрытие по воздуху, которого ждут повстанцы. Но вполне красочно изображается попытка отравить Ф.Кастро и снова душевные терзания героя-красавца-агента о судьбах погибших, за которых они в ответе, потому как приручили.
Наша разведка в их изображении весьма интеллектуальна и продвинута - на протяжении 30 лет "Контора" не может осилить загадку крота. Наша сторона пользуется изысканной Кэролловской "Алисой в стране чудес" для шифрования, и все работают за высокую идею равенства людей, нигде речь не идёт о шкурных интересах...
Очень интересный загиб сюжета можно обнаружить в последней третьей серии - тридцать лет загадочный русский шеф "Старик" готовил забойную для Америки операцию по обвалу доллара и мирового финансового рынка, для чего непостижимо огромные нефтяные деньги аккумулировались четверть века на зарубежных счетах. В час икс они должны были быть выброшены на биржу и обвалить доллар. К счастью "Конторы", об этом они узнали с небольшим опережением и успели организованно противостоять этой атаке - в частности, подключили спецфункции ФРС. Что мне действительно непонятно в этом - фильм вообще-то вышел в 2007 г., то есть снимался в 2006, ну и как бы явно до начала кризиса 2008 г. С чего бы интересно такой сюжет возник?
Завершающая мораль фильма не очень внятно получилась. Крот наконец найден, он самый лепший друг главного героя-агента-красавца -тоже герой-красавец-агент, да ещё и невинно пострадавший в глазах почти всей "Конторы". Искренний борец за красивую идею справедливости. В России - 1991 год, Горбачёв и Ельцин, рассекреченные российские агенты переживают глубочайший нравственный кризис и разочарование в происходящем в России, главный "мозг" проекта сходит с ума. А с другой стороны - состарившиеся агенты "Конторы" тщетно пытаются почувствовать себя удовлетворёнными за откровенно неинтересной для них игрой в гольф. И крутят, крутят взад вперёд фразу, пытаясь понять самих себя и свои внутренние ощущения - "Холодная война окончена. Победили хорошие парни". "Нас можно назвать хорошими парнями?", "А кто победил?".
Вот такое странное кино почему-то вышло в 2007 г.