Уникальная люстра в театре Гонзага. Архангельское

Mar 18, 2011 01:48

В музыкальной и театральной жизни России конца XVIII - начала XIX века крепостные дворянские театры, которых тогда насчитывалось около двухсот, играли весьма значительную роль. На всю Россию был известен замечательный театр Шереметева в Останкине и Кускове. Крепостной театр стал одной из главных достопримечательностей Архангельского. Князь Н. Б. Юсупов занимал должность директора императорских театров и имел театр у себя в московском доме у Красных ворот. Купив Архангельское, в течение 1817-1818 годов он строит для театра специальное здание. Проектировали театр московский архитектор О. И. Бове и итальянский декоратор и архитектор П. Г. Гонзага. Чертеж и план театра, выполненные рукой Гонзага, до сих пор хранятся в музее. Деревянное оштукатуренное здание театра, построенное из вертикально скрепленных бревен, сохранилось почти без изменений, даже половые доски те самые, по которым ходил князь Николай Борисович и его потомки. Внешне небольшое, с гладкими золотистыми стенами и белой балюстрадой парадного крыльца, оно удивляет своих посетителей внутренним убранством. Несмотря на камерность зрительного зала, архитектору удалось создать впечатление его монументальности. Также поражает тщательно выверенная система акустики, позволяющая расслышать шепот со сцены с любого места в зале.
Уже в 1820-х годах славу театра в Архангельском составляли несколько перемен декораций, написанных П. Г. Гонзага. По его замыслу спектакли проходили без участия актеров и актрис. В оркестровой яме, скрытые от глаз зрителей сидели музыканты. Под музыку совершалась смена декораций и эффектов освещения, создавалась дивная иллюзия сказочной реальности. Подобные декорации великого итальянского театрального художника Пьетро Готтардо Гонзага (1751 -1831) пользовались огромным успехом в Европе. Князь Юсупов, решив поразить царя столь высокохудожественным действом, приглашает для создания оного Гонзага в 1792 году. Приехав в Россию, тот работает здесь до конца жизни, создавая декорации для лучших театров. Гонзага выступил как новатор, требуя единства впечатления от спектакля, добиваясь, чтобы декорация была связана со сценическим действием и определялась им. Виртуозность перспективных построений декораций, живописное мастерство, выраженное в использовании всего четырех красок для исполнения декораций, профессиональное владение приемами сценического освещения позволили Гонзага добиваться исключительных эффектов, когда трудно провести грань между кажущимся и реальным пространством. Торжественное открытие театра состоялось 8 июня 1818 года. В этот день Александр I в сопровождении прусского короля, императорской семьи и свиты посетил Архангельское. Коронованных особ ждали обед, бал, иллюминация и представление в новом театре. Однако эффект, на который рассчитывал Юсупов, произведен не был. Русский император не впечатлился сим действом, по-видимому скорбно обманувшись в своем ожидании "дивных прелестниц".
Самое удивительное то, что декорации эти, пусть не в полном составе, не только сохранились до наших дней, но и спектакль с их участием сегодня можно увидеть и оценить по достоинству мастерство и таинство сценической постановки, которое осталось недоступным императору, победившему Наполеона. Кроме того совсем недавно усилиями энтузиастов-музейщиков была воссоздана главная люстра театра, исполненная по индивидуальным чертежам и полностью соответствует архитектонике театра, стилистике и технологическим новшествам своего времени. Она явилась удивительно органичным завершением интерьера.




театр Гонзага, Архангельское

Previous post Next post
Up