" Мавританский дом " - " Особняк Любви ".

Apr 30, 2014 23:28

Сегодня  для меня был запоминающийся день, я познакомилась с интересным домом и прекрасным собеседником, Тамарой Сергеевной Антоненко, которая много лет живет в нем.
Мне давно хотелось увидеть воочию  голубой дом с круглыми куполами и колоннами на улице Пушкина, 61, который приковывает взгляды прохожих,  в двух шагах от великолепного  здания Мед.Академии, о которой я обязательно расскажу позже.
Дом очаровательный, прелестный и очень любопытный. Мимо этого особняка невозможно пройти, не задержав взгляд. Двухуровневый, облицованный мелкой зеленой плиткой, с порталами и некогда двумя чешуйчатыми куполами. Он удивляет  необычной, восточной красотой. Многие памятники архитектуры Краснодара окутаны тайнами, легендами и, как почти любые исторические ценности, проблемами.
Памятники необходимо постоянно реставрировать.



Художники  рисуют картины с натуры, находясь под впечатлением от архитектуры  единственного дома  в Краснодаре, выполненного  в самых модных архитектурных тенденциях начала  XX века, в мавританском стиле,
это  архитектурный стиль, включающий в себя элементы византийского, египетского, персидского и римского искусств,  стал  популярным  в середине ХIХ в.



Уже более 100 лет его  в народе называют  "Особняком Любви ", "Домом Любви" , спроектировал   его кубанский архитектор  казачьего происхождения Иван  Рымаревич - Альтманский  в память о своей возлюбленной грузинской княжне.
Давным-давно, в конце позапрошлого века, молодой екатеринодарский инженер Иван Рымаревич-Альтманский встретил на балу красавицу-княжну из Тифлиса. Они полюбили друг друга, письмами пытаясь смягчить горечь разлуки.  Узнав об этом, строгий отец, мечтавший совсем о другой партии для дочери, запретил ей даже думать об "инженеришке" и  родители увезли дочь в Грузию. Иван мчится в Тифлис, отчаянно надеясь кинуться в ноги и умолить несговорчивого родителя разрешить им обвенчаться. Но его силой перехватывают на полпути, возвращают в Екатеринодар да еще требуют от начальства призвать ослепленного страстью Ивана к порядку. А красавица, отрезанная от любимого и всего мира строгим отцовским запретом, впала в меланхолию и умерла…
Так появился этот особняк этот особняк с двумя чешуйчатыми куполами. Облицовка с одного из них слетела в войну при разрыве снаряда. С тех пор он замотан оцинкованными листами.    
Купола  символизируют двух влюбленных, которым никак невозможно встретиться. Разве что на небесах…



Дом, посвященный грузинской красавице, был построен в 1910 году.
Долгое  время  художник жил в доме один, с прислугой, для которой было выделено отдельное здание. Во дворе особняка находился красивый фонтан, дорожки, вымощенные камнем, веранда, на которой архитектор принимал гостей. По словам некоторых старожилов, здесь также находилась конюшня.



Некоторые архивные документы свидетельствуют о том, что архитектор Рымаревич - Альтманский, в конце двадцатых годов прошлого века  был командирован в Воронеж для строительства новых цементных заводов.
А в 1920 году Иван  Рымаревич - Альтманский  был репрессирован как представитель казачьего сословия.



Больше о судьбе талантливого архитектора, построившего много дорог и зданий в родном краю, ничего не известно.
Канула в лету и подлинная  история единственного в Краснодаре здания, построенного в мавританском стиле. Загадкой остается и будущее восточного дворца.



В советское время  дом-памятник сделали жилым многоквартирным домом.
Сегодня в особняке 15 квартир.
Окна только трех квартир выходят на фасад, первой, второй и седьмой.



Владелица красивой части дома, ее окна те, что слева два, -моя собеседница,  Тамара  Сергеевна Антоненко,  живет здесь  40 лет,  в 1974 году ее мужу дали эту квартиру за трудовой стаж. Из одной большой комнаты сделали три маленькие, пристроили кухню, туалет с ванной. Веранду давно перепланировали в жилую пристройку.







В центре двора  небольшой бассейн с некогда  бывшим в нем роскошным фонтаном.
Все цветы вокруг высажены Тамарой Сергеевной))



Из нового  у дома, кроме перепланированный веранды, появились  металлопластиковые окна и  металлический забор, жильцы дома модернизировали особняк на свои деньги.



"Мастера боялись браться за эту работу, - говорит Тамара Сергеевна,  думали, что дом развалится,  но все прошло хорошо, он крепкий и простоит еще долго, к нам приходили специалисты из департамента архитектуры и заключили, что мы не нарушили памятник.
Ко мне много раз приходили люди и просили продать дом, только я сразу отказывала. Недавно приходил бизнесмен, который скупает старинные дома по нашей улице, предлагал хорошие условия всем жильцам особняка, но мы любим этот дом и надеемся, что власти сдержат обещания по его реставрации, нам нравится здесь жить.



Часто приходят детишки из художественной школы, я пою их чаем, много рассказываю о доме,  не забывают наш дом и фотографы, мы всем рады. Журналисты тоже наши частые гости, они писали о нашем не отремонтированном доме в газетах, делали сюжеты по местным каналам, только вот ничего не меняется. Власти города совсем забыли об этой некогда красоте, этом культурном наследии, а мы все ждем от них помощь, сколько писем уже написано с просьбой о реставрации!



Глазурованная  плитка с течением времени уже во многих местах фасада стала отваливаться. Коммунальные службы  пришли, размазали цемент в плошках, и все! Протекает и старинный купол (правый), он ведь остался неизменным со времен постройки. Да еще в войну  был покалечен снарядами. Выбоины остались.
По техническому паспорту износ здания больше 50%. Сделать все самим жильцам не по карману,  к великому сожалению. На стенах фасада видны следы от пуль, оставшиеся после ВОВ, некоторые из них замазаны.
Внутри дома стараемся сохранить старинный стиль.  Красивые обои с шелкографией, массивные люстры, арки."
В одной из комнат у Тамары  Сергеевны лежит дубовый паркет, настоящий, еще со времен постройки.
Его циклевание  стоило немалых средств.



На реконструкцию  "мавританского дома"  нужно  6,7 млн рублей  ( по данным ГУК  "Краснодар" ).
Еще  в 2009 году  его  включили в программу  "Краснодару - столичный облик".   Ежегодно Тамара   Сергеевна  напоминает чиновникам о разваливающемся доме  и  получает ответы о том, что реконструкция дома перенесена еще на год.
Вот и приходится жильцам в меру своих финансовых возможностей поддерживать  архитектурное наследие,
один из красивейших домов, находящийся в исторической части города.





Справа  просматривается здание Мед.Академии.



Мы целый час беседовали с Тамарой Сергеевной, она много интересного рассказала мне о некогда живших здесь людях, я слушала ее, не перебивая и забыв о времени, теперь я хочу поделиться этим с Вами, теми, кто сейчас читает этот пост.



Когда Тамара Сергеевна стала жить в этом доме, она, будучи общительной женщиной, быстро познакомилась и подружилась со всеми жильцами, среди которых были две  женщины весьма преклонного возраста с очень интересной и сложной судьбой. Но трудности не помешали прожить им долгую, долгую жизнь.
Звали уважаемых дам  Валентина Александровна и Анна  Ивановна.
Обе родом из Санкт-Петербурга.
Обе из благородных семей, учились в Смольном институте благородных девиц.
Анна Ивановна  закончила его в период с 1915-1917 года, на выпускном публичном экзамене  присутствовал император и члены его семьи.
В жизни  Анны  Ивановны был бал, на котором она присутствовала впервые вместе с другими девушками из института.
Она видела государя, Николая II, проходя мимо, он, ненароком, обронил перчатку, которую девушки с благоговейным
трепетом подняли и разрезали на несколько кусочков себе на память об этом счастливом дне!
Всю жизнь  хранила  Анна Ивановна кусочек тонкой шелковой ткани !
Вышла замуж за белого офицера, но вскоре стала вдовой , во время революции ее муж погиб.
В это смутное время погибли  и родители, она осталась одна, работала учительницей,  в первые дни войны переехала в Краснодар, так тут и осталась. Умерла в возрасте 90 лет.


Краснодар - архитектура

Previous post Next post
Up