Свадебный подарок архитектора.

Apr 24, 2014 13:35


"...Каждый раз, проходя мимо двухэтажного кирпичного дома по улице Комсомольской (бывшей Штабной), я обращал внимание на розочку, изящно сработанную из цементного раствора на его закругленном углу. И всякий раз эта постройка, ничем, пожалуй, не примечательная, кроме своей основательной добротности, вызывала у меня теплое чувство и мимолетное раздумье: "Что значит этот цветок? Прихоть строителя? Или какой-то символ? А может быть, просто украшение фасада?" Но (удивительное дело!) мертвая каменная масса здания постепенно оживала благодаря этому маленькому цветку, как бы невзначай брошенному на холодные камни. Я пытался проникнуть в замысел архитектора. Старинный екатеринодарский особняк с той поры стал дорог моей душе.
Прошли годы...У старожилов и из архивных документов я узнал, что это здание строил Козлов ..."
Это отрывок из книги Виталия  Бардадыма    "Этюды о Екатеринодаре".




Двухэтажное здание на углу Комсомольской и Октябрьской (в годы его постройки - Штабной и Посполитакинской) отличается от других домов изящной розой на фасаде.
Построенный в период с 1916 по 1920 годы  и именуемый в народе не иначе, как " Дом с розой" - свадебный подарок  архитектора  с украинскими корнями и московским образованием Александра Андреевича  Козлова  его супруге Екатерине Николаевне. На  угловом фасаде дома  до сих пор сохранилась  бетонная роза в изящном картуше: в честь даты их свадьбы и   завершения строительства здания, где они жили.



Этот дом  в начале XX века принимал краснодарский бомонд того времени.
Здесь бывали: художник Роман Колесников, коллекционер Федор Коваленко, архитекторы И. Мальгерб и А. Косякин, инженеры А. Кончевский и В. Кондрашов.
Александр Андреевич Козлов родился 30 августа 1880 года в местечке Смела Киевской губернии Черкасского уезда в семье начальника  железнодорожной станции, в возрасте пяти лет остался круглым сиротой и воспитывался друзьями отца.
После гимназии Александр Козлов поступил в Московское архитектурно-строительное училище, где состоялось его знакомство с "отцом русского модерна" архитектором Федором Шехтелем - автором проектов Ярославского вокзала в Москве,  типографии и банка  Рябушинских, первым использовавшим в них железобетонные каркасы, стекло, глазурованный кирпич, бетонную штукатурку.



В Екатеринодаре с конца 80-х годов прошлого века в городском саду уже существовал деревянный Летний театр, принадлежавший купцу Колосову, а затем перешедший в собственность города. На Кубань стали чаще приезжать артисты и целые труппы. Но наступала зима. И некуда было податься екатеринодарцам, чтобы рассеять "провинциальную скуку". Разве пойти в какой-либо захудалый клуб?
Вопрос о постоянном Зимнем театре горожанами поднимался давно и не однажды, особенно в первые годы XX века.  Не без основания газета "Свобода" писала о том, что "городские заправилы, стоящие во главе "театрального дела", относятся "к театру с полнейшим легкомыслием".
Именно в этом время екатеринодарские купцы Гуренков и  Болденков заказали  Шехтелю  проект Зимнего театра, ныне филармония им  Г. Ф. Пономаренко на улице Красная, 55, осуществление которого Федор Осипович поручил молодому коллеге Козлову.
Александр Андреевич руководил созданием театра, не имевшего аналогов в российской провинции и открытого в 1908-м: три колонны с именами великих композиторов и драматургов в фойе, ажурные балконы и изгибы лож, три люстры в форме звезд с 750 цветными лампами.
В феврале 1911-го Козлов завершил возведение еще одного здания - скейтинг-ринга для катания на роликовых коньках по проекту кубанского архитектора И. Рымаревича-Альтманского: железобетонное здание с роскошными интерьерами и росписью венчал свод без единого столба. Одна за другой росли в Екатеринодаре в 1913-1914 гг. постройки Козлова.
В 1916-м Александр Андреевич, ежегодно за собственные средства ездивший в Италию и Францию за передовым архитектурным опытом, начал строить по своему проекту здание водолечебницы при больнице кубанского Красного Креста имени его патронессы - супруги наказного атамана Софьи Бабыч.
Александр Козлов руководил возведением филармонии (Зимнего театра),  спроектировал гостиницу "Центральная" на Красной и Гимназической,  гостиницу "Метрополь" на Красной и Гоголя, доходный дом купца Акулова на Красной и Пушкина (сейчас краевой арбитражный суд),  электробиограф Г. Паласова на месте нынешнего музтеатра  и другие здания, которые сегодня охраняются государством как памятники  архитектуры. О многих зданиях и особняках, построенных под его руководством я уже рассказывала в своих постах.



В 1920-м  Александр  Козлов уехал из Екатеринодара: он строил элеваторы в кубанских станицах, а в 1926-м осел в Сальске, где за пять лет возвел театр, здание госстраха, амбулаторию, баню, военкомат и два магазина. Закат жизни зодчий встретил в Таганроге: почти до самой смерти в 1940-м он работал главным инженером на металлургическом заводе.
Дом архитектора в наши дни  заселен коммунальными квартирами, его левая часть продается через риелторское агентство,  а с правой стороны на первом этаже магазин цветов.
На фотографиях видно, что здание нуждается в ремонте.



Давно уже  нет на свете строителя, нет никого в живых, кто знал бы его и мог бы что-то рассказать. Но здания, построенные в начале XX века Александром Андреевичем Козловым, и ныне являются архитектурными достопримечательностями Краснодара, сохраняя память о выдающемся строителе.

Краснодар - архитектура

Previous post Next post
Up