"Кто был в Италии, тот скажи " прости " другим землям.
Кто был на небе тот не захочет на землю....." Н. В. Гоголь.
Накануне вечером, вернувшись с экскурсии в гостиницу "Сиракуза",что на via Marsala, напротив Stazione Centrale Roma Termini, успев переодеться, через пятнадцать минут все опять собрались внизу, чтобы отправиться на ужин в ресторан, который находился недалеко от гостиницы. Около восьми тридцати к ресторану подъехал наш автобус и мы отправились еще на одну экскурсию, "Вечерний Рим".
В моему великому сожалению удалось сделать всего пару фоток на Piazza Popolo и аккумулятор полностью разрядился.
Итак, нас привезли, мы прошли через арку Портa дель Пополо ( Porta del Popolo) на Piazza Popolo.
Самая древняя церковь на площади - Санта-Мария-дель-Пополо (Santa Maria del Popolo), возведенная в XI веке папой Паскуалем II. На фото справа от арки видна часть здания этой церкви.
Если верить легенде, то, церковь была построена на месте захоронения императора Нерона и построена на пожертвования римского народа, поэтому она и стала называться народной (popolo - народ). Это же название закрепилось и за этой овальной площадью, украшенной фонтанами, статуями, каменными террасами, поддерживая холм Пинчо (Pincio).
Из Википедии.
"Пьяцца дель Пополо ( Piazza Popolo - «Народная площадь») - площадь в Риме, от которой лучами расходятся на юг улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция), Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа).
Углы между улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679). На север уходит древняя Фламиниева дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников.В своём нынешнем виде Пьяцца-дель-Пополо разбил в 1811-1822 гг. архитектор Джузеппе Валадье.
Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе.
Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Этот обелиск был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э.
На протяжении столетий он стоял в Большом цирке Circo Massimo, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 году. Помимо обелиска площадь украшают четыре фонтана. Исторически (до 1826 года) Пьяцца-дель-Пополо являлась местом публичных казней.
В настоящее время площадь закрыта для автомобильного движения"
Хочу добавить еще по поводу обелиска.
Обелиск "Фламинио" (obelisca Flaminio)- самый высокий из всех четырнадцати в Риме!
24 метра! А с постаментом 36 м! Возраст 3400 лет!
Он был сооружен для гробницы фараона Рамессе в 1232-20 гг. до н.э.
В 10 г. до н.э. после покорения Египта император Август перевез обелиск в Рим , его установили на арене Большого цирка Circo Massimo. С течением времени обелиск разрушался и уходил все глубже в землю, пока не затерялся совсем. По распоряжению Папы Сикста V на арене Большого цирка начали раскопки, в результате нашли фрагменты обелиска, которые в 1589 году архитектор Д.Фонтана отреставрировал, скрепив три блока в единый массив. Получившийся обелиск назвали обелиском Фламиния и установили на Пьяцца дель Пополо.
В 1824 году его окружили фонтанами в виде четырех мраморных львов - копий античных львов, стоящих у подножия Капитолия. Центральная мраморная чаша, сделанная по рисунку Дж. делла Порта, стоит на фрагменте колонны из Золотого дома Нерона.
Ведущие к фонтану ступени выполнены по рисунку архитектора Джузеппе Валадье.
По причине отсутствия своих фото я использовала парочку из интернета, не обессудьте, пожалуйста.
Церкви Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679).
Автобус возил нас по ночному Риму два часа, по всему городу и с такой умницей и всезнающей девушкой гидом Марией из Питера! Как много нового она нам рассказала!!!
Тем не менее, я уверена, что ночью лучше самим побродить по Риму, очень увлекательно пойти к фонтану Треви, на площадь Навона, к собору Святого Петра, все не так далеко друг от друга. Причина в том, что подсветка в Риме слабовата и далеко не везде она есть. Даже Краснодар ночью лучше освещается. И видно из окна автобуса на скорости все не так хорошо, как хотелось бы.
Остановок с выходом было всего две, одна на Пьяцца дель Пополо, другая на Пьяцца ди Сан Пьетро.
Когда вернулись в гостиницу, то пошли на вокзал.
На нулевом этаже вокзала расположен супер маркет "Conad",в котором очень доступные цены на продукты, купили немного разных фруктов, сырную нарезку, йогурт вкусный, "Бьянка", сок, воду.Метро в Риме - две ветки, красная и синяя, они пересекаются на этом вокзале, можно купить разовый билет и кататься 75 минут на любом общественном транспорте, сколь душе угодно выходить и заходить, только надо помнить, что время идет с момента покупки билета, а не с прохода через турникет! Но если вы приехали в Рим надолго,то выгоднее купить билет на неделю.
Вот, наконец, мы и в гостинице. Фото сделаны на следующий день.
Наша гостиница самая обычная, малюсенькое фойе, лифт, в который с трудом помещаются 2 человека с чемоданами, коридоры похожи на лабиринт, позже я научилась двигаться по репродукциям картин на стенах.
В номере есть все необходимое, чисто, на двери балкона деревянные жалюзи, окна выходят на вокзал, это весьма неудачно, ибо в районе вокзала жизнь кипит и днем и ночью. Так что выспаться особо не удалось.
Помните, строчки из стихотворения "...А из нашего окна площадь Красная видна, а из нашего окошка только улица немножко"))))
Так вот, если идти по нашей улице вправо,то и правда попадем на площадь Piazza del Repubblica, рассажу о ней!
Это вид из нашего окна.
Следующий день был свободным и мы его полностью посвятили его прогулке по Риму, вышли утром в 9 часов и вернулись в гостиницу около 22 часов.
Передвигались принципиально только пешком, чтобы по максимуму увидеть и прочувствовать этот город.
Боже, где мы только не были с картой Рима в руках!
Прогуливаясь дошли до Ministero Dell в'Economia Е В delle Finanze (Министерство экономики и финансов (МЭФ).
Этот крупный комплекс, дворец, был построен Раффаэле Каневари в 1872-1877 по инициативе великого итальянского министра Квинтино Селла после того, как Рим стал столицей Италии.
Его дизайн должен был подчеркнуть солидность и эффективность институтов новообразованного итальянского государства. Размеры дворца 300 х 120 м, охватывает территорию площадью 19000 кв. м.
Внутри Дворца delle Finanze с 1961 года расположен нумизматический музей монетного двора Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, который содержит около 20 000 тысяч нумизматики: монеты, медали, предметы литья восковых моделей. Монеты включают в себя коллекцию изданий итальянских и зарубежных стран от Средневековья до современности и некоторые интересные наборы пробных монет.
Медальная коллекция имеет особую историческую и художественную ценность.
Памятник Квинтино Селла перед Министерством финансов в Риме.
Квинтино Селла ( Quintino Sella; 7 июля 1827- 14 марта 1884) - итальянский государственный деятель и финансист. Профессор (1853). Президент Национальной академии деи Линчеи. Иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук.
В 1863 организовал Итальянский Альпийский (альпинистский) клуб (Club Alpino Italiano). Летом 1881 года, заболел лихорадкой, приступы которой преследовали его до смерти 14 марта 1884.
Был похоронен на склонах любимых им Альп, на высоте четыре тысячи футов на кладбище Сакро-Монте-ди-Оропа.
В честь Квинтино Селла его именем назван горный приют в Альпах, под Монте-Роза.
Квинтино Селла в своë время убедил короля Виктора Эммануила II выбрать Рим столицей итальянского государства.
"Palazzo delle Finanze"
Вернулись на Piazza del Repubblica, прошли всю улицу via Nazionale, на которой, говорят, можно совершить самый экономичный шоппинг, но мне по этому поводу сказать нечего, ибо утром магазины были еще закрыты.
А вечером уже закрыты.
На Piazza Repubblika один из самых красивых фонтанов современного Рима - "Наяд" ( Fontana della Naiadi). Первоначально назывался Аква Пия (Acqua Pia), так как был соединен с акведуком Аква Марция.
В 1870 году Папа Пий IX решил перестроить фонтан и поручил сделать это архитектору Алессандро Гуеррьери.
В 1888 году на площади появился фонтан в виде чаши с четырьмя львами по краям, которые в 1901году скульптором Марио Рутелли были заменены на фигуры обнаженных нимф, каждая из которых восседала на мифическом животном, символизирующем ту же водную стихию, что и нимфа.
Нимфа озера была изображена играющей с лебедем.
Нимфа реки сидела на речном чудовище.
Нимфа океана оседлала морского конька.
Нимфа вод подземных восседала на драконе.
В центре фигура обнаженного Главка боролась с дельфином, тем самым символизируя победу человека над стихией.
Чувственные фигуры нимф многим показались настолько аморальными, что городские власти огородили фонтан деревянным забором. После долгих разбирательств и решений что делать с фонтаном, забор снесли и оставили фонтан без изменений. Последняя реставрация фонтана была в 1988 году.
На многих домах в старой части города есть свои ангелы хранители, эти обязательные атрибуты были установлены и освящены церковью в одно время с окончанием строительства здания и дворца.
Матерь божия охраняет этот дом от невзгод.
Англицкая церковь Святого- Павла-внутри-стен ( Church - of San Paolo - entro - le Mura ) на Via Nazionale ,16 а, на пересечении улиц Via Nazionale и Via Napoli.
Церковь 19-го века Сан Паоло внутри крепостных стен является американский епископальной церковью Рима. Концертный зал этого красивого здания, расположенного в центре города, часто используется для концертов классической музыки из-за его утонченной акустикой.
Церковь была построена в 1880 году, это была первая не-римско-католическая церковь в исторической части "Вечного города".
Фото интерьера церкви взято из интернета.
Название этой церкви не знаю, если не ошибаюсь, то она расположена в районе Via Nazionale.
С улицы via Nazionale, свернули и поднялись по via d.Consulta на холм Квиринале (Quirinale), где расположен Дворец Квиринале - резиденция пап, королей, а сейчас президента Италии.
Piazza di Quirinale, холм Quirinale ,самый высокий из семи холмов. Его высота 61 м. Свое название получил в честь святилища сабинского бога войны Квирина, почитаемого в ранние времена римской истории (VI-VIII в.в. до н.э.). когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные племена: сабины, латины, оски, умбры. Сабины поселились на этом холме из города Квира,а к VII веку до н.э. слились с римлянами в одну народность.
Из истории.
Легендарный правитель Рима Ромул пригласил сабинян на праздник, во время которого были похищены сабинянские женщины, а их мужчин прогнали воины. Тогда царь сабинян Тит Татий собрал войско и атаковал римлян.
Сабиняне победили, но сабинянские женщины, ставшие женами римлян, уже привыкли к новым семьям и уговорили Тита и Ромула примириться. Условием перемирия стал договор о совместном правлении Римом. Так в Риме появилось две общины - Капитолий, на котором жили римляне и Квиринал, где обитали сабиняне.
Вершина Квиринальского холма.
Начиная с XVI в. на Квиринале стала селиться высшая церковная власть. Сначала кардинал Оливиеро Караф построил себе здесь небольшую загородную резиденцию. После него в резиденции поселился папа Павел III Фарнезе и стал перестраивать виллу, но скончался не доведя дело до конца.
В 1550 г. резиденция была сдана кардиналу Ипполиту д'Эсте, который перестроил дворец и разбил сад.
В 1574 году при Григории XIII Бонкомпаньи, подарившем миру Григорианский календарь, началось строительство грандиозного Квиринальского дворца, которое продолжалось до XVIII в.
После смерти Григория XIII новый Папа Сикст V решил выкупить холм у семьи Карафа и присовокупить его к церковным землям.
Пока шло строительство дворец был необитаем. Первым его постоянным хозяином стал Папа Климент VIII.
Здесь работали такие мастера как Доменико Фонтана, Мартин Лонга старший, Джан Лоренцо Бернини, Карло Модерно.
Современный дворец представляет собой огромное квадратное здание с внутренним двором.
Интерьеры дворца выполнены в стиле барокко.
После того, как Наполеон завоевал Рим и упразднил Папского государство, во дворце разместилась тюрьма, а потом Наполеон решил устроить здесь императорскую резиденцию и затеял грандиозную перестройку.
В 1814 г. дворец вернулся к своим законным владельцам к Папе Пию VII.
В 1871 г. дворец стал резиденцией короля Объединенной Италии - Виктора Эммануила II. Но королевская семья проводила мало времени во дворце.
С 1947 г. Квиринальский дворец стал официальной резиденцией президента Итальянской Республики.
Но и лидеры государства бывают здесь не часто.
Самой прекрасной частью дворца являются сады, которыми можно полюбоватьмся через кованные ворота дворца, если позволит охрана. Во дворец с уникальными росписями Гвидо Рени , Ланфранко, Пьетро да Кортоны публику пускают лишь по воскресеньям.
Перед зданием дворца площадь Монтекавалло (piazza di Montecavallo - Холм Коней), получившая такое название благодаря мраморным статуям легендарных близнецов Диоскуров, ведущих под уздцы коней.
Близнецы Диоскуров, Кастор и Поллукс, были сыновьями Юпитера.
Эти статуи были найдены в термах Константина, построенных в 315 г. и находящихся на Квиринале.
Кроме статуй Диоскуров, в термах были найдены две статуи Константина, одна из которых сейчас находится в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано, а другая - в Капитолийском музее.
Статуи установлены у подножия обелиска, его высота 14,63м, с постаментом 28,94 м.
Изначально обелиск был установлен вместе с Эсквилинским перед мавзолеем императора Августа.
При нашествии готов обелиск был снесен и забыт на века, пока в 1786 году папа Пий IV не вспомнил о нем и не приказал архитектору Джованни Антиноре установить его на Квиринальском холме рядом со статуями Диоскуров.
Дворец Консульта(Констуционный суд) на холме Квиринал, справа от дворца Квиринале.
Здание Палаццо делла Консульта было построено в 1737 году по указу папы Клемента XII.
В нем с 1955 года заседает Конституционный суд.
Дальше мы отправились по улице Корсо(via d.Copso) на Piazza Augusto.
Церковь Сант - Амброджо-э-Карло-аль Корсо ( Ambrogio e Carlo al Corso) обращена фасадом к центральной части улицы Виа дель Корсо. Посвящена главным ломбардским святым - Амброджо и Карло Борромео, уроженцам Милана, является титулярной церковью с 7 июня 1967 года.
Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году.
Для возведения церкви было выбрано место, на котором раньше стояла церковь Сан Никола де Тофо.
В плане церковь представляет собой форму латинского креста, купол работы Пьетро да Картона, напоминающий купол церкви Санти Лука э Мартина, был возведен в1668 году.
Пьетро да Кортона также является автором апсиды и богатых внутренних декораций.
Строительство проходило под руководством Онорио Лонги (Onorio Longhi) в 1612-1619, а с 1616-1627 под руководством его сына, Мартино Онорио младшего.
Фасад спроектировал кардинал Луиджи Алессандро Омодеи, которому не понравился эскиз Карло Райнальди.
Оформление фасада было закончено в 1684 году.
Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы Карло Маратта.
В церковном реликварии хранится сердце святого Карло Борромео.
Интерьер церкви
Сант - Амброджо-э-Карло-аль Корсо ( Ambrogio e Carlo al Corso) Фото из интернета.
На Piazza Augusto находится Мавзолей Августо, сооруженный в 28 году до н.э. самим императором Августо как семейный склеп в центре пустого тогда Марсова поля.
Внутри мавзолея хранились урны с прахом членов императорской фамилии и где почти два тысячелетия назад обрел вечный покой сам император Августо. Мавзолей, забытый и заброшенный в течение веков, в 1936 году был отреставрирован и предстал в первоначальном облике.
На момент нашего пребывания в Риме он находился на очередной реставрации.
Подойти ближе не удалось.
Памятник императору Августо на фоне Мавзолея Августо.Фото из интернета.
Далее мы отправились на Piazza di Spagna( площадь Испании ).
Вот и пришли на прекрасную, красивейшую Piazza di Spagna( площадь Испании ), название получила благодаря тому, что в XVII веке здесь располагалось испанское правительство.
Одна из самых очаровательных площадей Рима в середине сужается и напоминает бабочку.
Испанская лестница ведет к церкви Тринита деи Монти (Trinita dei Monti), расположенной на вершине холма Пинчо.
Слева от церкви настоящая английская чайная Babington"s Tea Rooms открывшаяся в 1896 году.
Справа - музей Китса и Шелли, в этом доме Джон Китс , английский поэт, провел последние годы и умер.
На площади фонтан "Баркачча" - "Лодочка", который был возведен по приказу Папы Урбана VIII в 1628-29 годах архитектором Пьетро Бернини, отцом известного создателя фонтанов Джованни Лоренцо Бернини.
Фонтан расположен у подножия Испанских ступеней (испанская барочная лестница насчитывает 138 ступеней).
Вода внутри лодки напоминает о сильнейшем наводнении в Риме в 1598 году, когда уровень реки Тибр поднялся и достиг отметки в 10 метров. Площадь Италии на тот момент была затоплена на один метр, и по площади можно было передвигаться только на лодках.
Когда вода уходила из города, одна из лодок села на мель и так и осталась лежать на площади.
Вода поступает в фонтан из акведука Аква Вирго, как и во все другие фонтаны Рима.
Испанская лестница ведет к церкви Тринита деи Монти, покровителями церкви которой были короли Франции.
На площади Испании находилось представительство их близких родственников, королей Испании.
Французский дипломат Этьен Геффье посчитал,что нужно связать эти две точки лестницей и в своем завещании оставил 20 тыс.скудо на выполнение этого проекта. Строительные работы шли с 1723 - 1725 г.г.
В скульптурном убранстве лестницы присутствуют геральдические линии Бурбонов , их совместили с символами папской власти( орел и корона ).
За испанской лестницей перед церковью возвышается обелиск Тринита деи Монти.
Еще в 1733 году княгиня Людивизи подарила этот обелиск папе Клементу VII, но лишь спустя 50 лет при папе Пие IV он был перенесен архитектором Антинори к церкви Тринита деи Монти.
Имеет еще одно название - Саллюстийский обелиск, потому что изначально находился в садах римского историка Гая Саллюстия Криспа, за что и получил такое название.
Высота обелиска 13.91 м, с постаментом 30,45 м.
Площадь Испании - центр римского квартала моды,с этой площади берет начало улица Кондотти ( via Condotti) , на которой представлены самые модные марки.
Идем по улице via Condotti, которая изобилует крутыми магазинами, известные бренды Dior, Trusardi, Versaci, Stuart Weitzman, в 1760 году здесь открылось кафе " GREKO" , ставшее популярным и любимым для многих знаменитых людей, художников, литераторов, часто собиравшихся здесь, например, для Чехова, Гоголя, кстати, последний писал в этом кафе главы " Мертвых душ".
Проходя улицу за улицей, вышли на мост Святого Ангела (Ponta S. Angelo) через Тибр, а за ним Замок Святого Ангела (Castel Sant'Angelo) - мавзолей Адриана.
Постройку мавзолея начал Адриан в 125 году, вдохновленный мавзолеем Августа. Завершил постройку мавзолея уже Антонино Пий в 139 году.
Основания мавзолея кубической формы, облицованное каррарским мрамором, имеет один из фризов украшенный головой быка.
На фризе, обращенном в сторону реки можно причитать имена погребенных здесь императоров.
Здесь покоятся император Адриан, его жена Сабина, император Антонино Пий, его жена Фаустина и трое их детей, Марк Аврелий и его дети, Септимий Север и его жена Юлия Домна и их дети и императоры Гета и Каракалла.
Замок Святого Ангела упоминался в книге Дэна Брауна «Ангелы и Демоны».
От замка проходит красивый мост - мост Элио, так он назывался в те времена, когда Рим был окружен стеной.
Современное название замок получил в 590 г., папе Григорию Великому было видение ангела, вкладывавшего меч в ножны, что символизировало конец эпидемии чумы, охватившей Рим.
Скульптурное изображение ангела на мавзолее напоминает об этих событиях - первая статуя была деревянной, потом в 1379 году ее заменили мраморной, в 1453 году ангел был мраморный с крыльями из бронзы, но был разрушен молнией, потом ангел стал полностью бронзовый, но в 1527 году его расплавили на пушки.
В XVI веке Рафаэль да Монелупо сделал мраморного ангела с бронзовыми крыльями, который сейчас находится во дворе замка, а сверху с 1753 года возвышается бронзовый ангел Пьера Ван Вершафельта.
В Средние века мавзолей стал крепостью. Потом папской тюрьмой - среди заключенных был Бенвенуто Челлини в XVI веке. В XVI веке замок стал папской резиденцией.
Сейчас называется мост Святого Ангела (Ponte Sant'Angelo), он был построен в 134 году императором Адрианом, для того чтобы соединить левый берег Тибра с его мавзолеем.
В 1535 г. на мосту установили статуи святых Петра и Павла по указу папа Клемента VII, а в 1669 г. папа Клемент IX велел добавить ещё 10 статуй ангелов, выполненных учениками Бернини по эскизам мастера.
«Маньяки на ветру», как назвал их Генри Мортон из-за развевающихся одежд.
В наше время в замке музей оружия.
Обратно прошли по другому мосту Ponte Umberto I через Тибр.
Недалеко и Piazza Navona, спустились к Piazza d"Aracoeli, это впритык к Piazza Venezia, на Капитолийском холме и вернулись в гостиницу по Via Nazionale.
Впечатлений от увиденного в Риме очень много, еще Гоголь восхищался этим удивительным городом, находящимся в не менее удивительной стране Италии:
"Все прекрасно под этим небом; что ни развалина,то и картина; на человеке какой то сверкающий колорит; строение, дерево, дело природы, дело искусства - все, кажется, дышит и говорит под этим небом. Когда вам все изменит, когда вам больше ничего не останется такого, что бы привязывало вас к какому- нибудь уголку, приезжайте в Италию.
Нет лучше участи, как умереть в Риме; целой верстой здесь человек ближе к божеству".
Добавить к этому нечего.
Начало о Риме:
http://ikkamirnaya.livejournal.com/143274.html