Не знать этого имени сегодня - значит, не знать имени одного из самых знаковых персонажей в музыкальной фотографии и музыкальной же видеокультуре.
Раннее утро. Пасмурно. В амстердамском аэропорту получасовая заминка. Рейс задерживается. Ничего не остается, как бесцельно смотреть в иллюминатор. Трое непроспавшихся грузчиков откровенно скучают у багажного прицепа около лайнера нидерландских авиалиний. Подходит четвертый и раздает каждому по жевательной резинке. Энтузиазма не прибавилось. После двух минут ленивого пережевывания один из грузчиков смачно выплюнул белую массу на бетон, по траектории прицениваясь, насколько далеко она полетит, чем тут же снискал одобрительные улыбки своих товарищей - около трех метров... сильно. Отворачиваешься от иллюминатора. В кармане спинки кресла - рейсовый ежемесячный журнал "KLM". Традиционные материалы о путешествиях, товары беспошлинной торговли, музыка, видео, программа и... надо же, кто бы мог подумать - Антон Корбайн, один из весьма интересных современных фотографов.
Антон Корбайн (Strijen, 20 mei 1955) родился в Голландии в набожной семье протестантского священника и медсестры. Первые одиннадцать лет своей жизни он провел в маленькой деревушке, затерянной на одном из островов Северного моря, после чего перебрался на континент в деревушку побольше.
Началом карьеры Корбайна, как фотографа, можно условно назвать 1972-73 годы, когда он, будучи подростком, брал отцовский фотоаппарат и отправлялся на концерты под видом фотографа. Местные издания охотно публиковали его работы. Первой серьезной работой в качестве фотографа можно назвать сотрудничество Корбайна с нидерландским журналом о поп-культуре "Oor".
В 1979 Корбайн перебирается в Лондон. Возможно, окончательное решение посвятить себя музыкальному видео и фотографии Корбайн принял под влиянием творчества "Joy Division". Не случайно, одной из первых его работ стала фотография кумира Корбайна - Яна Кертиса, ставшая известной уже после смерти последнего.
Тогда же - в 79-м Корбайн начинает работать в "New Musical Express" Его первые фотографии "очень черно-белые" и "очень документальные".
Корбайн признается, что в то время не осмеливался просить людей менять позы. "О съемке Дэвида Боуи я скажу таким образом - не моя заслуга в том, что и как он выполнял перед объективом". Однако уже тогда сформировался его "фирменный" подход к фотографии - классический фотопортрет, изображающий "...скорее идею, чем самого человека".
Боно в одном из своих интервью о фотографе как-то скажет: "Что касается "U2", то мне всегда казалось, что Антон фотографировал песни, а не нас". Именно поэтому Корбайн предпочитал работать с музыкантами: "В отличие от актеров, музыканты - самодостаточны, они не должны играть роль. Их изображение- продолжение музыки, которую они играют".
Корбайн не из тех фотографов, которые тащат за собой горы оборудования. Все, в чем он нуждается - две камеры "Hasselblad" (501CM и 503CW) и три линзы (60, 80 и 120 мм). Его философия очень проста: Не надо никакой треноги, никакой студии - только дневной свет и переносная камера.
А сегодня Корбайна уже называют икономейкером (англ. "icon-maker"), и есть за что: Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Мартин Скорсезе, Фрэнк Синатра, "U2", "REM", Бьорк, Лучано Паваротти, Уильям Берроуз, Стивен Спилберг, "Depeche Mode" - далеко не полный перечень звезд, позировавших перед объективом Корбайна. Невероятное количество обложек к дискам, из которых фотографический ряд для группы "U2" - и вовсе отдельная история: сколько эти четверо существуют, столько Корбайн с ними и работает. Альбомы "War", "Unforgettable Fire", "Rattle&Hum", "Joshua Tree" и "Achtung Baby". Это ничто иное, как их визитные карточки группы.
Если говорить об Антоне Корбайне как о режиссере видеоклипов, то, похоже, аналогов ему не найти. Для кого только он не снимал - "Art of Noise", "Joy Division" ("Atmosphere"), "Danzig", "U2" ("One" и "Please"), "Metallica", Ник Кейв, Брайан Адамс ("Have You Ever Really Loved A Woman"), "Roxette", "Nirvana" ("Heart Shaped Box"), "Red Hot Chili Peppers" и, конечно, "Depeche Mode".
К сегодняшнему дню у фотографа опубликовано восемь книг. Открывает список публикация 1991 года все о тех же "Depeche Mode" - "Strangers". Однако наиболее известными являются ретроспективные "Famouz" (1979-1988) и позже "Star Trak" (1989-1996). По работам из второй фотографа, по всей видимости, и стали называть икономейкером. Лаконичные портреты, все в формате шесть на шесть и в специфическом тогда литографическом исполнении (кстати, фотографический мир "заболел" подобной техникой вот именно с подачи таких, как Корбайн). Известные портреты Бьорк, Клинта Иствуда и Паваротти, рука Джона Ли Хукера (лучшего о Хукере, похоже, уже и не придумать), профили Терлингтон и Кэмпбелл, натужно орущий Генри Роллинз и многие другие - это как раз из книги "Star Trak". еще одно издание - "Strippinggirs: фотография и живопись. Стриптиз". В этой совместной двухлетней работе с художницей Марлен Дюмас Корбайн выступил с неожиданной для себя стороны, так как публикация по тематике явно отличается от всех предыдущих. Но не надо видеть в этом никакой претензии на сверхуникальность. Это просто проект двух художников. "В нем нет ничего документального, и это никоим образом не сравнение двух видов искусства, а просто два человека, которые взялись за одну тему, каждый по-своему".
Eigen website.Achtergronden film Control.