В этом посте не будет ни одной фотографии. Не из-за отсутствия фотоматериала, а лишь потому, что иллюстраций этот текст в моем понимании не требует. Он рассчитан на людей читающих и думающих, а для людей просматривающих я сделаю отдельную фотогалерею, чтобы не загромождать визуальный ряд досадными кусками текста. Кроме этого, достаточное количество фотографий из Беларуси, чтобы составить впечатление о стране, можно найти и в интернете, вне моего журнала.
СТИПЛОСТЬ И ПОРАДОК
Попытка системного анализа белорусского феномена
Эти два слова, наверное, достойны того, чтобы быть помещенными в качестве девиза на национальный герб Беларуси, потому что, по моему скромному мнению, они неплохо характеризуют страну. Уж во всяком случае, намного лучше, чем аналогичные девизы других стран, например, Freedom and Justice (Свобода и справедливость) на гербе Сьерра-Леоне или знаменитое Liberté, égalité, fraternité (Свобода, равенство, братство) на гербе Франции. Впрочем, в таком виде, как они вынесены в заголовок, эти слова использоваться в качестве геральдического посыла никак не могут, ибо слова «стиплость» и «порадок» ни на одном языке мира, включая даже белорусский, ничего не означают. Они специально адаптированы для понимания русскоязычными читателями. Оригинальный белорусский вариант звучал бы «Сцiпласць i парадак», но до конца перевести эти термины на русский - значило бы потерять национальный колорит, а использовать их в оригинале вообще не стоит. Тем более, «сцiпласць» нельзя стопроцентно перевести ни на один язык мира, а «парадак» визуально очень напоминает «бардак», хотя является его антонимом и полной противоположностью бардаку.
Сами белорусы пытаются передать понятие стиплости русским словом «скромность», хотя много нюансов при этом переводе будет утрачено. Стиплость - это не просто скромность, это скромность естественная, природная, присущая только белорусам и никому больше. Это полное отсутствие понтов и стремление ничем не выделяться из массы друзей и знакомых, чтобы этих друзей не потерять. Это умение довольствоваться малым при самых больших возможностях, причем не из соображений аскетизма и не для того, чтобы избежать кривотолков, зависти и преследований, а просто по природной склонности белорусского характера. Это естественная сдержанность, впитанная с молоком матери и с соками неброской, скромной, но очень душевной и приятной белорусской природы. Да! Пожалуй, слово «сдержанность» подойдет для перевода понятия стиплости чуть лучше, чем «скромность», но до конца его все равно не передаст. И скромность, и сдержанность может быть вынужденной, когда человеку приходится делать над собой усилие, чтобы выглядеть скромно и сдержанно, а по своей природной склонности он разошелся бы не на шутку. Белорусам этих усилий делать не нужно, а гости из других стран, не имеющие понятия о стиплости, толкуют ее совершенно превратно. Настолько превратно, что я считаю своим долгом чуть больше рассказать о стиплости и порадке. А поскольку в двух словах об этом не расскажешь, чуть ниже вы найдете несколько иллюстраций к этим сложным понятиям, которые не могли появиться нигде, кроме Беларуси. Но сначала - несколько слов о том, ПОЧЕМУ они появились.
Истоки
Беларусь - страна на удивление моноэтническая. По всей стране живут почти исключительно белорусы, которые заселяют также приграничные районы Польши, Украины и России. Разница между восточными и западными белорусами очень небольшая. Генетически они почти чистые славяне, в отличие от россиян и украинцев. Даже те россияне, которые считают себя русскими (и, в свою очередь, представителями народа-вождя всех славян), славянами не являются. В них гораздо больше финно-угорской крови, чем славянской, и славянские гены являются всего лишь такой же примесью к ней, как гены тюркские и монгольские. В украинцах славянской крови побольше, но и финно-угорской все равно почти столько же, а половецких и ордынских кровей в Украине в разы больше, чем в России. Очень уж часто проходили через легкодоступную территорию Украины завоеватели всех мастей и волны переселений народов. В то же время территория Беларуси никогда не была захвачена печенегами и половцами и никогда не входила в Орду - монголо-татарское войско просто не пошло туда, вот и все. Да и что им там было делать? Непролазные белорусские пущи и болота могут отпугнуть кого угодно. Там не пройдет не только всадник-степняк, но и пеший воин, родившийся в краях, где горизонт составляет не 3-4 метра, а намного больше.
Даже в Великую Отечественную Беларусь была завоевана формально. Враги продвигались по долинам рек, освоенным людьми сельскохозяйственным угодьям и немногочисленным лесостепным участкам, а в распоряжении коренного населения оставались бескрайние леса. Само собой, белорусы, эти прирожденные лесовики, просто ушли в эти леса. И, будучи от природы упрямыми и непримиримыми, устроили активную партизанскую войну, которая внесла огромный вклад в разгром фашистов. Белорусские и украинские партизаны постоянно подрезали вторгшемуся далеко на территорию СССР врагу подколенную жилу, а карательные экспедиции гитлеровцев были обречены, потому что немцы, рожденные в совсем другом ландшафте, не понимали леса и не могли в нем ни передвигаться, ни ориентироваться.
Так лесовики-белорусы остались практически первозданными славянами, реликтовым, изолированным лесами и болотами, народом, умудрившимся за многие столетия не смешаться ни с какими пришельцами. У этих людей совершенно особый, уникальный характер, для полного понимания которого нужно быть белорусом. У них особые склонности и устремления, свои собственные ценности, часто не согласующиеся с общеевропейскими и общемировыми. И по этой причине белорусов неоправданно жалеют посторонние наблюдатели. Европа имеет нехорошую привычку соваться со своими европейскими ценностями в дела других суверенных государств, и искренне убеждена, что на территории от Атлантики до Урала возможны только две точки зрения: европейская и неправильная. При этом экспортеры ценностей и мысли не допускают, что европейские порядки могут быть для некоторых народов и неприемлемыми, и нежелательными. Хотя бы потому, что свой собственный ПОРАДОК и милее им, и привычнее.
Представьте, например, некую гипотетическую страну, все жители которой ведут род от одного племени и имеют патологическую страсть к синему цвету. Страсть естественную, никем не навязанную, и распространенную только среди этого племени, потому что в жены они испокон веков брали или своих дев, или женщин соседних племен. Ну нравится им синий цвет, и все тут. Они красят в синий цвет волосы, одежду, обувь и снаряжение, и они счастливы. Потом появляется в этой стране наблюдатель ООН и хватается за голову. «О Боже! - думает наблюдатель. - Какие несчастные люди! Жестокий царь заставляет их всех ходить в синем! Это нехорошо, недемократично, не по-европейски! Люди должны иметь право одеваться так, как они хотят, а не так, как их заставляют!» После этого в стране появляются товары всех остальных цветов и проповедники свободы и демократии.
Проходит несколько лет. Жители страны продолжают ходить в синем, чужеземные товары не покупают, проповедников из-за своего природного дружелюбия слушают, но не внемлют им, и ничего в стране не меняется. Возвращается наблюдатель ООН и хватается за голову снова, попутно вырывая несколько седеющих волосков. «Ой-ёй-ёй! - горюет наблюдатель. - До чего же страшна судьба этих людей! Наверное, их царь - чудовищно жестокий тиран и деспот, и держит их угрозами и казнями в таких ежовых рукавицах, что они не смеют и мыслить по-другому! Надо разделаться с этим царем, ведь его люди достойны того, чтобы приобщиться к европейскому счастью!» Состав проповедников меняется на более квалифицированный. Проповедники сеют семена недоверия к царю и пытаются приобщить народ к ценностям свободы, демократии и других цветов одежды в усиленном режиме.
Проходит еще несколько лет. Люди по-прежнему ходят в синем и любят своего царя. Наблюдатель появляется еще раз, теребя остатки седых волос на голове, видит все это и поднимает руки для того, чтобы крепко схватиться за голову и полысеть окончательно, но не успевает воскликнуть «ой-ёй-ёй», как перед ним возникает суровый царь в синем мундире. Царь дает хорошего пинка и наблюдателю, и всем проповедникам, вышвыривает их из страны и продолжает управлять своим счастливым народом, по-прежнему одетым в синее не из-за боязни, а лишь потому, что нравится им этот цвет. Наблюдатель и проповедники, потирая ушибленную жопу, являются в Европу и сообщают, что это какая-то загадочная страна. Негостеприимному царю запрещают появляться в Европе, а его подданных по-прежнему жалеют, хотя уже и с некоторой опаской и с вращениями пальцем у виска. Но ни царь, ни рядовые граждане загадочной страны этим не обескуражены. Они хором машут демократизаторам на прощание синими платочками и продолжают жить счастливой жизнью, как ни в чем не бывало.
Ну как, ничего не напоминает?..
Белорусский народ, белорусская культура и белорусские традиции зародились, выросли и окрепли среди дремучих лесов и бескрайних топей, а из-за отсутствия перемешивания с другими народами сохранились до сих пор. Именно там, среди лесов, появились и стиплость, и порадок.
В густом лесу вождь племени и другой человек с высоким статусом мог пользоваться среди сородичей только высоким уважением. Ни жилище его, ни одежда не выделялись среди других - в этом просто не было смысла. Члены племени и так знали, что этот, скажем, старец Добромысл достоин всяческого почитания, а гостей из-за непроходимой природы бывало у племенного костра так немного, что для них Добромыслу не нужно было подчеркивать свой статус. Дом Добромысла тоже был виден с расстояния не более полета стрелы и представлял собой такой же сруб, как и у остальных. Это в степи с ее широкими горизонтами хан или князь мог построить терем на пригорке, который виден за много верст и при виде которого каждый проезжий понимал: здесь живет вождь. Это на базаре или на вечевой площади богато одетый вельможа или шлемоблещущий воевода производит впечатление своим нарядом или доспехами. А в лесу все едины и все незаметны, и статус каждого зафиксирован только в сознании соплеменников и зарабатывается поступками, а не внешним видом. Так родилась СТИПЛОСТЬ.
Лес и болото - среда довольно враждебная. В лесу (имеется в виду не современный, а древний лес) полным-полно диких зверей - медведей, волков, кабанов, туров, и звери эти никакого почтения к живущему в лесу человеку не испытывают. В лесу растут не только съедобные грибы и ягоды, но и ядовитые, поэтому все люди должны хорошо знать их и уметь отличать. Над лесом проносятся грозы и бури, вековые деревья часто падают куда придется, удары молний приводят к тому, что в лесу бушуют пожары. Топкие трясины тоже не слишком благосклонны к человеку, их надо хорошо знать, ибо один неосторожный шаг - и лишь пузыри на поверхности болота напоминают о том, что в племени недавно было на одного члена больше… Поэтому человек должен предпринимать все меры к тому, чтобы обезопасить свои жилища, своих сородичей, жен и детей. И не каждый в отдельности по своему усмотрению, а все племя единообразно, иначе оно погибнет в неравной схватке с могучими силами природы. И разрабатывать единые для всех меры должен самый уважаемый в племени человек - вождь, а контролировать принятие этих мер будут специально предназначенные для этого люди, подотчетные вождю. Иначе в одном месте лиса утащит курицу, в другом волк унесет играющего ребенка, в третьем сгорит изба, в четвертом юная девушка утонет в болоте или отравится поганками, а еще где-нибудь упавшая сосна зашибет волхва… Так родился ПОРАДОК.
Прошли века. Белорусы давно вышли из лесов, но сохранили и некоторое недоверие к чужакам, и некоторую племенную замкнутость, и стиплость, и стремление к порадку. Людям, воспитанным в других традициях, порой трудно приспособиться к жизни в Беларуси. Они удивляются непонятной для них стиплости и возмущаются существующими порадками. Мне тоже многие вещи в Беларуси показались необычными, непонятными и нелогичными. И лишь после того, как я «пропустил через себя» краеугольные понятия «стиплости» и «порадка», на которые здесь опирается все или почти все, эти же вещи стали совершенно логичными и понятными. Хотя и остались необычными, присущими только Беларуси и ни одной другой стране мира.
Жилищные условия
Живут белорусы скромно. Обычная белорусская деревня - это скопление довольно однообразных одноэтажных домиков, чаще деревянных. Нигде из массы непримечательных строений не торчат вызывающие особняки на грани дворцов, нигде не высятся зубцы, пагоды и готические шпили, нигде нет той расфуфыренной цыганщины, которая порой радует, порой режет глаз в пригородах российских и украинских мегаполисов. Не встретите вы на белорусских дорогах и роскошно отделанных увеселительных загородных заведений - ни притонов гостиничного вида, ни ресторанов, на первый взгляд похожих на загородную резиденцию сильных мира сего. Все придорожные ресторанчики и мотели, которые попадаются нередко, выглядят очень скромно и неброско, до того неброско, что незнакомые с белорусским образом мыслей гости никак не могут решиться остановиться или пообедать в одном из них. Потому что - СТИПЛОСТЬ. И лишь когда время перевалит за полночь или желудки подведет от голода, приезжий рискнет остановиться на ночлег или на обед в очередном скромном заведении - и окажется, что здесь вполне можно неплохо перекусить или поспать. Без шика и неразумной роскоши, но с комфортом для тела и без риска для желудка.
Домики в селах хоть и неказистые, но очень аккуратные. Покосившихся, непокрашенных, ржавых и развалившихся любым другим образом или нет, или считанные единицы. Возле домиков чисто и опрятно, на окнах висят аккуратные занавесочки, у крыльца каждого разбит симпатичный цветник. Грязи и даже скотского навоза на сельских улицах, в отличие от сел сопредельных государств нет, хоть коров на лугах полно; то ли убирают за ними, то ли, что более вероятно, не водят на пастбище через главные улицы. Потому что - ПОРАДОК.
Неоправданных украшений и прочих архитектурных излишеств днем с огнем не сыщете. Даже многоквартирные дома в Минске не щетинятся спутниковыми тарелками и кондиционерами, так что гулять по улицам, особенно вечерним, сплошное удовольствие - прекрасно подсвеченные фасады радуют глаз, и ничто не портит безупречно выдержанного на центральных улицах Минска стиля соцреалистического барокко. Ни один короб кондиционера не нарушает гармонию минских улиц. Стиплость это, порадок или просто более холодный климат - не знаю. Наверное, все вместе.
Продукты
Беларусь - уникальный производитель продуктов питания. Во всем мире есть компании, пользующиеся заслуженной репутацией лидеров, и все остальные, продукцию которых покупают менее обеспеченные или менее переборчивые граждане. Белорусские стандарты на производство продуктов питания настолько строги, что у производителей не получается, даже при желании, сэкономить и удешевить себестоимость продуктов. Никто не позволит им пихать в еду заменители мяса, растительные жиры и прочее ГМО.
За последние годы сама Беларусь стала брендом. В городах Украины можно увидеть бесчисленное множество киосков «Белорусские продукты». Заметьте: нигде не упоминаются названия фирм-производителей, хватает лишь страны происхождения. И все, хоть раз попробовавшие отовариться в этих киосках, знают: продукты здесь хорошие. Не всегда дешевые, но неизменно отличного качества. И гарантом этого качества является значок «СтБ», означающий, что продукт сделан по стандартам Беларуси, а название компании-производителя вторично. Сыры, колбасы и молочные продукты разных фирм слегка отличаются нюансами вкуса, но вообще можете смело брать и незнакомый белорусский продукт, и он вас не разочарует. Потому что - ПОРАДОК.
За любое нарушение технологии в Беларуси карают так строго, что об этом никто и не помышляет. Мясные продукты делаются по старинке, из мяса, молочные - из коровьего (а не кокосового или пальмового) молока, сладости - из муки, какао и сахара, а не из более дешевых саго, сои и аспартама. Потому и стоят белорусские продукты обычно немного дороже украинских, но они не могут стоить дешевле! Попробуйте произвести несложные подсчеты. Килограмм сырого мяса стоит 50-70 гривен. Это не обсуждается, и подделывать сырое мясо пока, к счастью, не научились. Из килограмма мяса получится примерно две банки тушенки, максимум две с половиной. Мясо это нужно сварить, чем-то приправить, закатать в банки, оплатить множество производственных расходов (электроэнергия, вода, аренда земли, оплата труда персонала вплоть до не участвующих непосредственно в производства секретаря и главбуха) да еще по возможности учесть в ценообразовании небольшую прибыль предприятия, а после окончания производственного процесса доставить консервы в магазин. Ну и как, скажите на милость, банка тушенки с учетом всего вышеперечисленного может стоить 17 гривен?! Неизбежный вывод: там нет мяса. Могут быть следы недорогих субпродуктов животного происхождения - хвостов, ушей, половых органов и соединительной ткани, но того мяса, которое в супермаркетах продается в считанных метрах от полок с тушенкой, в нем определенно нет. В белорусской же тушенке, а равно и в колбасах, настоящее мясо есть, и составляет ровно тот процент, который предусмотрен ГОСТом. Если его там вдруг не окажется в требуемом количестве - полетят головы самого высокого уровня на мясокомбинатах. Потому что - ПОРАДОК. И цена белорусской тушенки вполне логична - порядка 35-40 гривен за банку. И она того стоит! Та же ситуация с сырами, маслом, кефиром и всем остальным, что производится в Беларуси, включая не совсем пищевые продукты, например, косметику и сигареты. Цена их всегда соответствует качеству, а качество самое хорошее. Так что, если вы увидите значок соответствия стандартам Беларуси на любой упаковке любого товара - можете не колебаться.
Животноводческие продукты в Беларуси настолько обскакали по качеству изделия соседей с юга, что на пограничной таможне строго спрашивают, не везут ли проезжающие колбасу. Изобретена даже по такому случаю специальная болезнь - африканская чума свиней, наследник коровьего бешенства, птичьего гриппа и прочих выдуманных хворей, и устрашающими плакатами пестрят будки на украинской границе. Почему зараженные африканской (подчеркиваю - африканской!) свиной чумой продукты должны производиться в Беларуси и как вообще эта болезнь (даже если предположить, что это не миф) сможет преодолеть белорусский порадок, об этом не сообщается.
Ладно уж, оставим импорт белорусской колбасы в Украину владельцам киосков, пусть ищут лазейки. Но ввозить белорусские конфеты пока никто не запретил, наверное, потому, что никак не могут выдумать правдоподобное заболевание вроде туберкулеза какао или сифилиса конфетных оберток. Поэтому провозить их пока можно, и я считаю, что даже нужно. Самые знаменитые белорусские кондфабрики - минская «Коммунарка» и гомельский «Спартак». Ассортимент продукции обеих очень велик, а качество шоколада и начинок для тех, кому за тридцать - очень ностальгическое. Закройте глаза, положите в рот конфету родом из Беларуси - и вы сразу перенесетесь в далекое детство…
А вот напитки в Беларуси неоправданно дорогие, причем не только спиртные, но даже безалкогольные. Не могу объяснить, почему - водой природа Беларусь отнюдь не обделила. А дороговизну спиртного объяснить несложно, ведь так повелось со времен очень уважаемого белорусами Советского Союза. С пьянством нужно бороться высокими ценами - и это правильно, хоть себестоимость спирта и составляет сущие копейки.
Дороги
Качество белорусских дорог давно вызывает зависть у бывших соотечественников по СССР. Одну из двух русских бед белорусы точно преодолели. Российским и украинским дорожным службам состояние белорусского асфальта - как кость в горле. Если бы в Беларуси не было отличных дорог, полностью соответствующих своим собратьям из Европы, любители отпилить кусочек дорожного бюджета в свой карман могли бы по-прежнему ныть и сетовать на погоду, снежную зиму и вообще на тяжелые климатические условия средней полосы. Пока наши дороги сравнивались с дорогами Египта или Эмиратов, так и было. Но в Беларуси-то зимы такие же, а дороги на порядок лучше. Вернее, не на порядок, а на ПОРАДОК, которого так не хватает при строительстве дорог в тех странах, где по-прежнему две беды…
Дороги, конечно, приходят в негодность и в Беларуси. Но за счет более добротной кладки разваливаются они позже, чем в России или Украине, а за счет ПОРАДКА чинить их начинают на годик-другой раньше. Не далее чем неделю назад мне пришлось ехать по дороге между Гомелем и Минском. Дорога эта находилась в том состоянии, которое у нас считается «вполне нормальным», то есть без метровых колдобин, но уже с заметным процентом латок, швами и прочими прелестями зарождающегося деструктива. Если ездить без боксерской капы в зубах по такой дороге еще будет можно несколько лет, то пить воду из бутылки на скорости уже затруднительно. И что же? Уже чинят, причем не крохотными кусочками, как у нас, а очень массово - чуть ли не по всей длине! Никогда не видел столько самосвалов, катков, грейдеров и экскаваторов на одной-единственной трассе; столько, пожалуй, во всей Украине не наберется. И все усердно работают, чтобы через пару месяцев не только воду из бутылки можно было пить за рулем, но и полную чашечку кофе на торпеду поставить, и она не расплещется. Потому что - ПОРАДОК.
Машины же по этим отличным дорогам ездят самые обыкновенные, в основном среднего класса - небольшие «Рено», «Фольксвагены» или «Тойоты». Редко-редко покажется BMW или Mercedes, да и то, как правило, не последней модели, а встретить в Беларуси Porsche, Brabus или Bentley - что-то из разряда фантастики, хотя салон Bentley в Минске есть. Так же редко встречаются и одры - старые «Жигули», «Запорожцы» и «Москвичи». Их очень мало, потому что белорусы - вовсе не мазохисты и не аскеты, и поменяют такого одра на что-то более комфортное при первой возможности, а возможность эта у них обычно есть. Почему же нет у них самых элитных и роскошных машин? Правильно, потому что - СТИПЛОСТЬ. И еще потому, что нормальный белорус отлично понимает, зачем нужна машина повышенной проходимости или повышенной вместительности, но не может взять в толк, на кой ляд ему машина повышенной престижности или статусности, а также какой-нибудь адский спорткар, за езду на котором в полную силу всех его лошадей он немедленно схлопочет от стражей ПОРАДКА преизрядный штраф.
А стражи здесь не дремлют, причем стараются, чтобы правила дорожного движения соблюдали все, кто в них упоминаются, то есть не только водители, но и пешеходы. В Украине можно переходить дорогу в неположенном месте под самым носом у гаишной машины - они и бровью не поведут. Может быть, кто-то это назовет демократией, но для белоруса - это просто-напросто «непорадок». Правила есть, и соблюдать их должны все, потому что - ПОРАДОК.
В Минске я перешел, по обыкновению, улицу где попало, и был остановлен проезжавшей мимо милицейской машиной. Стражи порадка были настроены вполне решительно и собирались оштрафовать меня за переход улицы в неположенном месте на сто тысяч рублей, и лишь принимая во внимание происхождение, иностранный паспорт и полную несознательность, ограничились устным предупреждением и строгим размахиванием указательным пальцем. Я сначала был в легком шоке от ситуации, в потом понял, что…
В чужой монастырь со своим порадком…
…правильно, не суются. Поэтому белорусских туристов очень любят за границей (там, где умеют отличать и вообще знают, где находится Беларусь). Они не качают прав, не устраивают скандалы, а просто тихонько приспосабливаются к чужим обычаям, понимая, что каждая страна имеет право установить свой собственный порадок, а гостям лучше его соблюдать, чем с ним бороться.
В то же время иностранные туристы в Беларуси так возмущаются существующим порадком, что вообще предпочитают сюда ездить только по крайней необходимости. Да они и стиплости не понимают, а все время стараются мерить Беларусь своими мерками. Давайте попробуем представить, как выглядит эта вполне благополучная на самом деле страна со стороны, глазами европейца. Кстати, вы помните притчу о синих одеждах?
Итак… Ровные дороги, хорошие продукты - неплохо. Но ведь так и должно быть, поэтому на это не обращаем внимания. Убогие хатки, скромные машинки - пора бить тревогу! Белорусы не могут себе ничего позволить! У них отбирают шанс оставаться самими собой! Это нищая страна, изнывающая под железной пятой диктатора! Здесь все запрещено, нет никакой свободы и демократии! Люди теряют индивидуальность! И так далее, и тому подобное… А попробовал бы такой любитель делать поспешные выводы спросить у первого встречного белоруса, почему он ездит на небольшой машине и живет в одноэтажном домике - и белорус бы лишь недоуменно пожал плечами… Покупать «Феррари»? А зачем? Ездить быстрее 120 км/ч по дорогам Беларуси негде. Строить пятиэтажные дворцы с пентхаузом? А зачем? В трехкомнатном домике вполне неплохо живется, да и возни с ним меньше. Иметь свободу слова и право ругать на каждом шагу президента? А зачем?! Мой президент вполне меня устраивает, он такой же белорус, как и я, и точно так же понимает термины «стиплость» и «порадок»…
Ходят также мутные слухи, что в Беларуси невозможно делать бизнес. Да нет, возможно. Белорусские предприниматели этим и занимаются. Делают бизнес и зарабатывают неплохие деньги. Вот только не кичатся этим на каждом шагу и не вопят своими нарядами, хоромами и автомобилями о своей успешности. Причина все та же - стиплость. В скромных офисах, обставленных а-ля проектный институт конца прошлого века, ворочают миллионами далеко не белорусских рублей и прячут деньги в ящик обшарпанного стола, но отличить миллионера от рядового сотрудника порой не так-то просто.
Куда же тратят белорусы заработанные ими деньги? Ну, во-первых, никого, кроме них, интересовать этот вопрос по идее не должен. А во-вторых, кроме ценностей общества потребления, существуют и другие ценности. Белорусы очень любят путешествовать, например. А еще я заметил, что в Беларуси гигантское количество центров азартного времяпрепровождения. Минск по количеству казино вряд ли уступит признанным мировым грандам - Монте-Карло или Лас-Вегасу. Каждый вечер скромные люди, одетые в пиджак не от Ив Сен-Лорана, а от мастерской индпошива спускают и выигрывают огромные суммы, и выходят из казино такими же скромными, сдержанными и стиплыми, как и заходили. А те, кому стиплость или, что чаще, порадки надоели, открывают свой бизнес в соседних странах и живут там так, как им нравится. Вы себе не представляете, какой большой процент украинских компаний принадлежит белорусским владельцам! Поинтересуйтесь вопросом, и вы сильно удивитесь…
В Беларуси можно делать все, что угодно - почти ничего не запрещено. Но многое так усложнено, что делать этого не захочется, а нарушать, даже по мелочам, уж точно не стоит - наказание последует серьезное. Например, на подъезде к белорусской границе стояла страшная очередь из российских и белорусских пляжников, возвращающихся с отдыха на Черном море (им бы надо на лето отдельный коридор устроить, чтобы они пересекали украинско-белорусскую границу без всякого оформления). За девять часов стояния в этой очереди у нас закончились сигареты. Я спросил у белорусского пограничника, можно ли купить где-нибудь сигарет. «Можно, - ответил человек в форме. - За пограничным постом магазин есть. Но вам нужно будет оформиться как пересекающему границу пешеходу и поменять в банке деньги (он работает и ночью). Потом, когда купите сигарет, пересечете границу еще раз. Только не забудьте сделать отметку в паспорте и на входе в Беларусь, и на выходе из нее». Потому что - ПОРАДОК. Само собой, за сигаретами никто не пошел.
За десять лет до этого случая я тоже пересекал белорусскую границу и видел еще более удручающее проявление «порадка». При выезде из Беларуси (не при въезде, именно при выезде!) нужно было сделать копию какого-то документа, сейчас уже не вспомню, какого. Копию девушка в предназначенном для этого окошке мне сделала мгновенно, без всякой очереди. Но оплатить эту крохотную услугу наличными я не мог - ПОРАДОК. Для оплаты (сумму за ксерокопию одного листка можете себе представить) мне нужно было подняться на третий этаж, найти там отделение банка, заполнить бланк, внести смехотворные деньги и получить квитанцию. Банк был закрыт на обеденный перерыв. Таким образом, для того, чтобы вырваться, наконец, с границы, мне пришлось подождать еще минут пятьдесят. Надо ли говорить, что отделение банка открылось секунда в секунду? И так во всем. Подобные мелочи белорусского делопроизводства, конечно, могут вызвать возмущение и раздражение, но если хорошо подумать, то ведь из таких мелочей складывается система. А преимущества белорусской системы вы уже увидели…
P.S. И не подумайте, пожалуйста, что я идеализирую Беларусь. Вовсе нет. Я не хотел бы там жить. Мне не очень нравится белорусская природа, мне не нравится, что белорусские повара из великолепных продуктов готовят очень уж «стиплые» блюда, да, в конце концов, разгильдяйство и большее количество степеней свободы мне гораздо милее и ближе белорусского порадка. Я другой, и в Беларуси я до конца своих дней остался бы чужим. Но я не понимаю, зачем пытаться насильно навязывать белорусам ненужные им права и свободы и отбирать у них право на стиплость и на порадок? Этого я совершенно не понимаю. И никогда не пойму.