Обо всем этом я уже писала во многих предыдущих постах, но хочу тезисно собрать здесь все вместе.
Весна 13-го года. Воспитатель впервые попросила нас, чтобы папа больше разговаривал с Юми, чтобы она чаще слышала японский язык. Потому что с переходом в младшую дошкольную группу недостаточность ее словарного запаса и понимания речи стала особенно заметна.
Лето. Уже другая воспитательница осторожно подошла ко мне с вопросом: "А так ли уж важен ребенку русский язык? Если вы в данный момент живете в Японии, и подруги вокруг тоже только по-японски разговаривают." Напирала на то, что страдает в первую очередь ребенок, имея проблемы с общением. Договорились в итоге, что понаблюдаем до 4-х лет, а там будем решать.
Осень. Детский сад не дожидается четвертого дня рождения, а рекомендует нам обратиться в городской консультационный центр речевого и психического развития.
Зима. В конце декабря наконец-то дошла наша очередь на прием. В центре специалисты-преподаватели, но не врачи. По результатам общения с нами, игр и тестов пришли к выводу, что да, кое в чем отставание есть. И было бы хорошо походить на занятия. С тех пор ходим раз в месяц, чаще, увы, не получается, слишком много желающих.
Сразу после визита в центр речь Юми пошла в гору. Видимо, сама по себе. Ежемесячные занятия в центре с января тоже, думаю, процесс подгоняют. Речь несомненно стала лучше: длинные монологи (хотя со страдающим смыслом чаще всего), хорошее двустороннее общение с подружками.
25-го июля сэнсэй в речевом центре устроила небольшой тест. Мол, полгода уже ходите, посмотрим, каковы успехи. Не считая пары заданий, которые Юми проигнорировала (по настроению, видимо), в остальном успехи очень хорошие, подтянулись все пункты. Особенно меня поразило владение ножницами - вырезает идеально, не хуже взрослого, по-моему.
А 28-го июля мы с Ё пошли в сад на ежеполугодовую встречу с основным нашим воспитателем. Первые полчаса мило беседовали, а потом воспитатель нам описала утренний эпизод с Юми. Стрррашный эпизод. :) С этого дня детский сад открыл "купальный" сезон: во дворе установили надувные бассейны. Купаться в них можно только в купальных костюмах, а кто не принес, те в трусиках и маечке возятся на лужайке и освежаются под спринклером. Мы купальную сумку не принесли. Сначала Юми на вопрос воспитателя, есть ли у нее купальные принадлежности, несколько раз ответила "да", надеясь, видимо, что купальник как-то материализуется из воздуха. Время шло, кто-то переоделся в купальник-плавки, кто-то разделся до трусов. И только Юшаня металась, бедная. В итоге пришлось признать, что купальной сумки нет. "Тогда в бассейн нельзя, иди играй так." Ну Юшаня и пошла... и залезла в бассейн. :)
То ли это недоразумение сад особенно впечатлило, то ли оказалось последней каплей, в общем, они решили в тот же день провести с Юшаней тестирование на соответствие развития возрасту, благо, с апреля при детсаде открылись классы коррекции развития, и есть квалифицированный персонал. Тест какой-то крутой, "университетский". По нему физическое развитие Юми вышло на 6,5 лет, дисциплина на 4,7 лет, а все остальное (видимо, все, что касается речи и понимания - иероглифы мне было плохо видно, а на руки результат не давали) в диапазоне 3,1 ~ 3,11 лет. Юми сейчас, напомню, 4,7.
Заведующая сказала, что, мол, это мы еще более подробно не тестировали, возможно, цифры тогда упали бы еще ниже. Так что, родители, пора переходить к серьезным мерам. Надо было нам не ждать этот год, а начать еще раньше. Запишитесь на прием в клинику ментального развития, по результатам приема университетский сэнсэй составит индивидуальную программу для Юми, и будем заниматься в нашем "оранжевом доме" (классах коррекции). Тогда к школе, возможно, успеем все скорректировать. Осталось полтора года, надо спешить. Иначе в школе с первого дня будут большие проблемы.
Не скажу, что я особо расстроилась. Даже почти не расстроилась. Я тут поняла, что у меня нет каких-то особенных требований к ребенку. Ну будет Юми не очень хорошо учиться в школе. Ну не будет иметь высшего образования. Ну и ладно. Главное, чтоб человеком порядочным выросла. И друзей имела. И русский язык знала.
Вчера ходили на прием. Детский сад и центр развития, куда мы ходим, прислали в клинику свои подробные сопроводительные письма. Мы заполнили подробную анкету. Я думала, прием будет долгий. А уложились минут в пятнадцать... Врач, тот самый "университетский сэнсэй" (психиатр-невропатолог, как я прочитала на их сайте), в основном разговаривал с нами, у Юми просто спросил, как зовут, сколько лет, на чем добрались до клиники (на машине? на велосипеде? пешком?), какого цвета машина, как называется группа, в которую она ходит. По всей видимости, свое представление он уже сложил из сопроводительных писем.
Ну и что... "Если так необходимо прямо сейчас поставить какой-то диагноз, то будет, скорее всего, расстройство экспрессивной речи. Сейчас ничего особо делать не надо, ходите в сад, ходите на занятия в центр, если ребенку нравится. Через год-полтора, если останутся вопросы, приходите, мы проведем тест Векслера (шкала измерения интеллекта Векслера для детей). Ну и там посмотрим, что делать будем." - "Что, прямо перед школой?" - "Да, в районе шести лет. А пока смысла нет этот тест делать."
Особое внимание врач обратил на гиперзастенчивость. То, что Юми сильно тушуется в непривычной обстановке и перед взрослыми, "застывает", не может выдавить из себя ни слова, зачастую демонстративно отворачивается (не в смысле "отводит взгляд", со взглядом у нас все нормально). Это, мол, может мешать социализации и учебе. Но сейчас никакие дополнительные шаги не нужны.
И вот я не знаю, это хороший результат или плохой? Наша заведующая сильно сгустила краски? Или это врач несколько пофигистичен? Или он спокоен, потому что такая проблема вполне может рассосаться естественным образом? Или на самом деле все не очень хорошо, но врач тактично промолчал, раз все равно тест делать рано? Где правда?
Порыскала в интернете на предмет "расстройства экспрессивной речи". Выдержки:
Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.
Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера). Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.
Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят самостоятельно.
Вот последняя выдержка мне особенно нравится.
З.Ы. Прямо напротив ментальной клиники расположена Ниигатская горбольница, та самая, в которой мы лежали с РС-вирусом и пневмонией. Зашли туда в булочную (хлеб там пекут наивкуснейший, я помню :)), поднялись на крышу-видовую площадку и слопали все. Юшаня больницу не вспомнила. А потом поехали в торговый центр, где ребенок впервые остался в развлекательной зоне без родителей. Я еще думала помахать вслед, но Юми сразу ускакала на горку. Возвращаюсь через полчаса - носится себе с куклой. Как ты, спрашиваю, играла. "А мы втроем играли: одна девочка и еще одна маааленькая девочка. На нас напал страшный черный черт с голубыми (мама, представляешь, голубыми!!!) глазами. Ух, страшно было." По-моему, проблема социализации, по крайней мере, среди сверстников, пока преувеличена.