(no subject)

Aug 01, 2019 23:13

Наблюдая за некоторыми не связанными между собой событиями, прихожу к выводу (задним числом, довольно очевидному), что понятие окна Овертона работает в человеческой психике тоже.

Человеческое восприятие ограничено. Есть нижний предел, если событие вылетает за него, оно воспринимается как невозможная, немыслимая беда, и вызывает взрыв или полный паралич воли. Есть верхний: если жизнь становится лучше, человек, начиная с определённого момента, перестаёт регистрировать факт дальнейшего улучшения и понимает, что счастлив, и всё.

Это окно внутри человеческой психики довольно подвижно. Когда люди делаются ненасытны, это значит оно двигается вверх вместе с улучшением, недостаточно быстрое улучшение воспринимается как ухудшение. Обратное верно: когда внутри человека открываются способы выживать, не теряя рассудка, во все более худших обстоятельствах, окно сползает вниз вместе с ухудшением общей ситуации. Возможно, где-то существуют объективные пределы этой гибкости, но пока что наблюдения показывают, что разброс довольно велик.​

Поэтому так просто порадовать бедняка, пока он остается беден. Поэтому кувшин благодарности, даже если сделанное добро такого свойства, что изменило всю жизнь человека, в какой-то момент покажет дно. В этом же, очевидно, корень несложной морали всякого Джека Лондона с Кипплингом насчет "хлебни трудностей настоящей жизни, она вздор из головы повышибет": это такие же простые близкие эндорфины как сахара съесть. Поэтому от Гаруна Аль-Рашид до Элона Маска сильные мира сего бродят по базару: этот опыт им как раб, который шепчет на ухо триумфатору "Берегись, чтобы не упасть", только с обратным знаком. Поэтому вся философия, построенная вокруг "цените простые радости" непонятна никому, кто не имел опыта без.

And the fact that it is happening inside your head does not make it any less real, или как там было у Роулинг.​

PS: с интересом выяснил, где точка кипения лично у меня: когда в моей части мира люди ведутся на невольный обман, являющийся результатом дезинформации.

venit mihi in mentem

Previous post Next post
Up