1. Ирина Шевченко с подачи iriska_spb. Осторожно, женское фентэзи. Демоны ее прошлого. Алмазное сердце. [Вкратце]Легкое женское фентези, когда все идет к заведомо понятному хеппи-энду. Заранее понятно, что пострадают только главгады, и только в рамках восстановления справедливости, и это успокаивает.
2. Грегори Робертс. Шантарам. [Вкратце] Это - скорее бестселлер, удачный коммерческий проект, нежели литература как таковая. Много перекличек с другими коммерчески успешными продуктами. Дочитала до конца, потому что переклички создают сильнейший комический эффект. Сюжет книги - превращение Лина (Лингама, "Еблана") в Шантарама ("Человека мира"), то есть история внутреннего развития. Предтеча модно-популярной Гилберт "Есть, молиться, любить", только для мальчиков. Гилберт пишет о поисках себя для хороших девочек, которые имеют возможность поискать экзистенциальные смыслы пару-тройку лет, вырвавшись из тюрьмы семейной жизни и не заморачиваясь вопросом, а что я буду кушать... Эта история - о плохом мальчике, которому приходится бежать из тюрьмы в буквальном смысле слова, и решать вопрос, а на какие шиши пожрать. Как и гг Гилберт, что бы он не делал, хочет он только любви, и в ее поисках тыкается в самых неподходящих людей. Если гг Гилберт ищет опор у духовных учителей с мудрыми тайками, то Лин черпает мудрость у индийских мафиози и из прочих столь же сомнительных источников. В общем, автор в тренде. Индийская фактура этой книги мне не понравилась после "Кима" Киплинга и "Бога мелочей" Арундати Рой. После этих романов смотрится лубком, сделанным по картинкам модного блогера типа нашего Варламова, который не преминул поснимать бомбейские трущобы, проституток и т.п. Почему-то остается ощущение, что ничего кроме этих картинок автор и не видел, а описывает увиденное в достаточно наивной стилистике. С отправки на войну в Афганистан и передел бомбейских мафиозных рынков становится совсем уныло. Повествование приобретает черты плоского комикса. В общем, меня книжка не зацепила. И, видимо, я сильно опоздала с ее чтением, лет эдак на пятнадцать.
3. Чайна Мьевиль. "Город и город". [Вкратце] Это было тяжелое чтение, стилистику Мьевиля я субъективно воспринимаю как мозгодробительную. Это история о городе, физически существующем в одном месте, но при этом поделенным на два разных социальных и правовых города. И существует эта конструкция исключительно за счет "не-видения". Главное в книге не сюжет, а описания, как это существует: Уль-Ком и Бещель, штрихованные зоны, и бреши, возникающие, если живущие в них люди замечают друг друга. Развернутая метафора неравных социальных возможностей, доведенная до гротеска.