Место под солнцем: Беньков и Фешин

Jul 21, 2019 12:17

Вчера на выставку ходили в РусИмп (Музей русского импрессионизма). Это, пожалуй, мой любимый музей про 20 век русской культуры. Он маленький. И выставки там компактные и уютные. Как раз такого размера, что я все картины успеваю понять и запомнить. И все выставки, что я там смотрела, мне понравились. Мы только Бурлюка пропустили, на него ребенок один сходил. Они их делают с сюжетом, в который хорошо укладывается экспозиция. Например: "Мещерин и компания: выход из суеты" или "Жены". "Место под солнцем" - это выставка картин Бенькова и Фешина.

Бенькова я одну картину видела раньше, она хрестоматийная, но не помнила художника.


Фешина видела раньше тоже одну картину, в выставке "Жены", портрет "Миссис Фешиной с дочерью", запомнила с первого раза.


Он мне очень понравился. Кажется, что это натюрморт, на заднем плане которого - какие-то неземные личики юной женщины и маленькой девочки. Будто сотканные из тумана или капель дождя, но при этом видно, что это портрет, и очень похожий, реальных людей. В общем, я пошла на "Место под солнцем", чтобы поглядеть больше картин именно этого художника. Там тот стиль, что гуглить бесполезно. На мониторе такие картины теряют жизнь.

Оказалось, что Беньков и Фешин оба из Казани, вместе учились и работали, и были дружны. Пока Фешин в 1923 году не уехал в Америку, а Беньков в 1928 в Узбекистан. В буклете прямым текстом пропечатан вопрос "кто выиграл". Ясно, что он риторический, и призван всего лишь подтолкнуть зрительскую мысль.

Девочка-экскурсовод рассказывала, что Беньков, мол, оказался зажат в идеологические рамки, а Фешин писал, что хотел. Лично мне не удалось увидеть принципиальной "идеологической" разницы между "Гравером" и "Девочкой племени Таос" Фешина, или "Ударником" и "Татарином-старьевщиком" Бенькова. И то, и то - картины, отражающие жизнь. Жалко, что не было возможности увидеть больше "индейских картин" Фешина. Если вдуматься, это очень забавный выверт судьбы, когда товарищи, принявши старт в Казани, понаписали значительных картин с индейцами и с узбеками. Но Беньков в выставке представлен, по-моему, более показательно, нежели Фешин. Про Фешина остается впечатление, что он был салонным портретистом. Талантливым, безусловно. Но салонным.

Это сугубо личное мнение, если что. Я не искусствовед и даже не претендую. Но огромная просьба не пытаться мне объяснять, чего я не понимаю. Я агрессивно реагирую на самозваных учителей с наставниками. Понимаете лучше меня и единственно верным способом? На здоровье. Наслаждайтесь, не трогая меня за мое неправильное мнение. Собственное мнение с впечатлением мне в любом случае ближе, а чужие поучения, как что надо видеть и понимать - без надобности.


У них в картинах солнце разное. Кажется, истории повезло, что Беньков поехал в Узбекистан, а не в Америку. Может быть, он и писал по соцзаказу. Может быть, это презираемый ныне соцреализм, вдобавок, с заказными сюжетами и темами.


А картин Фешина куратору выставки не удалось собрать достаточно для полного представления о творчестве художника. Договориться с американскими владельцами явно сложнее, чем с картинной галереей Татарстана или Третьяковкой. Но картины Бенькова ощущаются наследием. И солнце в них белое.


Картины, Лытдыбр, люди

Previous post Next post
Up