ЖИВОТНЫЕ НА ВОЙНЕ.

May 11, 2016 20:12


Вы когда-нибудь слышали про противотанковых мышей?
Читая о применении животных во время войны случайно попался на глаза этот рассказ.
Честно говоря, думаю, что это брехня. Но посмеялась от души.



Противотанковые мыши советской России...

Зимой 1942 года, немного придя в себя после разгрома под Москвой, гитлеровцы изменили направление главного удара. Теперь их приоритетной целью стал Сталинград. На защиту города были брошены все возможные силы и средства. В том числе мыши-полевки.
Нужно отнестись с пониманием к высказываниям германских танкистов, о том, что в СССР каждое живое существо было против них, особенно в свете циркуляра, разосланного отделом армейских операций OKH всем армейским группам. Он гласил: "Танковые дивизии на Восточном фронте, которые разместили свою технику в укрытиях в тёплых местах на длительное время, по получению приказа на выдвижение обнаружили, что только 30% их техники оказалась боеспособной. Мыши проникли в танки через технические отверстия и погрызли электропроводку на двигателях".
Штабной офицер с чувством юмора прокомментировал этот документ словами: "Русские мыши!!!!"
В 1942 году в 204 танковом полку 22 танковой дивизии 48 танкового корпуса - из104 танков проводку мыши съели у 62 машин,которые находились в окопах укрытых соломой.
Пауль Карель"Восточный фронт"
Историческая справка: 22-я танковая дивизия была направлена в подчинение 6-й армии, которая наступала на  Воронеж.  В июле 1942 г. дивизия действовала в составе 1-й танковой армии в районе Ростова. В августе 22-я танковая дивизия находилась на реке Чир в 60 км западнее Сталинграда. В сентябре 1942 г. около половины своего состава 22-я танковая дивизия передала на формирование 27-й танковой дивизии.  После окружения 6-й армии в Сталинграде 22-я танковая дивизия вошла в состав оперативной группы «Холлидт».  Дивизия участвовала в попытке деблокации окруженной группировки в Сталинграде. В декабре 1942 г. дивизия была практически уничтожена под Чистяковым.  В 4 марта 1943 г. остатки 22-й танковой дивизии были сведены в боевую группу «Бругстхалер».
7 апреля 1943 г. группа была расформирована,  её личный состав и остатки техники были переданы в 23-ю танковую дивизию.
Читая это впервые, можно подумать, что это просто забавный анекдот с Восточного фронта, но рассекречивание ранее недоступных советских документов и рассказы ветеранов Panzertruppe и Waffen-SS открывают удивительную картину одного из самых секретных "секретов войны". Исследование, начавшееся с советских формирований противотанковых мышей, попутно наткнулось на упоминания о "боевых" операциях котов SS, а затем и на "нерассказанную" историю, что в действительности случилось с расформированными советскими подразделениями собак-подрывников. Это рассказ о животных, действовавших с обеих сторон в ходе кровавой бойни Восточного фронта. Битвы, которые велись в подвалах, на складах и в моторных отсеках танков, вдали от широко известных сражений людей.
В свою очередь американский исследователь Джеймс Лукас в книге «Война на Восточном фронте 1941-45» так же утверждает, что подготовкой хвостатых солдат занимался доктор биологических наук Игорь Коваленко в лаборатории при одном из университетов. Опыты велись еще в 20 исследовательских центрах, но именно он добился лучших результатов.
Формирование первых советских подразделений противотанковых мышей
В ходе начального этапа операции "Барбаросса" в 1941 году, когда СССР оказался в тяжёлом положении, и ожесточённо сражался, пытаясь остановить немецкие армии. Все силы страны, даже, казалось бы, учреждения, далёкие от военных направлений, были мобилизованы для выполнения этой задачи. Одним из таких учреждений был "Центр Исследований Мышей", при Смоленском Университете, возглавлявшийся доктором Игорем Коваленко. Он был пионером применения методов Павлова при обучении лабораторных мышей. Коваленко предлагал использовать обученных мышей для ремонта и обслуживания точных инженерных и механических конструкций (чтобы такие операции можно было проводить без разборки механизма). Но тогда его идею не восприняли всерьёз, а при приближении немецких войск Коваленко был направлен во вновь сформированную школу собак-подрывников. Неудовлетворённый своим новым назначением, специалист по мышам в тайне продолжил свои исследования, но теперь с новой целью - создание противотанковой мыши! Объединив, имевшиеся в его распоряжении, два сектора исследований, он начал свою работу. Вскоре ему удалось убедить высшее начальство, что мышь может стать эффективным противотанковым средством. Мышь, с её способностью проникать в отверстия до 4 раз меньшие по диаметру, чем диаметр собственного тела, и разрушать электропроводку и небольшие детали, была идеальным средством для выведения из строя танков и других механизированных средств. Но существовала проблема: Как доставить мышь к её цели?
Идея решения пришла к Коваленко внезапно. Для этого прекрасно подходили самолёты По-2. Имея малую скорость и бесшумность, они часто совершали ночные вылеты, и атаковали наземную технику противника с низких высот. Эти самолёты вполне могли сбросить мышей Коваленко прямо на технику противника.
После некоторого периода споров и убеждений, в начале апреля 1942 года, Коваленко всё-таки удалось добиться разрешения на проведение пробного сброса мышей на германские танковые части в районе Кирова. Результат, должно быть, впечатлил чинов РККА, так как было дано разрешение на последующие сбросы мышей. Самой успешной атакой мышей был сброс их на подразделения 22-ой германской танковой дивизии 18-19 ноября 1942 года под Сталинградом. Последовавший за этим выход из строя большого количества техники дивизии сыграл немаловажную роль в сражении за Сталинград.
Германский ответ
После удачно проведённой операции, Коваленко исследовал один из повреждённых танков, захваченный советскими войсками. В нём была обнаружена спящей одна из противотанковых мышей.
Тем не менее, безоблачные дни существования программы тренировки мышей были сочтены. Независимо от поступившего из OKH предупреждающего циркуляра (цитата из которого приведена в начале статьи), один из сбитых По-2 дал немцам ключ к разгадке того, что происходит... Таким образом, к концу 1942 года в немецких танковых подразделениях стали использовать котов для борьбы с советскими противотанковыми мышами. Определённое количество котов неофициально даже были поставлены на довольствие. Но только танковым подразделениям Waffen-SS было разрешено иметь в составе своих "Katzesicherheitabteilungen" (KSA - кошачьи подразделения безаопасности) полностью чёрных котов. Внешне эти орущие орды часто выглядели довольно потрёпанными, так как приходилось довольствоваться котами, обитавшими в округе, так как их доставка из Германии была недостаточной. К тому же, при подборе котов в первую очередь руководствовались их охотничьими навыками и способностями как мышеловов, а не внешним видом.
Сразу же после войны, получив информацию о столь экзотической борьбе с техникой противника от пленных офицеров Вермахта и Waffen-SS, на территории своих оккупационных зон американцы и англичане для защиты своей бронетехники от возможных диверсий создали кошачьи формирования (также поставленные на армейское довольствие). Некоторое время спустя англичане создали кабельную изоляцию, несъедобную для мышей, и кошачьи охранные подразделения были распущены).
Каждой собаке свою кость
После сведения на нет успехов своего мышиного легиона, доктор Коваленко был подавлен. До тех пор, пока... его не посетила новая блестящая идея. Собаки-подрывники не оправдали себя. Время, потраченное на тренировку собак-подрывников, не окупило себя, а уже обученные собаки простаивали без дела. Новая идея Коваленко состояла в том, чтобы обеспечить своих мышей при следовании к цели собачим эскортом из числа уже обученных и готовых к выполнению заданий, псов (!!!). Если вместе с мышами осуществить сброс одной-двух собак, то это позволит нейтрализовать котов и позволить мышам добраться до их целей. Это была уже отчаянная попытка сохранить идею противотанковых мышей, но всё же несколько собак для этой цели были выделены. Несколько проведённых акций (в скромных масштабах) имели мизерный успех. Возможно, потому, что новые германские Panzer VI Tiger были практически неуязвимы для мышей - топливные испарения убивали их раньше, чем они могли нанести какой-либо вред электропроводке.
В1943 году СССР уже имел достаточно традиционных противотанковых средств, и не нуждался больше в столь экзотических их вариантах.

PS: Ни о докторе Игоре Коваленко, ни о наличии биологического факультета в Смоленском Государственном Университете ничего не известно.

Не мое. В мире животных.

Previous post Next post
Up