Когда я был маленьким, мы жили в городе Улан-Баторе и по выходным я (юный октябренок), моя мама и моя первая учительница ходили гулять в парк. А после парка заходили в музей масок, посмотреть на искусство аборигенов.
Естественно, когда я оказался в городе Улан-Баторе в более вменяемом возрасте, мне захотелось посетить и парк и музей, ткскзть, поностальгировать чуток. Парк к этому времени уже разгромили и отдали под элитную застройку, а вот музей оказался все еще на месте. Только раньше это был не музей.
В те времена, когда Монголия была феодальным государством (не так давно, как может показаться, речь идет о начале XX века) это был храмовый комплекс Чойджин ламы, верховного оракула Монгольского государства. Сейчас несчастный монастырь со всех сторон поджимают храмы новых религиозных течений (кажись, это религиозное направление называется "
мамонизм"),
а в те далекие недалекие времена это было одно из самых важных культовых сооружений страны. Такой себе монгольский вариант храма Василия Блаженного. После революции монастырь хотели снести, но потом решили преобразовать в музей. За последнее монгольской советской власти - больше спасибо: во-первых, за то, что сюда стащили все ценное добро и из других мест. Во-вторых будет позже.
Весь комплекс состоит из нескольких сооружений. Главный храм - вполне себе типичный, с рядами для монахов и статуей будды Сакьямуни в центре.
В боковых проходах сидят статуи шестнадцати архатов с очень характерными лицами:
- сильно удивленный архат (с брежневскими бровями)
- архат подозревающий (следователь?)
- архат, который не хочет выдыхать
- архат, который в мыслях уже в нирване
- архат, наблюдающий что-то непристойное
Успел сфотографировать только пятерых, так как потом прискакала монгольская дама, требовать денег за поснимать (кстати, обратите внимание какие у меня на всех фото красивые пальцы).
В этом же зале висят танка дхармапал, буддийских защитников веры. Это, если не ошибаюсь, Махакала
а этого я не признал
Тут же можно увидеть маски для церемонии Цам. Вот этот - еще один дхармапала, Бегдзе (бог войны)
Синий старец (очень старый старец)
Но это - не самый интересный храм в комплексе. За главным храмом находится павильон высших тантр (аналог АН СССР), куда в былые времена пускали только посвященных, теперь же за доллар пускают любого туриста (вот за это - второе спасибо советской монгольской власти)
Зал обильно украшен росписями, демонстрирующими что бывает с грешниками в буддийских адах и с врагами веры (то - не букеты лотосов между отрубленными головами, а связки внутренностей)
Для усиления эффекта монгольские мастерицы в технике мягкой игрушки сшили выпотрошенные туши, увитые кишками и прочей требухой
(как тут не вспомнить песню "связянные одной цепью")
Зал плотно набит тантрическими божествами,
но есть и светлые ноты, в лице Ушнишавиджайи
Лирическое отступление: мне интересно, я в детстве видел этот павильон или нет? Что меня пускали в юрту богдо-гегена в летнем дворце, потоптать леопардовые шкуры - я помню точно, но вот про потрошки - не помню ничего.
Остальные павильоны не столь впечатляющи, но более жизнерадостны. Вот, к примеру, павильон в технике, скопированной у китайцев
Ну и чтобы закончить на позитивной ноте - божества долголетия.