Ездила на несколько дней в Летнюю Биологическую школу преподавать микробиологию. До этого опыта у меня - только две лекции в школе, которую я закончила, так что почти и нет. Дело проходило на ЗБСе. Дети приезжают на 10 дней, отдыхают и учатся: 4 предмета, по 5 часов занятий в сутки.
Мучил вопрос: ЧТО можно дать по микре десятилетним детям? И главное - как это что-то растянуть на 12,5 часов, отводящихся каждой группе на один предмет. Но было сказано, что могу показывать и рассказывать что захочу, цель - чтобы детям было интересно. Ну ок, будем соображать.
Приехала туда, звоню узнать инструкции:
- Если ты поведешь детей на экскурсию, и пятеро при этом будут висеть на тебе - не пугайся, это нормально. Если ты будешь идти по лесу и внезапно получишь палкой в лоб - это нормально, они случайно. Если с балкона на тебя выльется кружка воды - это нормально, тебя приняли за кого-то другого.
- Почему ты мне об этом не сказал до того, как я сюда приехала??
- Потому что тогда бы ты не приехала)))
Нарисовалась я там в середине смены, поэтому группа, которая оказалась у меня (7-8 класс) уже половину микры отзанималась. Ну тут мало что можно рассказать, они уже все посеяли, я с ними посмотрела посевы, что-то еще рассказала, и тихонько разошлись. Хотя заинтереснованные были, троим я в итоге, как ни странно, после занятия объясняла синтез белка. Дальше мне дали новую группу (6-7 класс), у которой я вела уже от и до - два с половиной дня. Тут у меня уже был простор для фантазии.
Вообще я к этому готовилась. Прикидывала планы, повторяла материал. Но когда приехала, выяснилось, что самый лучший вариант - это экспромт. Дети разные, группы разные, и ты заранее не угадаешь, что им будет интересно и в какой форме. В общем, ориентировалась по ситуации.
Эта группа оказалась просто чудесной. Хоть иногда приходилось призывать на праках к порядку, тормозить обстреливание друг друга водой из пипеток, пока я с кем-то сижу у горелки, и контролировать пироманов, в целом они умнички.
Понятно, что кто-то приехал просто потусить. Так вот эти ребята сидели и ТИХО занимались своими делами. А вот все остальные... В урок я их включила сразу, т.к. много не рассказывала, а спрашивала, предлагала самим придумать, как бы могло быть, и почему так может происходить. Если понятно, что чего-то они знать не могут, объясняла то, на что можно опираться, а дальше предлагала придумать. Вы не представляете это ощущение, когда ребята с огнем в глазах начинают, перебивая друг друга, сыпать вариантами, радоваться, если попали, удивляться, если в реальности какой-то процесс происходит совсем для них неожиданно. Это был диалог, активная продуктивная дискусия. При этом они постоянно задавали вопросы, и не только уточняющие, но и с формулировкой:"А мне вот интересно...".
И когда перед тобой сидят заинтересованные люди, и у тебя появляется энтузиазм. Рассказала им, что и как сеют, предложила самим придумать, что они хотят. И если предыдущая группа сеяла только почву, с этими ребятами мы смотрели почву, сравнивали воздух и воду из разных мест, делали посевы с рук.
Пример подписи чашек))
Выросло у них все хорошо, но бывает и круче. И я поняла, что мне хочется им показать, какая красотень бывает. Отвела к общественному ноутбуку, открыла альбом у себя в контакте и показывала фотки с универского прака, слушая ахи и отвечая на вопросы. Демонстрация светящихся бактерий тоже, естественно, вызвала восторг))
Ребята сеяли и делали препараты. Ну тут, как я поняла, всем нравится, даже тем, кому вообще все пофиг - засунуть петлю в горелку и смотреть, как она раскаляется, круто.
А пока кто-то стоит у горелки, остальные занимаются живописью. Вот так повернувшись однажды к доске и обнаружив надпись "я люблю микробов", я поняла, что миссия "заинтересовать" выполнена :)
Ну и... дети же :) Первый вопрос, который задали мне девочки, войдя первый раз в кабинет и увидя на столе фуксин, сафранин и т.п., был: "а можно будет волосы покрасить?". Поговорили с коллегой, с вожатой - решили дать поразвлекаться. Так что с последнего урока микробиологии 5й отряд вышел разноцветный))
Как я и опасалась, потом к нам еще пришла половина лагеря за услугами парикмахеров.
Завершающим штрихом в занятии был фильм.
После него я всех отпустила и сказала, что если кто-то хочет еще что-то обсудить - велкам в лабораторию. И (о чудо!) двое пришли! И я им объясняла филогенетическое древо и некоторые другие вещи.
После этих ребят мне определили старший отряд - 10-11 класс. После того, как один шестиклассник у меня спрашивал устройство микробного топливного элемента, а второму я объясняла регуляцию экспрессии генов, мысль о том, что мне вести у старших, вызывала у меня, мягко говоря, легкую панику. Просто я боялась, что окажусь тупее, чем они. Но опасения мои оказались напрасными. Им просто нафиг ничего было не нужно. Хотя, может, это на фоне предыдущей группы, но мне казалось, что им было не интересно. Но к ним уже и подход другой, не буду же я прыгать перед одиннадцатиклассниками. Когда обсуждали посевы - куча идей, даже спорили, т.к. чашек на столько не хватало: а давайте еду из столовки, а давайте воздух из душа. Но как дошло до реализации - никому ничего не надо. Несколько человек, которые хотели воздух смотреть, взяли чашки, сказала, отдадите мне на ужине, поставлю термостат. Принес только один. Может, у меня не получилось, может, они приехали только развлекаться, но раз нет, то и не стала я их особо мучить, дала основное и отпустила. И еще, мой коллега шутил перед отъездом, типа:"хо-хо, молоденькие мальчики", и оказался недалек от истины)) Старшие и правда начинают заигрывать, а потом спросили, понравился ли мне их отряд.
Был у них в группе только один парень, который приехал не просто так. Им я (опасаясь, что они мне зададут вопрос, на который я ответить не смогу), сказала, чтобы все дополнительные вопросы говорили после занятия, и я на следующем уроке на них отвечу. И вот он задавал (и по ходу уточняющие - тоже). В итоге дополнительно я им рассказывала, как в бактериях получают белки из других организмов (ыы, я на работе этим и занимаюсь)). И молекулярные опыты, которыми выясняли, что является носителем генетической информации (я на уроке рассказала один из них, т.к. он был в тему, он попросить рассказать остальные).
Вообще, я обратила внимание, что значительная часть доп вопросов в микре - вопросы по молекулярке. Настолько сейчас все уже сплетено. И порадовалась, что обе эти науки не являются для меня совсем чуждыми.
Это о преподавании. Но оказалась, что работая с детьми, ты получаешь и много чего другого, чего до этого у меня никогда не было. Во-первых, парень, про которого я только что писала, после занятия подошел и поблагодарил за ответ на вопрос. Сказал, что он только слышал, что делали какие-то такие эксперименты, но конкретно не нашел. Это было очень приятно. Во-вторых, эти шестиклассники, когда наши с ними занятия уже закончились, приходили. Попросить эппендорфов, посмотреть, что выросло у следующих, или просто так. У детей была ярмарка, на которой за бумажные деньги продавали товары (фенечки, рисунки, поделки из пластилина), услуги (покраска ногтей, татуировки, прически), комната страха была и что-то еще. Со словами "вы нас учили, с вас мы денег не возьмем" делали нам прически и рисовали на руках так.
И то, что чуть не привело у меня к взрыву мимиметра - несколько человек пришли помочь мне убрать лабораторию перед отъездом!
Получилось так, что с двумя ребятами мы разговорились как-то вечером. Разговаривали обо всем, они спрашивали, почему я занялась наукой, что вообще сейчас делают, чем занимается, например, биоинформатика, рассказывали, чего хотелось бы им, что они разрываются, чему посвятить жизнь, ведь и биология нравится, и химия, и математика. Слушала я это и нарадоваться не могла. Перед моими глазами есть много школьников, которым не интересно кроме компьютера ничего вообще. А тут такое. Потом начали обсуждать какие-то технологии, которые бы им хотелось создать, и пусть это все звучало по-детски и немного наивно, но они спорили друг с другом, предполагали, какое воздействие их изобретения будут оказывать на социум и природу. В общем, разговоры любознательных, активных и эмоциональных ребят. Продолжалось это часа два и в итоге закончилось вот чем
Думаю, объяснительная отражает и атмосферу среди вожатско-преподавательско-начальственного состава. Теплая, легкая и дружелюбная. Начальница (к слову, моя ровесница), со смехом погрозила мне пальчиком и сказала, чтобы больше я так не делала. И что ей вожатые объяснительных пишут больше, чем дети, и все в таком формате.
В общем, поездка оказалась потрясающе теплой (во всех смыслах) и приятной :) С детьми работать здорово. Кроме того, я получила опыт публичных выступлений и обучения практическим вещам.
PS переходите на сторону микробиологов, у нас красят волосы и есть светящиеся бактерии ;)