Не во всем согласен, но позицию уважаю, суть верна и написано отлично.
Оригинал взят у
amentus в
Загадка Мавзолея
В путинской России много непонятных сооружений, с которыми вроде все понятно. Например, рухнувшая во Владивостоке дорога, которую, как выясняется, вроде бы строил тот же подрядчик, который строил и уникальный мост на остров Русский. И теперь вопрос: то ли по требованию г-на Медведева банкротить строителей, то ли все же как-то смикшировать ради уникальности моста. То ли ждать, пока мост рухнет - или не рухнет? А тут еще супернаивный г-н Караулов удивляется: почему это мостом-то никто не гордится?! Да потому что -вот, дорога!
А еще «дорога в Сколково», прямо-таки символ стремления в евроамериканоцивилизацию, здась и вопросов никаких нет, почему не получается: это все сталинизьм проклятый, это генералиссимус из гроба длинной лапой госсредства потырил… Вот выдавим из себя раба, вот тогды…
А еще замок Максимки Галкина в селе Грязь.
Вроде все по законам и порядкам, честно заработал своим мозолистым…языком и смазливой мордашкой - а как-то неизбывно неловко, какой-то перебор…
А еще московское и немосковское «элитное жилье» с трещинами и дырами, от чистого сердца возведенное Равшанами и Джамшудами на потребу «успешным»: живите, дорогие, хари наедайте, дыры латайте, белые ленточки вяжите (или георгиевские) - и нас не забывайте, мы рядом…
В общем, есть многое на свете, друг Горацио, вроде понятного, но с неоднозначными подтекстами.
И однако есть одно сооружение - самое загадочное, с которым никто не знает, что делать.
Называется это сооружение МАВЗОЛЕЙ.
Последние годы на всех торжественных мымроприятиях, происходящих на Красной площади, Мавзолей стыдливо и вполне символично прикрыт. И у его подножия, на старых гостевых местах, топчется, переминается с ноги на ногу, ярыжит жидкая толпишка новых хозяев жизни, для блезиру разбавленная приглашенными ветеранами Великой Отечественной и - прочими приглашенными.
Что делать с Мавзолеем - решительно никто не знает.
С останками Ленина - проще: вроде бы можно, да и нужно захоронить. В конце концов, как ни относись к этому персонажу, время, когда его мумия была объектом подлинного поклонения и символом вечности существования СССР - прошло безвозвратно.
Но - само сооружение настолько срослось с Красной площадью, настолько много с ним связано и настолько малокалиберно смотрятся на его фоне эти… хозяевá, что возникает вполне естественное и неотвязное чувство нелогичности, тяжелое раздражение, зуд в ладонях выдрать с корнем и отплясать на руине. Тем паче, что и сами совершенные формы этого посланника вечности, советского зиккурата добавляют злости ревнителям космической значимости собственных телесных отправлений.
Развеселый жидок Гельман как-то предлагал даже учинить в Мавзолее развлекательный центр. Но это, конечно, от бедности спекулянтской фантазии: спекулянт прост как амеба и существует только в двух циклах: он может только хапать (жрать) и переваривать (проматывать хапнутое) в бесконечных тусовках. Третьего просто не дано. Однако представить себе развлекуху в Мавзолее в реале, разумеется, невозможно. Даже пьянка «победителей» на «Авроре» смотрелась гнусно, а уж здесь-то…сама аура задавит, кусок в горло не полезет, и вообще… «Каменным гостем» повеяло от инициативы Гельмана.
Потому надо снести.
Только вот ведь незадача: именно к Мавзолею бросали знамена поверженного авангарда «цивилизованной Европы» - германского национал-социализма. Снести это сооружение - значит убрать из хроники Парада Победы самый эффектный кадр и соответственно породить у подрастающего поколения недоуменные вопросы: а куда ж это подевалось? А куда бросали знамена? А зачем же снесли, может, переборщили…и нет ли в этом сносе заказа той самой «цивилизованной Европы» - и т.д. А к таким вопросам хозяевá не готовы, потому как ведь победил в той войне народ, и следовательно, знамена бросал к ногам Сталина тоже глупый, обманутый народ, «со страхом вернувшийся в свою столицу» - а хозяевá уповают на народную поддержку, пусть и оформленную бесконечными передергиваниями рыночной демократии… Да и Гагарин стоял на том же Мавзолее, и много чего еще вокруг происходило. Как бы тово, криво не вышло.
Памятник вечности стал памятником неизбывной диссидентско-интеллигентской глупости, невозможности вместить в сознание маленьких людишек, одержимых смешной манией величия вместить подлинные противоречия и подлинные трагедии истории.
Ведь Мавзолей не более демоничен по своей сути, чем весь ансамбль Красной площади. Ну кого, скажите, славят кремлевские стены и башни? Братоубийц, грабителей, циничных мародеров - великих князей московских, Ивана III и Василия III, мирно почивающих за стенами под сводами соборов. Надо напоминать их деяния?! А Василий Блаженный - Покрова на Рву - кого славит в вечности? Ивана Грозного!
М-да… Пожалуй, облезлый Юра-музыкант честнее прочих в своем «объяснении в любви кремлю»: самый воздух кремля смертелен для новых «хозяев», хоть они и тусуются в кремлевских палатах, а уж тем паче для «креативных». Ибо кремль не прощает глупости и профнепригодности, звезды на нем навешаны или орлы.
Невозможность принять и понять историю во всей ее сложности, вполне подростковая убежденность, что можно вытащить из сложной ткани прошлого что-то - и настанет благодать долгожданная - это диагноз позднесоветской диссидентщины всех направлений, «западников», «славянофилов», «монархистов» и «анархистов».
И разумеется, «креативных», по сравнению с которыми диссиденты - просто титаны мысли.
Пожалуй, диагноз формулируется как пуэрилизм, осознанное мальчишество вполне половозрелых субъектов, в анамнезе - бытие в мегаполисах, каковыми столичные советские города начали становиться еще в 1930-е, а в полной мере стали в 1960-е. Все остальное - просто симптомы опасного, затяжного и, увы, если исходить из анамнеза, неизлечимого заболевания. Ну, например, когда вполне взрослый мордатый дядя начинает убеждать меня в том, что глупый народ чуть не сто лет подвергается «геноциду» от злокозненных обманщиков всемирной закулисы. Или когда другой, столь же мордатый - доказывает, что армия может победить не под руководством, а вопреки Верховному и для победы вполне достаточно самоотверженности лейтенантов…
Впору ведь пожалеть - как Ростроповича, обсадившего участок боярышником, «чтобы никто никогда к моим дочерям сюда не проник». Ну что тут скажешь? Руками разведешь…
И вот ведь что характерно: все читали рассказ Брэдбери о том, как раздавленная в отдаленном прошлом бабочка напрочь меняет ситуацию в будущем, или многочисленные мыльные вариации на эту тему. И все знают, что «если выстрелишь в прошлое из пистолета, то оно в тебя - из пушки» (Опыт большевиков - перед глазами! Ближайший пример!) НО - все почему-то уверены, что пушка выстрелит вхолостую, а «эффект раздавленной бабочки» будет исключительно в их пользу!
А вдруг все же не в пользу?! Боязно… шыршаво, как писал Пушкин.
Маленькие люди могут получить какое угодно образование (многие и получили как дорогой подарок, не пошедший впрок - бесплатное советское) - но думать могут только о себе, любимых и только в превосходной степени. Потому и постигает их всегда судьба незабвенного Васисуалия Лоханкина, прямыми потомками и правопреемниками которого они, собственно, и являются: страна уходит из под ног, как жена к Птибурдукову, Никиты Пряхины порют их за невыключенный свет, а Мавзолеи торчат перед ними неразрешимой загадкой. Да если б только Мавзолеи!
Вообще все прошлое, во всей его сложности, противоречивости, во всей невозможности переиграть, переделать, изменить что-либо для них неприемлемо именно потому, что инфантильная мания величия как раз предполагает возможность играть роль, причем не ту, которую режиссер поручил, а ту, которая самому больше всего нравится. Потому-то так много в наше время «ролевиков», игрунчиков, потому-то на Бородинском поле, где погибли страшной смертью десятки тысяч - топчутся квази. И выезжают квазигенералы, квазимаршалы, квазиимператор…квазивикинги, квазилегионеры и т.д.
Эти - ладно, для адреналина. А квазиполитики? Квазиэкономисты? Квазиврачи с купленными дипломами?
Если бы могли они думать, если бы дано им было постичь - они бы не шаманили о похоронах Ленина и сносе Мавзолея, а открыли бы к мумии широчайший доступ как к наглядному примеру тщеты человеческих устремлений, доказательству того, что «думали, как лучше, а получилось как всегда» - вряд ли есть более убедительная иллюстрация этой черномырдинской максимы. И сами стояли бы твердо и по праву на трибуне Мавзолея - ибо все там будем! В вечности!
Ведь Ленин-то боролся за мировую революцию (неважно, кстати, на чьи и какие деньги), а на деле начал восстанавливать Российскую империю, на что, кстати, обратили внимание сразу наиболее прозорливые белоэмигранты. Сталин потом понял, у него просто выхода не осталось, да и человек был другой - а Ленин не мог понять, ибо весь был при разрушении обреченного, да. И если в этом контексте перечитать и принять Ленина (отнюдь не снимая с него грехов!) - никаких противоречий не будет!
Да, это ему - памятник. Но скорее даже памятник тому удивительному поколению, которое вырастила советская власть в 20-30-е, для которого этот Мавзолей был святыней. Тому поколению, которое мечтало, «чтоб от Японии до Англии / Стояла Родина моя» - и легло костьми, защищая свою настоящую Родину, ту самую, доставшуюся от предков, потом и кровью политую, на которой теперь всходит «креативный» бурьян. Или они не заслужили?!
Но эти не умеют читать - сие ниже их достоинства. Они пишут. Благо компьютеры правят грамотность. Пишут о пролитой крови, о миллионных жертвах, как будто эта кровь
оправдывает их спекуляции, как будто эти жертвы пали для того, чтобы Бакушинская изощрялась насчет гражданина Джугашвили.
А ведь, выходит - для того! И погано от того на душе до невозможности.
Вспомните идиотские телевыборы национального символа, в которых ведь участвовали все: и попы, и вся светская «элитная» тусовка - это же в чистом виде практиковавшиеся в раннесоветских школах суды над литературными героями, причем с приговорами! В славном городе Ярославле тогда, в 1920-х ребятишки оправдали…чеховского «Злоумышленника», на полном серьезе! А эти, перебрав персонажей прошлого, выбрали Александра Невского - тоже на полном серьезе!
А чо, это ж игра такая! Вся наша жизнь игра…
Вся ваша жизнь игра.
Ну ладно, не хотите перечитывать Ленина (да и Сталина бы не худо) - перечитайте возлюбленного вами Мандельштама:
В таверне воровская шайка
Всю ночь играла в домино,
Пришла с яичницей хозяйка,
Монахи выпили вино,
На башне спорили химеры,
Которая из них урод,
А утром проповедник серый
В палатки призывал народ,
На рынке тявкают собаки,
Менялы лязгает замок…
У вечности ворует всякий,
А вечность - как морской песок…
Она осыплется с телеги -
Не хватит на мешки рогож,
И, недовольный, о ночлеге
Монах рассказывает ложь.
И этого не хотите перечитать? А ведь здорово написано!
Не про вас, уважаемые химеры, воровская шайка, менялы, проповедники серые и… хозяйки с яичницами?
Ну валяйте дальше в том же духе, сносите, маскируйте, перелицовывайте, выбирайте на честных и нечестных выборах, напяливайте на себя эполеты, латы, тоги, шапки Мономаха - что там еще? Пересвистывайтесь матерными репликами в сетях, курите травку, судитесь друг с другом за священную частную собственность, грейте телеса на теплых морях…
А вечность - как морской песок.
И в этом песке вы потонете - безымянные, бессмысленные, вытряхнутые временем из напяленных на себя чужих шмоток. Без лат и эполет.
И непозволительная роскошь для понимающих это - убеждать мудаков в рясах и джинсах, в смокингах и свитерах, что снести, сровнять с землей, перезахоронить, обгадить - не значит убрать то, что нам не ндравится, из вечности.
Вот и вся загадка Мавзолея. Неразрешимая даже сносом.
Господи Вседержитель, как я ненавижу их, дряблых и злобных, глумливых и полуграмотных, намерявших себе второй век на этой грешной прекрасной земле…
И - как они не стоят ненависти!