Загадка Мавзолея

Jun 30, 2012 12:37

Не во всем согласен, но позицию уважаю, суть верна и написано отлично.

Оригинал взят у amentus в Загадка Мавзолея

В путинской России много непонятных сооружений, с которыми вроде все понятно. Например, рухнувшая во Владивостоке дорога, которую, как выясняется, вроде бы строил тот же подрядчик, который строил и уникальный мост на остров Русский. И теперь вопрос: то ли по требованию  г-на Медведева банкротить строителей, то ли все же как-то смикшировать  ради уникальности моста. То ли ждать, пока мост рухнет - или не рухнет? А тут еще супернаивный г-н Караулов удивляется: почему это  мостом-то никто не гордится?! Да потому что -вот,  дорога!

А еще «дорога в Сколково», прямо-таки символ  стремления в евроамериканоцивилизацию, здась и вопросов никаких нет, почему не получается: это все сталинизьм проклятый, это генералиссимус  из гроба длинной лапой  госсредства потырил… Вот выдавим из себя раба, вот тогды…

А еще замок Максимки Галкина в селе Грязь. Вроде все по законам и порядкам, честно заработал своим мозолистым…языком и смазливой мордашкой - а как-то неизбывно неловко, какой-то перебор…

А еще московское и немосковское «элитное жилье» с трещинами и дырами, от чистого сердца возведенное Равшанами и Джамшудами  на потребу «успешным»: живите, дорогие, хари наедайте, дыры латайте, белые ленточки вяжите (или георгиевские) - и нас не забывайте, мы рядом…

В общем, есть многое на свете, друг Горацио, вроде понятного, но с неоднозначными подтекстами.

И однако есть одно сооружение - самое загадочное, с которым никто не знает, что делать.

Называется это сооружение МАВЗОЛЕЙ.

Последние годы на всех торжественных мымроприятиях, происходящих на Красной   площади, Мавзолей стыдливо и вполне символично  прикрыт. И у его подножия, на старых гостевых местах, топчется, переминается с ноги на ногу, ярыжит жидкая толпишка новых хозяев жизни, для блезиру разбавленная   приглашенными ветеранами  Великой Отечественной  и - прочими  приглашенными.

Что делать с Мавзолеем - решительно никто не знает.

С останками Ленина - проще: вроде бы можно, да и нужно захоронить. В конце концов, как ни относись к этому персонажу, время, когда  его мумия была объектом подлинного поклонения и символом вечности существования СССР - прошло безвозвратно.

Но - само сооружение настолько срослось с Красной площадью, настолько много с ним связано  и настолько малокалиберно смотрятся  на его фоне  эти… хозяевá, что возникает вполне естественное и неотвязное чувство нелогичности, тяжелое раздражение, зуд в ладонях выдрать с корнем и отплясать на руине. Тем паче, что и сами совершенные формы  этого посланника вечности,  советского зиккурата  добавляют  злости  ревнителям космической  значимости собственных телесных отправлений.

Развеселый жидок Гельман как-то предлагал даже учинить в Мавзолее  развлекательный центр. Но это, конечно, от бедности спекулянтской фантазии: спекулянт прост как амеба и существует только в двух циклах: он может только хапать (жрать) и переваривать (проматывать хапнутое) в бесконечных тусовках. Третьего просто не дано. Однако представить себе развлекуху в Мавзолее в реале, разумеется,  невозможно. Даже пьянка «победителей» на «Авроре» смотрелась гнусно, а уж здесь-то…сама аура задавит, кусок в горло не полезет, и вообще… «Каменным гостем» повеяло от инициативы Гельмана.

Потому надо снести.

Только вот ведь незадача: именно к Мавзолею бросали знамена поверженного авангарда «цивилизованной Европы» - германского национал-социализма. Снести это сооружение - значит убрать из хроники  Парада Победы самый эффектный кадр и соответственно породить у подрастающего поколения недоуменные вопросы: а куда ж это подевалось? А куда бросали знамена? А зачем же снесли, может, переборщили…и нет ли в этом сносе заказа той самой «цивилизованной Европы» - и т.д. А к таким вопросам  хозяевá  не готовы, потому как ведь победил  в той войне народ, и следовательно, знамена бросал к ногам Сталина тоже глупый, обманутый народ, «со страхом вернувшийся в свою столицу» - а хозяевá уповают на народную поддержку, пусть и оформленную бесконечными передергиваниями рыночной демократии… Да и Гагарин стоял на том же Мавзолее, и много чего еще вокруг происходило. Как бы тово, криво не вышло.

Памятник  вечности стал памятником неизбывной диссидентско-интеллигентской глупости, невозможности вместить в сознание маленьких людишек, одержимых смешной манией величия вместить подлинные противоречия и подлинные трагедии истории.

Ведь Мавзолей не более демоничен по своей сути, чем весь ансамбль Красной площади. Ну кого, скажите, славят кремлевские стены и башни? Братоубийц, грабителей, циничных мародеров - великих князей московских, Ивана III и Василия III, мирно почивающих за стенами под сводами соборов. Надо напоминать их деяния?! А Василий Блаженный - Покрова на Рву - кого славит в вечности? Ивана Грозного!

М-да… Пожалуй, облезлый Юра-музыкант  честнее прочих в своем «объяснении в любви кремлю»: самый воздух кремля смертелен для  новых «хозяев», хоть они и тусуются  в кремлевских палатах, а уж тем паче для «креативных». Ибо кремль не прощает глупости и профнепригодности, звезды на нем навешаны или орлы.

Невозможность  принять и понять историю во всей ее сложности, вполне подростковая убежденность, что можно вытащить из сложной ткани прошлого  что-то - и настанет благодать долгожданная - это диагноз позднесоветской  диссидентщины всех направлений, «западников», «славянофилов», «монархистов» и «анархистов».

И разумеется,  «креативных», по сравнению  с которыми диссиденты - просто титаны мысли.

Пожалуй, диагноз формулируется как пуэрилизм, осознанное мальчишество вполне половозрелых субъектов,  в анамнезе - бытие в мегаполисах, каковыми столичные  советские города начали становиться еще в 1930-е, а в полной мере стали в 1960-е. Все остальное - просто симптомы  опасного, затяжного и, увы, если исходить из анамнеза, неизлечимого заболевания. Ну, например, когда вполне взрослый мордатый дядя  начинает убеждать меня в том, что глупый народ чуть не сто лет подвергается «геноциду» от злокозненных обманщиков всемирной закулисы. Или когда другой, столь же мордатый - доказывает, что армия может победить не под руководством, а вопреки Верховному и для победы вполне достаточно самоотверженности  лейтенантов…

Впору ведь пожалеть - как Ростроповича, обсадившего участок боярышником, «чтобы никто никогда к моим дочерям сюда не проник». Ну что тут скажешь? Руками разведешь…

И вот  ведь что характерно: все читали рассказ Брэдбери о том, как раздавленная в отдаленном прошлом бабочка напрочь меняет ситуацию в будущем, или многочисленные мыльные вариации на эту тему. И все знают, что «если выстрелишь в прошлое из пистолета, то оно в тебя - из пушки» (Опыт большевиков - перед глазами! Ближайший пример!) НО - все почему-то уверены, что пушка выстрелит вхолостую, а «эффект раздавленной бабочки» будет исключительно в их пользу!

А вдруг все же не в пользу?! Боязно… шыршаво, как писал Пушкин.

Маленькие люди  могут получить какое угодно образование (многие и получили как дорогой подарок, не пошедший впрок - бесплатное советское) - но думать могут только о себе, любимых и только в превосходной степени. Потому и постигает их всегда судьба незабвенного Васисуалия Лоханкина, прямыми потомками и правопреемниками которого  они, собственно, и являются: страна уходит из под ног, как жена к Птибурдукову,  Никиты Пряхины порют их за невыключенный свет, а Мавзолеи торчат перед ними неразрешимой загадкой.  Да если б только Мавзолеи!

Вообще все прошлое, во всей  его сложности, противоречивости, во всей невозможности переиграть, переделать, изменить что-либо  для них  неприемлемо именно потому, что инфантильная мания величия  как раз предполагает  возможность играть роль, причем не ту, которую режиссер поручил, а ту, которая самому больше всего нравится.  Потому-то так много в наше время «ролевиков», игрунчиков, потому-то на Бородинском поле, где погибли страшной смертью десятки тысяч - топчутся  квази. И выезжают квазигенералы, квазимаршалы, квазиимператор…квазивикинги, квазилегионеры и т.д.

Эти - ладно, для адреналина. А квазиполитики? Квазиэкономисты? Квазиврачи с купленными дипломами?

Если бы могли они думать, если бы дано им было постичь - они бы не шаманили  о похоронах Ленина и сносе Мавзолея, а открыли бы к мумии широчайший доступ как к наглядному примеру тщеты  человеческих  устремлений, доказательству того, что «думали, как лучше, а получилось как всегда» - вряд ли есть более убедительная иллюстрация этой черномырдинской максимы. И сами стояли бы твердо и по праву на трибуне Мавзолея - ибо все там будем! В вечности!

Ведь Ленин-то боролся за мировую революцию (неважно, кстати, на чьи и какие деньги), а на деле начал восстанавливать Российскую империю, на что, кстати, обратили внимание сразу наиболее прозорливые белоэмигранты.  Сталин потом понял, у него просто выхода не осталось, да и человек был другой - а Ленин не мог понять, ибо весь был при разрушении обреченного, да. И если в этом контексте перечитать и принять Ленина (отнюдь не снимая с него грехов!) - никаких противоречий не будет!

Да, это ему - памятник. Но скорее даже памятник тому удивительному поколению, которое вырастила советская власть в 20-30-е, для которого этот Мавзолей был святыней. Тому поколению, которое мечтало, «чтоб от Японии до Англии / Стояла Родина моя» - и легло костьми,  защищая свою настоящую Родину, ту самую, доставшуюся от предков, потом и кровью политую, на которой теперь всходит «креативный» бурьян. Или они не заслужили?!

Но эти не умеют читать - сие ниже их достоинства. Они пишут. Благо компьютеры правят грамотность. Пишут о пролитой крови, о миллионных жертвах, как будто эта кровь

оправдывает  их спекуляции, как будто эти жертвы пали для того, чтобы  Бакушинская изощрялась насчет гражданина Джугашвили.

А ведь, выходит - для того! И погано от того на душе до невозможности.

Вспомните идиотские телевыборы национального символа, в которых ведь участвовали все: и попы, и вся светская  «элитная» тусовка - это же в чистом виде практиковавшиеся  в раннесоветских школах суды над литературными героями, причем с приговорами! В славном городе Ярославле тогда, в 1920-х ребятишки оправдали…чеховского «Злоумышленника», на полном серьезе! А эти, перебрав персонажей прошлого, выбрали Александра Невского - тоже на полном серьезе!

А чо, это ж игра такая! Вся наша жизнь игра…

Вся ваша жизнь игра.

Ну ладно, не хотите перечитывать Ленина (да и Сталина бы не худо) - перечитайте возлюбленного вами Мандельштама:

В таверне воровская шайка

Всю ночь играла в домино,

Пришла с яичницей хозяйка,

Монахи выпили вино,

На башне спорили химеры,

Которая из них урод,

А утром проповедник серый

В палатки призывал народ,

На рынке тявкают собаки,

Менялы лязгает замок…

У вечности ворует всякий,

А вечность - как морской песок…

Она осыплется с телеги -

Не хватит на мешки рогож,

И, недовольный, о ночлеге

Монах рассказывает ложь.

И этого не хотите перечитать? А ведь здорово написано!

Не про вас,  уважаемые химеры, воровская шайка, менялы, проповедники серые  и… хозяйки с яичницами?

Ну валяйте дальше в том же духе, сносите, маскируйте, перелицовывайте, выбирайте на честных и нечестных выборах, напяливайте на себя эполеты, латы, тоги, шапки Мономаха - что там еще? Пересвистывайтесь матерными репликами в сетях, курите травку, судитесь друг с другом за священную частную собственность, грейте телеса на теплых морях…

А вечность - как морской песок.

И в этом песке вы потонете - безымянные,  бессмысленные, вытряхнутые временем из напяленных  на себя чужих шмоток. Без лат и эполет.

И непозволительная роскошь для понимающих это - убеждать мудаков в рясах и джинсах, в смокингах и свитерах, что снести, сровнять с землей, перезахоронить, обгадить - не значит убрать то, что нам не ндравится, из вечности.

Вот и вся загадка Мавзолея. Неразрешимая даже сносом.

Господи Вседержитель, как  я ненавижу их, дряблых и злобных, глумливых и полуграмотных, намерявших себе второй век на этой грешной прекрасной земле…

И - как они не стоят ненависти!
Previous post Next post
Up