Мост через века.

Sep 11, 2013 11:16


Канавинский мост в Нижнем Новгороде. Предыстория.


Строительство Канавинского моста, первого из постоянных мостов соединяющих две части города, было закончено в 1933 году. Как же нижегородцы перебирались через Оку до этого?

Проблема переправы через Оку издавна занимала умы нижегородцев. Летом реку преодолевали с помощью паромов и лодок, зимой - по льду. Но вот в 1817 году было решено перенести в Нижний Новгород ярмарку , которая до этого располагалась у стен Макарьевского монастыря. На ярмарку приезжало не менее 150 тысяч человек, в то время как в самом Нижнем Новгороде проживало около 18 тысяч жителей. И конечно ни лодочники, ни паромщики не смогли бы справиться с таким потоком людей, желающих посетить город. Поэтому уже 10 июля 1817 года состоялось открытие плашкоутного моста, соединяющего Верхнюю и Нижнюю части города.






Строительством моста, как и других ярмарочных сооружений руководил Августин Августинович Бетанкур (полное имя: Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) российский государственный деятель, ученый, архитектор и строитель. Личность заслуживающая отдельного рассказа за свои заслуги перед Россией. Очень много он сделал и для Нижнего Новгорода. С 1817 по 1822 год он проводил в Нижнем каждое лето и лично руководил строительными работами на Нижегородской ярмарке. Оценивая в конце жизни свой вклад в укрепление славы России, которую он почитал второй родиной, Бетанкур называл ярмарку в Нижнем своей "любимою забавою" и считал, что многолетним трудом создал ансамбль, "один из замечательнейших в Европе, производством которого я полагаю оказать истинную пользу России".






Но вернемся к плашкоутному мосту... Своим название он обязан своему  устройству. Семнадцать  барж-плашкоутов, соединенных между  собой и  покрытых деревянным настилом, служили нижегородцам  переправой с одного берега  реки Оки  на другой.  Это был самый большой наплавной  мост в  тогдашней России, его  длина составляла 500 метров. По мосту ходил трамвай, который с 1896 года,  когда были построены Кремлевский и Похвалинский элеваторы (фуникулеры)  стал частью единой транспортной системы города. За проход и проезд была установлена плата: по две копейки с пешехода, 25 копеек - с порожней одноконной повозки, по одной копейке - с пуда груза. На ночь мост разводился для того, чтобы дать возможность провести суда из Оки в Волгу или обратно.

Плашкоутный мост, бесспорно, удовлетворял интересы ярмарки в период ее функционирования.  Неудобство  переживало  судоходство,  подолгу  ожидая развода  моста.  Его деревянные конструкции требовали частой смены, ежегодно приходилось менять настил, не более 10 лет выдерживали плашкоуты-понтоны.  До следующего сезона мост  отводили за 70 километров в Василевский затон. И тогда до самого ледостава перебраться с одного берега реки на другой можно было лишь по воде. Горожанам  не оставалось ничего иного, как переправляться через Оку на лодках, баркасах, либо на маленьких  пароходиках,  называемых  в  народе  «финляндчиками».   А  с  наступлением заморозков  переправа  ухудшалась  и  на  какое-то  время  вовсе прекращалась. Канавино становилось совершенно отрезанным от Нижнего Новгорода. До становления прочного льда переходить пешком или переезжать на лошадях можно было только с риском для жизни.






Вопрос о строительстве постоянного моста неоднократно возникал на заседаниях Городской думы Нижнего Новгорода, создавалась даже специальная комиссия, но дело не продвигалось. С предложениями выступала и неофициальная комиссия, так называемое «частное совещание» в составе известных предпринимателей братьев Башкировых, Дегтярева, Доброва и др., и представитель французской фирмы Батиньоль - на правах концессии, предполагалась субсидия правительства, платное пользование мостом, ближайшей территорией. В заседании думы 2 июня 1898 года было решено обратиться через губернатора к самому царю, но... «ответа не последовало». Отказ последовал и от министра путей сообщения. Затем вопрос оставался открытым ввиду военного времени.

Как водится, за кулисами шла ожесточенная борьба интересов разных кампаний Москвы и Нижнего, ярмарки и города, водного транспорта и железных дорог… В начале XX века среди эскизных проектов моста отмечались проект инженера Кантаурова (1910 г.) - консольно-балочный мост; два проекта от городского самоуправления - «Серп» и «Муром» (1914 г.) - оба арочные, легкого типа (один - «езда низом», другой - смешанный вариант); проект инженера Ендимионова (1914 г.) - арочный - «езда низом»; и два проекта 1916 г.: проф. Кривошеина (вогнуто-арочный) и проф. Велихова и Стрелецкого («проект МКЖД»). По мнению инженера Кантаурова, «мосты арочные с ездой по верху» (проект осуществлен именно у нас!) наиболее предпочтительны во всех отношениях. «К сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Нижнем Новгороде не может быть и речи», - заключал инженер. Лучший проект моста оказался купцам Нижнего, его знаменитой ярмарке не по карману …

Фото из собрания ГКУ ГАрхАДНО.

Выражаем благодарность Виктору Харламову за разрешение использовать материалы статьи "Окский мост - главные ворота улицы Рождественской". (Выпуск 1 сборника "Наследие Рождественской стороны" "Технопринт", Нижний Новгород, 2012 г.

В статье использованы материалы сайтов:

http://нижнийновгород.рф/references/arch/fair/fair1.html

http://rsnn.ucoz.ru/

http://tut-oleg.narod.ru/kanavinskii_most.htm

http://www.government-nnov.ru/?id=33568

http://www.nizhnyfoto.ru/foto/raritet/d7.php

Мы продолжим рассказывать историю Канавинского моста в Нижнем Новгороде на страницах www.я-история.рф и в нашем живом журнале. Следите за публикациями!

Бетанкур, ГАрхАДНО, Горький, Похвалинский элеватор, Кремлевский элеватор, Канавинский мост, Нижегородская ярмарка, Нижний Новгород, фото, историческая фотография, Нижегородская история, Максим Димтриев, История, нижегородские архивы

Previous post Next post
Up