Еще раз к этой
дискуссии. Там уважаемый на самом деле мной Аллеманд1990 поразил меня своей логикой.
«Прослышавшие о голоде в Пензенской губ. колонисты из Таврической губ. прибыли сюда с собранными ими среди своих односельчан пожертвованиями в пользу голодающих. По приезде в Пензу они просили указать им наиболее нуждающиеся селения и лично туда отправились для оказания помощи голодающим. Однако того голода и той нужды, которую они ожидали встретить на основании доходящих до них газетных сообщений они там не нашли и свои пожертвования в этих селениях не роздали, а обратили их на помощь другим селениям, пострадавшим уже не от неурожая, а от пожаров».
О критике источника и речь не веду, доверяет Аллеманд1990 анекдоту губернатора и ладушки, тут сама логика удивительна - раз в указанных губернской властью селениях голодающих не нашлось, то голода в Пензенской губернии не было вообще.
Я как раз прорабатываю свою «Поволжскую правду» за 1930 год. И вот аналогичная заметка
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ну и что теперь будем считать 1930 год изобильным? Между тем, карточки, пайки, настоящий голод в части районов огромной страны.
Внимание в сотый раз: голод никогда не был тотальным, всегда кто-то и где-то голодал, а кто-то где-то хлеб гноил, хлебом торговал, хлебом объедался и свиней возможно кормил. Кто-то без семян в два раза урезал норму посева, а кто-то под шумок добивался ненужной ему на самом деле ссуды.
Голод - это проблема больших семей с малым количеством работников, семей вообще без работников, где старики, больные, инвалиды, женщины с грудными детьми, очень редко голод касался мужиков, способных работать и быстро менять место жительства, а также их небольших семей. Голод - это проблема района, по которому ударила природа, хотя уже в соседнем районе урожай мог быть вполне хорош. Голод - это проблема сел, где случилась эпидемия, лишившая крестьян существенной части работников и рабочего скота.
Частное не отменяет общее. Частное не становится общим. Общее не есть частное.