Замерший плод. Заметка о советской школе.

Mar 24, 2012 21:49

Оригинал взят у morozovsb в Замерший плод. Заметка о советской школе.

Была ли советская школа действительно лучшей?

Порою мне кажется, что нет, и я, боюсь этой растущей во мне изо дня в день уверенности. Нет, у меня нет особых претензий к обучению: учили хорошо, правильно, и, в большинстве случаев, как надо, требовали, спрашивали, двоек и колов за леность не ( Read more... )

гибель СССР, образование, дискуссия

Leave a comment

al_lex_ey March 24 2012, 18:13:33 UTC
Вы начали немного не с того. Прежде всего надо бы определиться с терминами. Что значит "лучшая в мире система образования"? Если цель образования - получение максимально широкой эрудиции и фундаментальных знаний и навыков по базовым наукам - то советская школа свою задачу выполнила на 5 баллов. Не скажу на пять с плюсом, ибо все же кое-чего недоговаривали (из лучших побуждений, конечно), кое-чего просто не знали. Физико-математическая подготовка была просто нереальной по крутизне, наш простой десятиклассник вполне забил бы студента американского университета среднего пошиба.
Хуже дело было с гуманитарными науками, особенно с историей и отчасти литературой. В истории многие вещи умалчивали, многие скороговоркой проскакивали. Прежде всего все, что касалось национальных вопросов. Меня, отличника, в послеперестроечные годы неприятно удивила информация по нашим "братским народам" - от прибалтов до казахов. Если бы нам описали настоящую картину присоединения всех нерусских территорий, мы были бы лучше готовы и к Карабаху, и Закавказью, и Таджикистану. Боюсь, что наше образование сыграло злую шутку и с Горбачевым - он тоже хорошо усвоил сказки о "братстве народов" и не мог даже предположить, какого джинна выпускает из бутылки.
Далее. Очень неважно дело обстояло с эстетическим образованием. Кстати, это как раз конек нынешней европейской модели. Мы в школе мало слушали классику, не было курсов дизайна, хореографии, живописи в нормальном объеме - того, что делает человека не бездушным СПЕЦИАЛИСТОМ, а творческой личностью, понимающей ПРЕКРАСНОЕ. Такая задача партией не ставилась - стране нужны были инженеры, физики, электронщики, химики. Вся гуманитарная чепуха была отодвинута до лучших времен. Оказалось - не такая уж чепуха.

Reply

proseka199 March 24 2012, 20:29:25 UTC
>Если бы нам описали настоящую картину присоединения всех нерусских территорий, мы были бы лучше готовы и к Карабаху, и Закавказью, и Таджикистану.

А Вы уверены в том, что ТЕПЕРЬ знаете настоящую? Она ж отнюдь не едина. С той же Грузией хотя бы: одни считают - так, другие - этак. В России принято считать, что грузины на коленях приползали, "примите, мол, нас", и неоднократно, а в Грузии - что хотели вовсе не этого, а коварные империалисты обвели несчастных грузин вокруг пальца. И т. п.
И кто прав? Точно знаете?

"По настоящему" - это, очевидно, как в 1920-е гг. говорили: "Россия - тюрьма народов". Но ведь тогда и смысла в существовании СССР особенного не было бы. Как-то Вы много от СССР хотите - не находите?

"Мы бы лучше были бы готовы и к Карабаху, и в Закавказью.."
А как КОНКРЕТНО лучше были бы готовы? Уже ТОГДА писали бы в письмах, и в газетах, что азеры и таджики - "чурки" и "обезьяны бесхвостые", как это пишется теперь?

>Далее. Очень неважно дело обстояло с эстетическим образованием. Кстати, это как раз конек нынешней европейской модели. Мы в школе мало слушали классику, не было курсов дизайна, хореографии, живописи в нормальном объеме - того, что делает человека не бездушным СПЕЦИАЛИСТОМ, а творческой личностью, понимающей ПРЕКРАСНОЕ. Такая задача партией не ставилась - стране нужны были инженеры, физики, электронщики, химики. Вся гуманитарная чепуха была отодвинута до лучших времен. Оказалось - не такая уж чепуха.

Это тоже не очень убедительно.
И вот почему.
Как раз среди тех, кто это образование ПОЛУЧАЛ, количество антисоветчиков просто зашкаливало :-)

Reply

951109 March 25 2012, 08:05:45 UTC
Очень трудно внести в программу формирование творческой личности. Мне кажется, с этим не справилась пока ни одна школа мира.

Reply

proseka199 March 25 2012, 12:12:55 UTC
Главное - НУЖНО ЛИ ЭТО?
Что с ними потом делать, с творческими? Куда девать? "А амбиций у них - ВО!"

Я так думаю, пока считают - вот тех, кто при сегодняшней системе пробивается, БОЛЕЕ ЧЕМ достаточно...

Reply

951109 March 25 2012, 12:47:22 UTC
На самом деле - интересная постановка вопроса: а вот что дальше-то делать? Хотя это только с точки зрения современного человека, а вот например что мешает математику скажем уметь играть на рояле, как Ландау? Или артиллеристу писать, как Толстому? Список, как выразился бы "автор" на 20 страниц вполне можно накропать....

Reply

stalinarch June 1 2012, 15:22:21 UTC
>Далее. Очень неважно дело обстояло с эстетическим образованием. Кстати, это как раз конек нынешней европейской модели. Мы в школе мало слушали классику, не было курсов дизайна, хореографии, живописи в нормальном объеме - того, что делает человека не бездушным СПЕЦИАЛИСТОМ, а творческой личностью, понимающей ПРЕКРАСНОЕ. Такая задача партией не ставилась - стране нужны были инженеры, физики, электронщики, химики. Вся гуманитарная чепуха была отодвинута до лучших времен. Оказалось - не такая уж чепуха.

Чепуха несусветная.
Творчество - это Дело. Это РЕЗУЛЬТАТ. Например, творчеством занимались инженерно-строительные кадры сталинской эпохи - строили КРАСИВО и НА ВЕКА.
А картинки с голыми тётями рассматривать или лишние утончённые писульки читать - это не творчество, а ПОТРЕБЛЯДСТВО. Да-да, но не обыкновенное, а потреблядство с понтами

Европейская модель вот-вот загнётся.

Reply

al_lex_ey June 1 2012, 16:26:20 UTC
Вам так хочется увидеть загнувшуюся Европу, а мне хочется увидеть расцветающую Россию. Насчет дизайна - вы меня не поняли. Еще раз перечтите.

Reply


Leave a comment

Up