Журнал «Коммерсант-Власть» регулярно публикует статьи, основанные на тщательно выбранных документах сталинской эпохи, которые, оказываются производят впечатление даже на моих вроде бы опытных читателей.
Жирнов Е. Имеются все возможности для полного искоренения взяточничества// Коммерсант-Власть. - 2012. - №8.
Давайте вместе посмотрим, насколько выводы антисталиниста Жирнова адекватны тем фактам, которые он подбирает в архивных документах.
Факт 1.
«Всего за 1947=1949 гг. в артелях промкооперации растраты и хищения составили более 130 млн.рублей...»
Жирнов сначала поражается описанному им отдельному примеру: «Цифры похищенного особенно впечатляли на фоне того, что, по данным ЦСУ СССР, среднемесячная зарплата по народному хозяйству в 1950 году равнялась 646 рублям», а затем сразу усиливает эффект: «...приведенные примеры меркли на фоне общих потерь по промкооперации» и далее приводит тот факт, который я выше процитировал.
Однако, в 1950 г. в промысловых артелях числилось 1,5 миллиона работников. Если мы разделим 130 миллионов на 3 года и далее на число работников, то получим, что растраты и хищения в промкооперации в эти годы составляли 29 рублей на одного работника в год, или однодневный заработок. Конечно, это лишь то, что было обнаружено, но ведь это и не воровство только, а наверняка в первую очередь растраты.
Как хотите, но меня подобные масштабы растрат и хищений впечатляют совершенно в ином смысле, чем хотелось бы антисталинисту Жирнову: по современным меркам сталинская промкооперация отличалась девственной честностью.
Факт 2.
Неадекватным кажется также следующее удивление журналиста: «Казалось бы, в сталинские времена руководителя, допустившего такие злоупотребления, должны были без промедления поставить к стенке». Интересно получается, антисталинисты сначала пугают всех вокруг вымышленными кровавыми сталинскими репрессиями, а затем удивляются, что в совершенно конкретных жизненных примерах репрессии были вполне разумными: Кравчуку объявили строгача и перевели на другую работу. Я уж не говорю, что журналист не знает или скорее умалчивает про отмену смертной казни в СССР в эти годы. Да и за что надо было расстреливать Кравчука? - за растраты и хищения в руководимом им ведомстве в размере однодневного заработка работников в течение года? Да сегодня за это награждать надо.
Факт 3.
«Только в Москве за 1947-1950 гг. было растранжирено более 30 млн. руб. государственных средств путем чрезмерно высоких начислений артелями «орграсходов» к заработку грузчиков, обслуживающих государственные предприятия».
А вот вам и существенный канал растрат. Очевидно, что ставки грузчиков в Москве были настолько непривлекательны для дефицитных мужчин, что артели массово изыскивали возможность сделать им доплаты. Нзаывать ли это невиданным воровством - решайте сами.
Факт 4.
Жирнов: «...брали взятки везде и всюду. В 1948-1949 годах выяснилось, что в стране погрязло в коррупции огромное количество судей и работников судов»
Иллюстрация: «За последнее время, - докладывает в ЦК генеральный прокурор СССР Григорий Сафонов, - Прокураторой СССР вскрыты многочисленные факты взяточничества, злоупотреблений, сращивания с преступными элементами и вынесения неправосудных приговров... Только в Москве арестовано 111 человек, в том числе: судебных работников - 28...»
28 судебных работников (не судей!) на всю Москву 1948-1949 гг. - это разве много? А ведь очевидно, что была целевая массовая проверка. Сегодня, боюсь, подобный уровень коррупции судов кажется недостижимой мечтой. И опять-таки, все мы понимаем, какие связи всегда были и будут у московских судебных работников. Как видим, они не сильно помешали проверке и даже арестам в сталинские годы. О чем и речь должна быть.
Такова нехитрая методология антисталинизма: выдергивание отдельных негативных фактов из материалов контролирующих органов и попытка представить их системными, массовыми негативными явлениями удивительных масштабов.