Современные исследователи проблематики репрессий В.Хаустов и Л.Самуэльсон признаются в главе, посвященной историографии темы 1937 года:
«Стоит напомнить, что тогда [до начала 1990-х гг. - ihistorian] при отсутствии архивных документов число жертв «Большого террора» приходилось учитывать по телефонному каталогу «Вся Москва» за 1936 и 1939 гг».
Это
(
Read more... )
Аргументы и Факты написали такую неправдоподобную статью, что даже начинаю сомневаться, что я вообще что то знаю о 20 веке http://www.aif.ru/techno/article/46322
Там есть немного про изучаемое Вами время:
...Работая в Харьковском физтехе, они опередили всех коллег: в 1937 г. придумали, как запустить цепную реакцию - обложить урановый заряд обычной взрывчаткой, давление от её взрыва и начнёт процесс ( ... )
Reply
Reply
Интересует другое, могли ли в результате чисток 1937-1938 быть выданы гестапо немецкие антифашисты работавшие в атомном проекте?
Могли ли быть вообще выданы дестапо антифашисты бежавшие в СССР? И занимающиеся ядерными исследованиями в частности?
Reply
Reply
Хоутерманс и Вайсберг не были бежавшими антифашистами. Оба проходили по делу УФТИ. Дело мутное, но ясно одно - антисоветская организация там все же была (известна листовка написанная Ландау, проходившим по тому же делу). За них сильно заступились иностранные ученые. Были обращения, коллективные письма (даже Энштейн поучавствовал). В конце-концов их просто выслали. Ни в какое гестапо они не попадали.
Единственное отношение к гестапо имел Хоутерманс. Только не в смысле жертвы.
Хоутерманс в гестаповском мундире (без знаков различия) посещает Харьков в 1942-м на предмет что полезного можно вывезти из УФТИ и пару месяцев возглавляет этот институт.
Менее известна судьба Вайсберга. В Германии он был сослан в один из польских городков (он действительно имел левые взгляды плюс к этому - еврей), позже перебрался в Варшаву. Принял участие в Варшавском восстании. После войны перебрался в Швецию. Тоже на жертву гестапо как-то не похож.
Reply
Reply
Leave a comment