Почему закрывались церкви?

Nov 23, 2010 10:20

Заметка 1923 г.( Read more... )

Leave a comment

И всё же, почему закрывались церкви. . . drago_kun November 24 2010, 23:04:20 UTC
Выписка из закрытого письма секретаря Череповецкого Губкома тов. ЕМЕЛЬЯНОВА за февраль-март месяцы.
II. ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО
К серии отрицательных условия в работе организации, до сих пор весьма слабо учтенных, относится весьма крупная роль, которую в жизни деревни играет церковь, т.е. духовенство.
В губернии насчитывается 317 церквей (из них 17 монастырей) - функционирующих изб-читален после партмесячника 50) попов и монахов - 1599.
Это обстоятельство, вместе с наблюдающимися в некоторых районах усилением ортодоксальных религиозных настроений, принудило подчеркнуть на Пленуме Губкома необходимость значительно более интенсивной, чем это было до сих пор, борьбы с церковью, причем борьбы не только мерами антирелигиозной пропаганды, но и мероприятиями по линии ГПУ и прокуратуры, борьбы с непосредственной целью - добиться значительного сокращения сети церквей.
Уже в ближайшие месяцы удастся добиться ликвидации некоторого числа монастырей, поскольку связь их с местным населением не настолько глубока, чтобы можно было ожидать какого-либо нежелательного реагирования с его стороны на факты их закрытия.
Но решение задачи сокращения сети церквей представляется, конечно, значительно более трудной. Поскольку сектантское движение в губернии невелико (8 евангелических общин объединяют до 350 человек), поскольку "живая церковь" имеет в среде духовенства губернии очень малое число последователей, с нашими органами в направлении внесения раскола, сделано весьма немного; поскольку нужно будет ближайшие месяцы /примерно два/ рассматривать, как подготовительные в этой работе.
Работа эта, полагаю, может ориентироваться на достижение сокращения числа функционирующих церквей, примерно, на половину в текущем году.
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.112. Д443-а. Л.43. Заверенный рукописный текст.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . shelmenko November 25 2010, 02:42:56 UTC
Уже в ближайшие месяцы удастся добиться ликвидации некоторого числа монастырей, поскольку связь их с местным населением не настолько глубока, чтобы можно было ожидать какого-либо нежелательного реагирования с его стороны на факты их закрытия.

Т.е. имеем, что местное население стало равнодушно к церкви. То, что говорилось и обсуждалось ранее.

Кстати, мне стало интересно, как сводили концы с концами монастыри после Революции, когда исчезли богатые "благодетели", земельные угодья были розданы крестьянам. Неужели монахи стали заниматься трудом? И что они делали?

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . drago_kun November 25 2010, 05:35:42 UTC
Т.е. имеем, что местное население стало равнодушно к церкви. То, что говорилось и обсуждалось ранее.
Вы путаете церковь и монастырь. Вот тов. Емельянов эту разницу хорошо понимал - монастырь сводит общение с миром к минимуму, а церковь наоборот, на что, собственно тов. Емельянов и жалуется и предлагает закрывать церкви не только с помощью агитпросвета, но и с помощью прокуратуры, ГПУ, а так же поддержки раскольников.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . shelmenko November 25 2010, 12:26:58 UTC
Это не я путаю. Монастырь дает возможность желающим укрыться от мира, но сам монастырь от мира совсем не огораживается. При каждом монастыре есть церковь, часто посещаемая и мирянами, в свое время было популярно общение с разного рода "старцами" и т.п.
Опять же, владевшие собственностью в миру, хоть теми же земельными угодьями, монастыри не могли избежать и хозяйственных отношений с окружающими.

В данном случае речь видно, что ряд монастырей просто зачах, вроде той же церкви из оригинального поста, и ликвидация их не влечет осложнений.

Далее, я не вижу доброжелательности к церкви у т.Емельянова - церковь враждебна к государству. Емельянов озабочен сокращением влияния этой недоброжелательной организации, намерен поддерживать лояльные к Сов. власти группы верующих, открытые антисоветские выступления пресекать по линии прокуратуры и ГПУ, и в общем вести культурно-разъяснительную работу, потому что сознание населения, в общем, и определяет популярность или непопулярность церкви.
В общем же очевидно, что ставка делается не на насилие.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . drago_kun November 25 2010, 20:09:35 UTC
Ну, посещение мирянами монастырских служб в стенах монастыря, конечно, канонами не возбраняется, но и не приветствуется в целом.
Почему-то априори считается, что Православная Церковь была против советской власти и была враждебно к ней настроена. К этому были причины-в основном гонение на епископат в 18-20г. и изъятие ценностей, но судя по посланиям Патриарха Тихона, а потом Местоблюстителя Сергия Церковь вполне лояльно относилась к Советской власти и всячески поддерживала декрет отделения Церкви от государства.
Если бы по Вашим словам всё было замечательно и без насилия на местах, то что было причиной появления следующего документа.
Директива ЦК РКП(б) губкомам и обкомам
Июнь 1923 г.
Сов.Секретно.
Всем Губкомам и Обкомам
Несмотря на целый ряд указаний ЦК на необходимость самого осторожного отношения к религиозным предрассудкам крестьянского и отсталой части рабочего населения с мест в ЦК продолжают поступать сведения о фактах резко противоречащих этим указаниям, в частности о закрытии церквей, вызывающих определенное недовольство и всячески используемой антисоветскими элементами. Цека категорически предлагает вам приостановить проведение в жизнь этой меры и дать директивы советским органам о самом внимательном отношении к жалобам со стороны населения на закрытие церквей. В тех случаях, когда закрытие церквей вызывает раздражение, хотя бы части трудящегося населения, церкви должны быть открыты. В первую голову эта директива относится к церквам, использованным для какой-нибудь цели. Члены партии, виновные в нарушении настоящего циркуляра, будут привлекаться к самой суровой партийной ответственности.
СЕКРЕТАРЬ ЦК РКП(б)
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.60. Д.509. Л.3. Машинописный текст.
Из этого текста ясно следующее:
1 Предыдущий документ датирован февралём-мартом 1923 г. (скорее всего февралём, т.к. видимо это целая связка документов и заключение по письмам от 22.II.23)-а выше приведённый июнем 23 (есть проект обр. ВЦСПС по всем профорганизациям от 1 июня 1923г.), то, следует вывод-секретари губкомов и обкомов на местах использовали не столько убеждение, сколько силовые приемы.
2 Руководство понимало вредность силового принуждения к закрытию церквей.Это отражено и в вышеприведённой директиве, и в постановлении Оргбюро ЦК РКП(б)за подписью Секретарь Цека Жаков [МК (РКП)б] и Зам.зав. Агитпропотделом ЦК РКП /Я.Яковлев/
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп.60. Д.509. Л.4.Машинописный текст.
В заключение приведу ещё документ на эту же тему.

Ответ секретаря Комиобкома РКП(б) Чиркова
на директиву КЦ РКП(б)
Июнь 1923 г.
Секретариат ЦК РКП(б)
Москва
Почтотелеграмма Сов.Секретно.
На № 553 ш. Сообщается, что несмотря на громадное большинство населения города Устьысольска, высказавшихся за закрытие Стефановского собора, ни Обком, ни Облисполком к закрытию собора не принимали никаких мер, и по сие время собор остается открытым в пользовании веруюющих. Несмотря на это, элементы, враждебные к советской власти, пытались вызвать незначительное меньшинство темной массы населения к раздражению, за что в судебном порядке они привлечены к ответственности. В дальнейшем же принимаются меры лишь на основании существующих законоположений через Комхоз посредством обложения церквей и площадей, занимаемых под ними, высокими налогами, что явится лучшим поводом к отказу от собора и той части возражающего меньшинства. Насилия как повод возбуждения массы допущено не будет.
Секретарь Коми обкома РКП/б/ Чирков
Зав. Орготделом М.Потапов.*
На почтотелеграмме имеется справка: Это ответ на директиву КЦ от 20/VI с.г., посланную Губкомам и обкомам о прекращении закрытия церквей, при недовольстве верующих.
С.Чечулин.
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.60. Д.509. Л.5-5об. Машинописный текст.
Позиция секретарей на местах понятна-не допуская поводов к явному нарушения закона, установленному Советской властью, тем не менее с помощью повышенного налогообложения экономически вынудить к закрытию церкви или монастыря. Если вернуться к церкви из заглавного поста, то какое налогообложение применялось к ней после закрытия?
Я цитирую эти документы по сборнику "Русская Православная Церковь и Коммунистическое Государство 1917-1941 документы и фотоматериалы" ISBN 5-87507-009-9. Если интересно - киньте адрес - я скину Вам в виде djvu.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . ihistorian November 25 2010, 20:35:14 UTC
К этому были причины-в основном гонение на епископат в 18-20г. и изъятие ценностей,///

Основные причины материальны: отделение церкви от государства лишило церковь госфинансирования, лишило возможности использовать образовательные функции, было ликвидировано церковное землевладение. Атеитсическая пропаганда резко сокращала паству.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . drago_kun November 26 2010, 12:09:24 UTC
Сокращало паству не атеистическая пропаганда, точнее, не только она. Но, рассуждая философски, может оно и к лучшему. Как говорится - полюбите нас черненькими и грязненькими, а беленькими и чистенькими нас каждый полюбит.
Не могу продолжать полемику - устал и хочу только одного - спать.
http://rapidshare.com/files/433144725/rpc.djvu
сборник подобран очень неплохо, мне нравится, хотя возможна тенденциозность.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . shelmenko November 25 2010, 21:01:55 UTC
По моим словам ставка делалась не на насилие, и эти документы тому подтверждение: ретивых одергивают, напоминают, что не все надо решать методом кавалерийского наскока, размахивая шашкой.

И касательно налогообложения все тоже в соответствии с законом: "принимаются меры лишь на основании существующих законоположений через Комхоз посредством обложения".
Льготное налогообложение лишь для трудящихся.

Далее, церковь была действительно антисоветски настроена. Знаменитое воззвание-"анафематствование" Тихона было 19 января 1918 года, т.е. никаких "разборок" с епископами церкви еще не было и в помине. Более того, Сов. власть не вмешивалась в внутренние дела церкви, в проходящий поместный собор, избиравший Патриарха. Церковь влезла в Гражданскую, потому что победа одной из сторон сулила ей явные выгоды, но просчиталась. Да и после Гражданской экстремистов, настроенных на полное непризнание действующей власти, хватало более чем ;)
У большевиков было достаточно веских и понятных любому человеку оснований, для настороженно-недоброжелательного отношения к церкви.

Сборник был бы интересен, но вы можете на рапидшаре выложить или еще на каком-то файл-сервере. Думаю, многие бы скачали :)

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . drago_kun November 26 2010, 11:56:40 UTC
только сейчас добрался до компа.
ловите ссылку на сборник.
http://rapidshare.com/files/433144725/rpc.djvu
Я и не утверждаю, что действовали противозаконно, я говорю, что законы были направлены против церкви принципиально. Ведь музыкант и жудожник не должны были платить налоги, а священник и епископ, почему-то должен.
По поводу анафематствования - разборки были. В сборнике есть Постановление комиссариата по народному просвещению ,по которому все здания и всё, что в них переходят в собственность государства. А декрет СНК о свободе совести и т.д. вышел через день и по нему церковь вообще не имела прав ничем владеть в принципе.
К сожалению, я не могу дискутировать сегодня - очень устал. Вернусь к компу в понедельник.

Reply

Re: И всё же, почему закрывались церкви. . . drago_kun November 25 2010, 20:10:37 UTC
Я кучу всего вырезал - уё... ное ограничение на количество символов раздражает непомерно. :(((

Reply


Leave a comment

Up