"Каждый человек - часть континента, часть целого; если море смывает даже комок земли, то Европа становится меньше, как если бы был смыт целый мыс или дом твоих друзей, или твой собственный дом. Смерть каждого человека уменьшает меня, потому что я - часть человечества". - Джон Донн
Будем считать, что это ежегодный краеведческий пост.
Вистино (по-ижорски Viistinä) - деревня на Сойкинском полуострове, который разделяет Лужскую и Копорскую губу. Soikkola по-ижорски значит просто "полуостров", так что здесь тавтология, как в слове "Ингерманландия", где есть и финско-ижорское maa, и шведское land.
До деревни можно за два с половиной часа доехать из Кингисеппа на
автобусе, который по дороге объезжает строящееся шоссе на Усть-Лугу и заворачивает (по понятно каким дорогам) в каждую деревню.
Первое, что видишь на остановке "Вистино-1", - указатель местных достопримечательностей на русском и ижорском. Подсказки по удовлетворению более низменных потребностей содержатся на
карте, хотя там не написано, что оба местных кафе не работают на момент нашего визита. Так и остаётся пиво "Ижорское живое" загадкой. Правда, отмеченная на карте общественная уборная внезапно оказывается самым чистым на свете деревенским нужником - с половичком при входе, жидким мылом и туалетной бумагой.
До маяка (на мысу Колгомпя) не дошли, но он виден из самого Вистина. Двинулись в обратную сторону - к Ижорскому музею (дер. Ручьи, ул. Центральная, д. 80, Кингисеппский район, Ленинградская область, тел. для справок +7(81375)67119 (директор ДК), открыт с 12-00 до 16-00 чт-вс). Адрес - в Ручьях (Ruutsia), но соседние дома, где магазины, уже официально Вистино.
На сундуках у входа лежали половички местного производства на продажу, висели картины местных живописцев:
Со второго этажа спустилась смотрительница, которая провела нас по экспозиции, рассказывая о жизни в старые годы, показывая, как пользоваться экспонатами (большая часть которых отражает материальную культуру ижорского народа), ну и немного ругая нынешнюю обстановку, когда жители деревень не могут подойти к морю, так как там строят портовые терминалы; когда закрыт местный рыболовецкий колхоз, так как разорился; когда коров осталось три или четыре. Она посетовала, что мы не застали экскурсовода
Никиту Дьячкова, он, мол, и по-ижорски говорит и даже учит этому языку, и вышивает, и вообще молодец. Да и она молодец, рассказывает живо и интересно.
Устройство для извлечения из картошки крахмала.
Пастушеский кнут.
Старинный якорь (чтобы держал лодку, в него вставляли камень).
Среди экспонатов музея также старинный могильный крест и полностью перенесённое захоронение XIV века.
Это не кадка, это - сундук для приданого, круглый, чтобы можно было легко выкатить из топившейся по-чёрному избы при пожаре.
Водский музей, который располагается чуть дальше по побережью, за последние 20 лет сгорал дважды. К сожалению, экспонаты у них хранились не в таком сундуке...
Среди экспонатов много образцов традиционной вышивки и костюма.
В начале XX века ижорцев значилось в этих местах несколько тысяч. Сейчас, сказала экскурсовод, вообще от народа осталось человек 200, а в этих местах - примерно 12. "В этом году много померло".
При советской власти ижорский язык преподавали в школах, вышла примерно пара дюжин книг на нём. В 1937-ом преподавание языка запретили, а учителей репрессировали.
Во время Второй мировой, финнов-ингерманландцев, а заодно и ижору с водью вывезли в Финляндию в качестве даровой рабсилы. После войны, кто-то оказался в Германии, вернувшихся в СССР отправили в ссылку, и до конца 1950-ых вернуться было нельзя. К тому времени дома ижорцев заняли переселенцы из других регионов РСФСР. Многие деревни оказались уничтожены войной.
Колхоз уже не работает, но знак (между Ручьями и Вистиным) сработан от души.
Камней на полуострове много, так что много и каменных строений.
Деревянные - украшены наличниками.
К сожалению, церковь св. Николая в Ручьях, как мне кажется, несколько уступает традиционной местной архитектуре.
Камень на могиле.
Среди уничтоженных войной - село Сойкино, которое когда-то было крупнейшим на полуострове.
Сейчас от него остались руины
Никольской церкви.
Рядом - старые могилы заброшенного кладбища, а также строящаяся деревянная часовня.
Это - самая высокая точка Сойкинского полуострова (136 м. над уровнем моря), поэтому видно далеко. Кажется, можно разглядеть строения ЛАЭС в Сосновом Бору.
Как-то так.
Дорога с холма куда приятней и легче, чем разбитая самосвалами трасса до песчаного карьера, по которой мы взбирались.
Половина деревни считается по улице Водский (sic) Конец, а
Википедия сообщает, что деревню переименовали в 1918, когда память тов. Пахомова было несколько рано увековечивать.
В Пахомовке тоже красиво.
За деревней нас догнал какой-то мужик на легковушке и предложил подвезти (к слову, и по дороге к Сойкинской церкви водитель самосвала остановился узнать, не подвезти ли нас - но мы почти добрались), так что до автобуса на Калище (это час или полтора ехать, оттуда ходят поезда в Петербург) мы успели ещё зайти в Вистинский ДК, где была небольшая выставка традиционной керамики и других ремесленных изделий.
Надо вернуться.