Я не знаю, в кого ты стреляешь,
Кроме Бога здесь никого нет.
БГ
Бойцовские качества мужчины прославлялись веками. Бесстрашие, преданность цели, способность вставать после падения. Но что в них проку, если цена им - смерть?
Один из лучших мужских фильмов последних лет -
"Мандарины" грузинского режиссера Заза Урушадзе. Пожилой эстонец Иво, живущий в Абхазии во время войны 1992-го года оказывается посреди кровопролития и ненависти и преподносит удивительные уроки мужества.
Хотя в фильме не показаны военные действия, каждый герой вступает в серию поединков с собой и с миром, проверяя свое мужество на зрелость. Одни заканчиваются могилой, другие - новой жизнью.
Путь мужчины соткан из поединков.
Мы получаем вызовы судьбы, попадаем в конфликтные ситуации, принимаем тяжелые решения. Поединком может быть и домашний спор и задачка по математике. Битва нужна, чтобы очистился мир. То, что ведет к победе, сохраняется, а неполезное отбрасывается. Так ведется бой между добром и злом в сказках, так борются зима с весной на масленицу.
В поединках ярче всего проявляется мужская зрелость. Мужчина ведет себя как боец или как воин. Разница простая.
Боец в поединке ставит задачу победить. Причем, реальные цели могу быть разными: сохранить лицо, привлечь к себе внимание, доказать что-то. Если поединок проигран, бойца угнетает жажда мести. Все силы направлены на победу. Ради победы он готов хитрить, ненавидеть, унижать. С каждым поединком боец становится жестче, звереет. Его бойцовские качества не делают его зрелым мужчиной, он ходячая опасность и другим и себе. Его драка не будет честной, а победа не принесет радости. Все победы - долги, по которым придется платить.
Воин видит битву шире, чем боец, он дерется не на смерть, а на жизнь. Он понимает, что смысл каждой битвы - очищение. Им движет надличностное посвящение, то есть преданность чему-то большему: высшему идеалу, Богу. Тогда поединок становится не самоцелью, а возможностью самопознания, а противник - учителем. Главное искусство воина: дарить победу другому. Видеть несовершенство противника и не пользоваться им. Уважать равно и силу и слабость противника, и даже восхищаться им.
Когда я учился русскому рукопашному бою "любки", главным исходом любого поединка был обший хохот. Мы понимали, что не деремся, а потешаемся, что не боремся, кто лучше, а учимся друг у друга. В любках учат, что в молодости надо драться так же, как будешь драться в глубокой старости, то есть, не применяя силы, скорости и хитрости. Оставаясь верным себе. Тогда любой поединок заканчивается дружбой, что и есть победа для воина.
Старец Иво - единственный воин в фильме среди воинственно выглядящих мужчин в камуфляже, которых он называет "детьми смерти". Судьба постоянно бросает ему вызов: трагедия его земли, судьба сына, два раненных врага в доме, гибнущий урожай мандаринов, непрошеные гости с автоматами. Он принимает вызов с невозмутимостью и любовью и выбирает жизнь. Так он становится могучим источником света и, как воском, скрепляет вокруг себя слабых и заблудших.
В моей жизни не было поединка на смерть, и надеюсь, не будет. Зачем тогда я желаю поражения противнику? Зачем веду себя так, словно каждый поединок в моей жизни последний? Гребу под себя, насмехаюсь над слабостью упавшего, держу обиду, как отложенный бой, в котором непременно должен победить я.
Дед Иво многое поведал мне о доблести воина, не сделав ни единого выстрела. Фильм о войне, жестокий, но под титры мы все улыбались от света и любви, которые излучал этот пожилой мужчина. Его отеческой силищей восхищалась одинаково и Аюна, как женщина, и я, ставший на время его желторотым учеником вмете с остальными героями-вояками. Мы соскучились по неброской, но преображающей мудрости старца, с которой и в кромешном аду чувствуешь себя в безопасности.