Oct 26, 2010 16:52
Курсе, по-моему, на пятом, когда нас уже сложно было испугать текстами разных там Деррида и Лаканов с Жижеками, мы к одному из семинаров по постструктурализму читали "Логику смысла" Делёза. Я и тогда не очень поняла, что французский философ имел в виду, а сейчас смутно припоминаю только телегу о том, что в культурных объектах, которые на самом деле знаки, нет означаемого, а есть только следы, которые вроде как к этому означаемому должны вести, как-то так. Так вот на том семинаре мне пришлось отвечать. Тут нужно сказать, что конкретных вопросов на таких семинарах нам никогда не задавали. А говорить нужно было что-то умное, желательно минут пять. И поскольку это, как я уже говорила, был курс пятый, непонимание текста уже не было проблемой. Так что я минут пять говорила что-то примерно такое: мне кажется, Делёз просто издевается над читателем, потому эти его следы если и существуют - что не факт - то никуда не ведут, а если даже и ведут, то автор и сам не знает куда, по большому счёту ему всё равно. Аудитория явно одобряла: все думали примерно то же, но никто вслух не говорил. А преподаватель мне после короткой паузы сказал: "Юля, ви профануєте".
Новый фильм Годара напомнил мне эту историю, он чем-то напоминает экранизацию той книги Делёза. Одновременно он напоминает экранизацию анекдота про гвозди ("Мама, а гвозди? - Так вот же они") и нескольких частушек Псоя Короленко ("Шёл по улице Фассбиндер, на хую вертел цилиндр"). Хотя, возможно, это просто фильм о возвращении к истокам, а также о том, что думает Годар по поводу Голливуда и, очевидно, капитализма с социализмом. Ну или это вообще не фильм.
Перед показом ведущий сказал: "Надеюсь, этот показ станет для вас событием". Да, стал - мы досидели до конца. Более того, когда мужчина, сидевший на соседнем кресле, спросил: "А вы не знаете, сколько времени идёт этот фильм?" (а шёл он уже второй час), мы были готовы смотреть ещё минут сорок. Но тут фильм закончился. Хотя, возможно, это просто киномеханикам он надоел, и они обрезали плёнку в произвольном месте - всё равно никто никогда не догадается.
кино