Полцарства за коня... шоколадного

Jun 07, 2010 00:30




В детстве я, как и подавляющее большинство других детей, очень любил конфеты. В то время они были достаточно дефицитным лакомством. Поэтому, когда родственники привозили мне сладости из-за границы, я набивал ими полные карманы и отправлялся во двор. Там мои карманы распахивались для самых близких и не очень близких мне друзей, приятелей, мальчишек из соседних дворов и еще бог знает кого. На какое-то мгновение я оказывался в центре всеобщего внимания, и круг моих почитателей разрастался до размеров целого квартала.

Но и в наш век изобилия конфета или какая-нибудь печенюшка, оказавшаяся в руках ребенка по-прежнему приковывает к нему внимание окружающих детей. Достаточно понаблюдать за группой малышей в детском саду или ребят на детской площадке, чтобы понять, какая власть может быть заключена в этом маленьком кусочке сахара с ароматной начинкой. Не понадобятся и специальные исследования, чтобы прийти к выводу, что конфеты - один из распространенных поводов к конфликту в детском сообществе. Их выпрашивают, забирают, воруют друг у друга. Ради конфеты некоторые малыши готовы на все - пожертвовать своей дружбой, гордостью, совестью… Миром детей правит «конфетная» психология.

Конфеты - это не только сладости, но и своеобразные детские «деньги». С ловкость завзятых дельцов малыши за конфеты покупают друг у друга игрушки, услуги и даже дружбу. Поэтому можно смело считать конфету одним из существенных элементов детской субкультуры, неотъемлемым атрибутом жизни любого дошкольника. Конфета дает власть, хоть и временную. Она - залог успеха и популярности. С ее помощью дети выражают свою симпатию друг другу и взрослым, либо, наоборот, обижают и унижают других, демонстративно отказывая им в угощении.

Как только конфета появляется в детской группе - там легко обнаруживаются лидеры и звезды, гордые одиночки и аутсайдеры, уверенные и неуверенные в себе дети. У кого-то хватает смелости попросить угощения, не дожидаясь, пока предложат, а кому-то очень хочется, но вот уверенности недостает. Кто-то сам демонстративно отказывается от предлагаемой ему вкуснятины, высказывая тем самым неприязнь угощающему. А кто-то другой стоит в стороне, считая, что он выше этого, и выпрашивание конфет - занятие вообще недостойное.

Таким был и я. Мама всегда учила меня, что просить - это не культурно. В результате понадобились долгие годы, чтобы я, наконец, нашел в себе силы без лишних душевных терзаний попросить хотя бы чашечку кофе или ложку сахара у кого-нибудь из своих коллег.

Но конфета - слишком эфемерный символ власти и очень ненадежное средство для манипулирования. В отличие, например, от игрушки, которая долго может ходить по рукам и приносить определенную «прибыль» с этого ее владельцу, конфета быстро съедается и все вновь возвращается на круги своя. Как легко с ее помощью завоевывается авторитет - так же легко он теряется. Твоя власть длиться ровно столько, сколько тает конфета во рту сверстника. И вот твой новый «лучший» друг уже снова отказывается принимать тебя в свою игру, хотя бы до тех пор, пока ты не принесешь новую конфету.

Отношение к конфете ее владельца тоже часто амбивалентно. Съесть сейчас или потом? Угостить или не угостить? Эта внутренняя борьба обнаруживает себя в том, что некоторые дети бесконечно могут разворачивать и снова заворачивать в обертки свои конфеты, лизнув их один-два раза. А дома, в кругу семьи образ конфеты продолжает властвовать над ними. Родители умело используют его, пытаясь манипулировать своим ребенком. Конфета за хорошее поведение, еще одна за отличную оценку, третья за доброе слово и т.д. Лишить ребенка сладкого, запрятав в доме все конфеты и другие лакомства в самый дальний угол буфета - одно из популярных наказаний. И жизнь ребенка тогда становится совсем «не сахар», когда сладости превращаются в руках сверстников и взрослых в рычаг управления тобой, а ты ничего не можешь поделать со своей страстью к конфете.

Но думается, что в семьях, где конфетам отводиться обычное место - в конфетнице на обеденном столе, а не в качестве привязи на веревочки, дергая за которую можно управлять ребенком, дети спокойно и без особых эмоций относятся к сладкому. Они все равно обожают конфеты, но вот вряд ли станут их использовать в корыстных целях либо жертвовать ради них своими принципами и ценностями.

другое детство, конфеты, дети

Previous post Next post
Up