Аристократизм как средство выжить: можно ли воспитать христианина сегодня? Аристократизм как средство выжить: можно ли воспитать христианина сегодня? От Москвы до Дмитрова - 90 километров по прямой. А если сделать крюк в сторону Александрова - в два раза больше. Именно такой маршрут выбрала в рождественские каникулы группа из Свято-Андреевского братства, чтобы поразмышлять о воспитании
"- Цель нашего общего выезда была очень конкретная: поговорить и подумать о воспитании христиан как детей Божиих, имеющих царственное достоинство, - сказал один из организаторов выезда, председатель братства Сергей Смирнов. - Мы хотели поразмышлять, что значит человеческое достоинство и какими качествами должен обладать христианин. Для начала мы взяли отрывки из нескольких мемуаров, оставленных аристократами конца XIX-начала XX века".
"Важно понять, что аристократы воспринимали свой аристократизм именно как ответственность, как некоторую жертву собой в пользу Отечества. Поэтому они терпели видимые ущемления, постоянно следили за собой, держали себя в тонусе, как физическом, так и интеллектуальном.
В противовес этому современный человек чуть только напряжется, в чем-то себя ограничит - и сразу думает, что все вокруг ему должны".
"Вторая тема выезда - личный выбор, который связан с воспитанием, но не всегда определяет его, - продолжает Сергей Владиславович. - Человека воспитывают в том, что такое добро, что такое зло, но в какой-то момент выбор он должен сделать сам. И именно многие аристократы начала ХХ века, которые были лишены всего, оказавшись, кто в эмиграции, кто в России в ГУЛАГе, выживали, сохраняя свое человеческое достоинство. Об этом мы тоже размышляли всю поездку вместе с детьми. Мы не детям хотели объяснить, какими они должны быть, а хотели понять, какими должны быть мы сами".
"- Я в Александрове был много раз, - сказал профессор Александр Копировский, - и в Дмитрове тоже. Даже когда-то, служа в армии сравнительно недалеко от Дмитрова, в самоволку водил знакомых солдат в Успенский собор, который тогда был музеем. Мне интереснее всего была Алексиевская пустынь как попытка создания христианской общины. Это и монастырь, и нет. Мы много слышали про нее, и было важно увидеть школу живьем, почувствовать атмосферу этого места, посмотреть на лица людей. Для меня еще многое остается неясным и даже сомнительным, но, это живой опыт христианской жизни".
"- Мне кажется, мы достигли цели нашей поездки: объединили отцов и детей, чтобы это был не благочестивый туризм, а совместное служение, паломничество, - сказал Александр Копировский. - Этому способствовало все: и совместная молитва в автобусе, и чтение для всех, и посещение храмов и музеев, и беседы об увиденном и услышанном, и катание на горках, и общие обеды. В этом единстве, нам кажется, были элементы аскезы и элементы искомого нами аристократизма. По пути не было ни одного ЧП, ни одного прокола. Даже когда мы заблудились, и наш автобус (при 3-х навигаторах!) уехал в противоположную сторону от канала, построенного заключенными Дмитлага, стало понятно - так и надо. Господь показал, что такие места нельзя посещать мимоходом. Тем более что теперь у нас есть повод вернуться".