Литургия и оглашение

Jan 01, 2014 22:41

Оригинал взят у adam_a_nt в Литургия и оглашение
священник Флорин Ботезан

Может возникнуть соблазн полагать, что литургия связана с катехизацией лишь постольку, поскольку катехизация призвана объяснять литургию и делать ее понятной для сознательного участия в ней.




Неосведомленному человеку, присутствующему на богослужении, Божественная литургия - в том виде, в каком ее совершают в наши дни - представляется чередой малопонятных обрядов и символов, входов и выходов из алтаря, ектений, возгласов, песнопений, чтений из Священного Писания, между которыми, на первый взгляд, не прослеживается никакой связи. На самом деле это не так, стоит только присмотреться и вникнуть.

Может возникнуть соблазн полагать, что литургия связана с катехизацией лишь постольку, поскольку катехизация призвана объяснять литургию и делать ее понятной для сознательного участия в ней. Рассуждения о катехизическом характере Божественной литургии (помимо чтения Священного Писания, проповеди и произнесения Символа веры) могут показаться довольно далекими от реальности, а утверждение о том, что Божественная литургия являет собой совершенное огласительное наставление, - абсурдным и триумфалистским. Тем не менее, серьезный анализ Божественной литургии и глубокого смысла катехизации подводит нас к этому утверждению.
Читать далее

Комментарий Владимира Якунцева, сотрудника Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ

Статья о. Ботезана Флорина - пример интересного и глубокого размышления священника, чувствующего жизнь Церкви как евхаристистическую тайну. Поэтому катехизация, призванная вводить в эту тайну, ни в коем случае, с точки зрения автора, не может быть неким «образованием», передачей внешних знаний. В этом ключе «совершенным огласительным наставлением» является сама литургия. Катехизация должна готовить к участию в ней и дополнять его.

Нельзя не согласиться с автором в том, что распространенный сейчас способ служения литургии содержит в себе целый ряд препятствий для того, чтобы она была таким наставлением, хотя очевидно, что в традиции ее совершения это заложено. Можно, на наш взгляд, прислушаться к конкретным советам о. Ботезана всем, кто хочет возродить эту традицию.

В связи с этой задачей к размышлениям автора необходимо, на наш взгляд, добавить еще две важные детали. Во-первых, литургия верных огласительным наставлением может быть только для новопросвещенных (т.е. проходящих третий этап оглашения - таинствоводство). Во-вторых, чтение (пение) Символа веры во время литургии верных, как доказывает нам современная литургика, является вставкой начала VI в., сделанной по церковно-полемическим (охранительным), а не огласительным соображениям. Вряд ли стоит ей такой смысл навязывать, невольно оправдывая разрушение евхаристической общины к тому времени, уже не знающей, кто в ней еретик, а кто нет.

Якунцев, катехизация, НМЦ МиК, литургическое, церковь, традиция

Previous post Next post
Up