Беседы с отцом Сергием. Почему я проповедую на рок-концертах?

Mar 03, 2012 12:09



ИГОРЬ ШАТРОВ: Отец Сергий - православный миссионер, который известен своими проповедями в среде рок-музыкантов и поклонников рок-музыки. В то же время такое отношение к молодежным субкультурам не является общепринятым в Православной Церкви. Более того, деятельность о. Сергия, как мне показалось, вызывает неприятие со стороны некоторых православных священников. Сегодня мы поговорим о современном миссионерстве на примере рок-музыки.

Вы слушаете рок-музыку и окормляете своими проповедями многих и многих рок-музыкантов и поклонников их творчества. Однако есть и те, кто считает рок сатанинскими ритмами. Объясните свою позицию, свое отношение к рок-музыке. Нет ли в роке признаков идолопоклонства, не потворствуете ли вы тем, кто в лице рок-музыкантов сотворяет для себя кумиров на земле? Наконец, чем рок лучше (или хуже) классической музыки, других музыкальных направлений?

ОТЕЦ СЕРГИЙ: Мысль о том, что проповедь слова Божия будет услышана и принята на рок-концертах, возникла у меня уже давно. Исходил я из того, что во времена моей молодости мы собирались на концерты не для того, чтобы «оторваться и подрыгать ногами», а для того, чтобы чему-нибудь научиться, услышать новые мысли, погрузиться в новые ритмы. Поскольку рок был тогда под запретом, для нас это были еще и демонстрации протеста против совка. Как правило, после таких концертов я обретал новых друзей, а пищи для размышлений хватало на несколько недель. Для меня всегда - и тогда, и сейчас - рок-культура это, прежде всего, интеллектуальное явление. Рок подобен траве, пробивающейся сквозь асфальт. Оглядываясь назад, могу заявить, что мы победили! Берлинскую стену снесли волосатые парни с гитарами, а не пушки и ракеты. И в будущем, если мир будет слушать поэтов, а не демагогов, он будет жить.

Обычно слово священника слушают со вниманием, хотя, конечно же, как и на всяком рок-концерте, кто-то перебивает, кто-то не хочет видеть попа. Тем не менее, многие потом подходят поблагодарить. Иногда берут телефон, чтобы встретиться для беседы. С некоторыми сложились постоянные связи. На вопрос об итогах моей миссионерской деятельности мне однажды пришлось отвечать Севе Новгородцеву в эфире Би-Би-Си, и я сказал, что самый главный из них вижу в том, что в Церкви значительно изменилось отношение к рок-музыке и рокерам. Те, кто раньше были «не в теме», начали что-то понимать. При храмах стали обретать приют рок-группы. Да и сами рокеры начали понимать, что в Православной Церкви далеко не все считают их сатанистами. Наоборот, им сочувствуют, их понимают, их ждут. Многие православные сами когда-то были бунтарями-рокерами, слушают рок и сегодня.

Я глубоко верю в русскую молодежь, вижу, что как раз среди нее процент «купи-продаев» не так велик. Молодые русские юноши и девушки, прежде всего, хотят найти ответы на насущные вопросы бытия. Особенно же те, кто относят себя к неформальным движениям. Учитывая опыт моего поколения, смею заявить, что из сегодняшних неформалов выйдет будущая элита Русской земли. А значит, у нас есть будущее.

Почему я проповедую именно на рок-концертах? Потому что настоящий рок всегда несет в себе жизненную силу и философию. Рок - интеллектуальная музыка для думающих людей. Поэтому слово благовестия на рок-концерте как нельзя кстати. Конечно же, рок очень разнообразен. Группы сатанистского направления, последователям которых «все ясно», не будут меня и слушать. Зачем же перед ними «метать бисер»? Подождем, пока эти молодые люди одумаются, убедятся на опыте, что дьявол есть лжец и отец лжи, что он еще никогда никому не помог и помогать не собирается. Когда у них возникнут сомнения - вот тогда и поговорим с ними.

Затрудняюсь я также благовествовать перед поклонниками попсы. Чувствую себя всякий раз очень неловко, у меня такое впечатление, что слово Божие там не уместно и Бог не нужен. По сравнению с этим, рокеры подобны алчущим и жаждущим, которые с нетерпением ждут слова о Христе. Я ощущаю это всегда, когда обращаюсь со словом благовестия к рокерам. И всякий раз их благодарные сердца отвечают взаимностью.

Это не компромисс, это миссионерство, а для него, повторюсь, никаких границ не существует. Митрополит Антоний Сурожский сказал, что если и в аду ему поставят кафедру, то он и там будет проповедовать. И на примере святых мы видим, что проповедовать можно абсолютно везде. Преподобный Виталий Александрийский проповедовал блудницам. Равноапостольный Николай Японский ходил по капищам и там людей просвещал. Почитайте очень интересное житие преподобного Авраамия Затворника: там рассказывается, как монахиня Мария, его племянница, стала распутницей, и преподобный пошел ее спасать. Оделся в воинские доспехи, прикинулся блудником, проник в публичный дом, «нанял» ее и привел к покаянию.

Ошибаются те, кто считают, что приглашать в храм - удел только западных христиан и сектантов, а в Православную Церковь люди должны приходить сами. Чтобы люди пришли в Церковь, очнулись, Церковь должна быть активной. Протестанты, на мой взгляд, излишне активны, они откровенно заманивают в свои церкви. Но я не пристаю к людям на улице, а в каком-либо собрании речь сказать - дело вполне православное. И святитель Иоанн Шанхайский, и равноапостольный Николай Японский так делали.

Если бы апостолы были пассивны, если бы равноапостольный князь Владимир сидел, сложа руки, что было бы с Православием? Церковь всегда была апостольской, в том числе, как преемница апостолов в их миссионерском труде. Россию тоже просвещали, часто ценой собственной жизни: священномученик Кукша, просветитель вятичей; преподобный Трифон Печенгский, обращавший в христианство язычников-лопарей на Кольском полуострове; убитый татарами святитель Макарий Каневский; святитель Макарий Московский - апостол Алтая; преподобный Герман - просветитель Аляски. Их не было что ли? У православного миссионерства глубокие исторические традиции.

Меня спрашивают, нет ли тут опасности, мол, увидев священника на рок-концерте, люди могут разочароваться в Церкви: мы думали, что они стоят особняком, что они святые, а они стали такими же, как мы? Так и есть: мы такие же люди, как и все. Ведь Христос пришел, чтоб грешников спасти, и Его Церковь - это не одно только собрание святых. Вся красота Христианства в том, что Богочеловек пришел к людям и с ними стал общаться, как Человек. Все другие религии элитарны. В буддизме, исламе, индуизме существуют избранные, «посвященные», а все остальные как бы считаются быдлом. Христианство - наиболее демократичная религия, оно принимает всех. «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так. А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой», - говорит Спаситель.

Ни зла, ни добра музыка сама по себе не несет. Все зависит от того, какие идеи в нее заложены. Возьмите Вагнера. Это гениальный композитор, сочинивший прекрасную музыку на германский эпос («Полет валькирий», например). Ничего фашистского в ней нет и не может быть, тем не менее она превратилась в инструмент пропаганды нацизма, т.к. Гитлер ее очень любил. Так что нет ничего плохого самого по себе. Деньги? За них можно убить, а можно на них храм построить или выкупить пленника. Нож? Можно им колбасу резать, а можно - глотки. Так же и гитара. Какой текст кладешь на музыку, какую идею хочешь передать, что хочешь сказать - это главное. Музыка сопровождает и открывает твои слова и идеи, иллюстрирует их, усиливает, делает более эмоциональными. А рок - это очень сильное средство усиления.

Поскольку рок-музыка имеет большое значение для современной молодежи, как уже было сказано выше, необходимо пользоваться этим полем для благовествования Слова Божия, тем более что успешные опыты уже имеются. Повторюсь, нет какого-либо неприличного места для благовестия. Конечно, важна форма, в которой может преподноситься благовестие. Допустим - только допустим, предположим, понятно, что я сам так не считаю! - рок-музыка от сатаны. Тем более, там, где собираются ее слушатели, должно прозвучать и слово Божие, чтобы сатана был посрамлен, а молодые люди получили пользу для души. Проповедь на рок-концертах - один из методов миссионерской работы, показавший себя довольно успешным и принесший свои плоды. Даже Святейший Патриарх Кирилл обращался к нему в своей архипастырской деятельности.

Рок-музыка - один из объединяющих факторов, язык общения некоторых субкультур. Посредством ее распространяют идеи, протестуют против лжи и неправды окружающего мира, того мира, который по свидетельству Евангелия во зле лежит. Рок-музыка подкупает своей честностью, правдивостью и искренностью, неприятием несправедливости. Настоящий рок не может быть коммерческим, продажным. Рок и другие серьезные стили музыки не терпят лжи и фальши. Именно поэтому рок до сих пор так популярен у молодых людей. Для них это не просто музыка, а образ жизни, мировоззрение, целая культура.

Рок - музыка вовсе не развлекательная, скорее, связанная с поисками молодым человеком Истины, Правды и смысла жизни, то есть, в конечном итоге, богоискательством. Вопреки бытующему мнению об агрессивности рока, с момента своего появления в 60-е годы XX века рок-музыка принципиально выступала против насилия и войн.

Опровергать мнение тех, кто считает рок «сатанинскими ритмами», не вижу смысла, так как человеческое невежество, упёртость и глупость неистребимы. Если невежественный глупец хочет оставаться таковым - пусть им и остается. Единственное, что могу сказать наверняка: такое мнение не является общепринятым в Православной Церкви, хотя оно достаточно распространено, особенно среди священнослужителей и прихожан пожилого поколения. Более молодые прихожане и священники не разделяют это мнение.

Рок-музыка - всего лишь явление культуры, не более того. Не стоит ее переоценивать. Но грех - недооценивать тот интеллектуальный потенциал, который присутствует в лучших шедеврах рок-культуры. Поэтому, рок не лучше и не хуже классической музыки. Выбор между этими двумя направлениями музыки - скорее, дело вкуса и воспитания. Кстати, вопреки распространенным заблуждениям, практически все «продвинутые» рокеры любят и классическую музыку. А рок-музыканты никогда не делают противопоставления, заявляя о том, что существует немало рок-композиций, на которые их вдохновила классическая музыка.

Несколько лет назад в Осло, в зале, где вручаются Нобелевские премии, престижную международную музыкальную премию получали одновременно известный российский дирижер Гергиев и группа «LedZeppelin». На вопрос: «Не смущается ли Гергиев таким соседством?» - дирижер отвечал: «То, что мы сейчас называем классической музыкой, когда-то исполнялось бродячими менестрелями. Века отсеяли хорошую, качественную музыку от плохой. И теперь это называется классикой. Пройдет какое-то время, и лучшее из того, что исполняет «LedZeppelin» также будет называться классикой».

Заповедь «Не сотвори себе кумира» относится к идолам - ложным богам, олицетворявшим собой человеческие страсти: пьянство, гнев, блуд, сребролюбие, жестокость, кровожадность, властолюбие, чревоугодие и т.д. Слову «кумир» аналогично слово «идол» (отсюда «кумирница» т.е. языческое капище, место на природе или в храме, куда помещали идолов для поклонения им). Талантливый музыкант, художник или писатель - не есть идол, но человек, одаренный Богом талантами в душевной сфере, который, работая над собой, сумел эти таланты развить. Вполне такой человек заслуживает уважения окружающих людей. Особенно, если свои таланты он ставит на служение Богу, своим творчеством прославляя Его. Даже просто исповедуя себя верующим человеком. Как правило, творчество такого человека приводит его почитателей к уважению и его духовно-нравственных воззрений. Талантливый человек в духовной области называется праведным и святым.

ИГОРЬ ШАТРОВ: А ведь, действительно, даже многие верующие, а уж тем более невоцерковленные люди, часто воспринимают территорию внутри церковной ограды как резервацию, а Церковь как некое закрытое сообщество. Такое неверное представление о месте и роли Церкви в обществе - наследие безбожных лет построения рая на земле. Именно поэтому возникают вопросы, подобные обсужденному нами сегодня. И, похоже, разговор на эту многогранную тему нам предстоит продолжить и в следующих «Беседах».

.

Гергиев, благовестие, миссионер, «LedZeppelin», миссионерство, отец Сергий (Рыбко), идол, Игорь Шатров, рок-музыка, проповедь, концерт, кумир

Previous post Next post
Up